Обзор. Африка 1-5.02.2016

 Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло

  1. Роль университетов в построении креативной экономики (Кения)

Креативная экономика способствует экономическому росту, созданию рабочих мест и экспортных поступлений, также как и содействует социальной интеграции, культурному разнообразию и человеческому развитию. Это является возможным вариантом политики диверсификации экономики и повышения торговли, достижения успехов в развивающихся странах. Ключевую роль здесь должны играть университеты.

 

  1. Новый университетский законопроект направлен на улучшение отчетности (ЮАР)

Есть опасения в академических кругах, что новый законопроект может посягать на автономию университетов. Изменения предполагают обеспечение министра полномочиями определять цели трансформации и механизмы ее реализации. Это позволяет министру менять процессы, процедуры и мандаты университетов и других высших учебных заведений. Он также уполномочивает министра удерживать финансирование при определенных обстоятельствах. Законопроект будет открыт для общественного обсуждения.

 

  1. В Африке разрабатываются «зеленые» университетские сети

Африка с запозданием присоединилась к “зеленым” университетским движениям – только 5 учреждений континента из более чем 400 участников мирового рейтинга университетов, практикующих экологически обоснованную политику помощи в борьбе с изменением климата. Но теперь национальные и региональные «зеленые» университетские сети активно разрабатываются на континенте. Зеленые сети университетов в настоящее время планируется в Кении, Марокко, Уганде и Западной Африке – а также для арабских государств и Западной Азии – в процессе консультаций между университетами, национальными экологическими и образовательными учреждениями и Программой ООН по окружающей среде.

 

  1. Десять кампусов закрыты, десятки сталкиваются с запретом из-за качества (Кения)

Комиссия по университетскому образованию закрыла 10 из 13 кампусов Kisii University, одного из наиболее быстро растущих государственных университетов Кении, потенциально угрожая существованию учреждения. Ответственный орган начал массовую проверку всех государственных университетов, чтобы искоренить суб-стандарты кампусы и учреждений. Это следует из озабоченности независимых педагогов пошатнувшимся качеством обучения в университетах, где быстро расширяется количество студентов.

 

  1. Университеты постепенно отказываются от курсов с несколькими студентами (Уганда)

Угандийские университеты поэтапно отказываются от курсов с несколькими студентами – за исключением научных курсов и тех, которые не доступны в других местах либо в университете, где может иметься сравнительное преимущество. Курсы, которые посещает всего несколько человек нерентабельны для университетов, ведь для них приходится организовывать полноценный и полномасштабный образовательный процесс. Хотя некоторые эксперты считают, что часть университетов просто хочет предлагать популярные курсы, нежели популяризировать те, что не пользуются спросом.

 

  1. Программа подготовки учителей по математике запущена (Камерун)

Министр среднего и высшего образования Камеруна и Африканский институт математических наук запустили программу тренинга учителей математики в январе. Пилотная инициатива будет обучать около 3000 учителей математики через три высших учебных заведения.

 

  1. Регистрационные сборы отложены после #FeesMustFall волнений (Намибия)

Движение #FeesMustFall ЮАР получило резонанс в соседней Намибии, где студенческие протесты на прошлой неделе привели к правительственной отсрочки платежа регистрационного взноса в Namibia University of Science and Technology. Отказ от регистрационных сборов может угрожать нормальной работе университета.

 

  1. Система образования обрекает учащихся на неудачу (ЮАР)

Система образования Южной Африки создает целые поколения выпускников «не состоятельных», в результате плохой подготовки к обучению на иностранном языке. Если образовательные учреждения хотят, чтобы образование открывало доступ к рынку труда, то нужно понимать критерии, которыми руководствуются работодатели при отборе кандидатов.

 

  1. Изменение нуждается в регулировки (ЮАР)

Университеты должны открыть себя заново и адаптироваться к динамичным изменениям в системе высшего образования, чтобы избежать застоя.

University Stellenbosch стремится идти в ногу со временем, показывая высокий уровень развития. Сегодня вуз имеет 150 учреждений-партнеров в 44 странах на шести континентах, и 15% студентов являются международными – из 117 стран. Университет переступил порог в 30 000 студентов. В прошлом году, впервые было больше англоязычных (44%), чем говорящих на африкаанс (42%) студентов в общей сложности. Такая ситуация будет продолжаться, если посмотреть на языково-демографические тенденции. В вузе разделены потоки обучающихся студентов с английским языком преподавания и африкаанс.

 

  1. Еще один университет открывается в Малави

Спрос на университетское образование в Малави постоянно растет, поэтому Синод центральноафриканской пресвитерианской церкви в Блантайре собирается открыть университет в апреле. Вуз будет предоставлять образование на факультетах коммерции (бакалаврская степень по маркетингу и бизнес-администрирование) и теологии (аспирантские программы).

 

  1. Борьба с безработицей выпускников (Нигерия)

Согласно данным последнего отчета около 46% выпускников страны является безработными. Самое большое беспокойство вызывает то, что работодатели считают выпускников не трудоспособными из-за отсутствия необходимых для рынка труда навыков. Основным работодателем на рынке труда является само государство. Для решения проблемы необходимо объединение усилий государственного и частного секторов.

По материалам: University World News, University of the Witwatersrand, Stellenbosch University, Nyasa Times, The sun