Сентябрь-Октябрь 26.09 – 02.10 Африка

Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.

Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:

  1. наличие доли неопределенности в политике некоторых стран в сфере высшего образования, поиск собственного пути развития и формирования оптимальной национальной системы высшего образования с учетом международного опыта.
  2. неудовлетворенность студентов существующими национальными системами образования, которая выливается в митинги протеста и демонстрации;
  3. Африка остается «открытым» регионом для инноваций в сфере образования, которые используются как средства расширения доступа к нему;
  4. расширение сферы университетского образования начинает беспокоить своим неконтролируемым характером, актуализирует вопросы качества и соответствия образовательным стандартам;
  5. активизация инвестиций Китая в африканскую сферу образования. Это касается как университетской ступени, так и начальной школы (финансирование Shanghai Construction Group строительства новой школы в Танзании). В целом китайские лидеры заявляют о тесном сотрудничестве и помощи в развитии ряда африканских стран (Южная Африка, Ангола, Танзания, Нигерия), в том числе и в вопросе образовании.
  6. намечено тесное сотрудничество и взаимопомощь стран внутри самого региона в сфере высшего образования. Кроме того, регион является «популярной» ареной для международных саммитов, конференций и финансовых инициатив в сфере образования и науки.

 

Аннотации статей:

  1. Протесты из-за возможного «понижения» повышенных университетов (Нигерия)

Студенты и преподаватели в 4х колледжах, которые были повышены до уровня университетов бывшим президентом, организовали мирные протесты в ответ на предположительные попытки нового президента Нигерии вернуть им статус колледжей. Это касается следующих учреждений: Adeyemi Federal University of Education (Ондо), Alvan Ikoku University of Education (Овери), Federal University of Education (Зария), Federal University of Education (Кано). Аргументы участников дискуссий разделились. Одни считают, что в повышенных недавно университетах нет достаточно квалифицированных лекторов. Преподаватели самих же вузов уверены, что они могут сделать все возможное, превратив институты в надежные центры обучения.

 

  1. Переосмысление высшего образования

В Южной Африке, Дурбан состоялась 9-я ежегодная Конференция в сфере высшего образования, на тему: «Переосмысление политики высшего образования: может ли политика научиться из практики?». Конференция в Университете Квазулу-Наталь привлекла исследователей образования со всей страны, Африки и всего мира.

 

  1. Для трансформации нужен радикальный результат, а не насилие (Южная Африка)

Выступая с речью на 9-й ежегодной конференции в области высшего образования, которая состоялась в Дурбане на прошлой неделе, Адам Хабиб, вице-канцлер университет Витватерсранда призвал учреждения работать вместе, чтобы сформировать адекватную систему в ответ на глобальные потребности. При этом не путать радикальные изменения и насилие.

Обязательным условием для конкурентоспособности является дифференциация в вузах. Важно воспитывать студентов в соответствии с запросами рынка. Связующей нитью всех университетов Южной Африки должны быть исследования.

 

  1. Инициатива по укреплению 16 африканских научных советов

В этом месяце в Кении, Найроби прошел первый Форум по 15 млн.$ инициативе укрепления научных советов в Африке. Первоначально научные советы будут поддерживаться в 12 странах – Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Эфиопия, Кения, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Четыре основные цели:

– исследовательский менеджмент;

– проектирование и контроль научно-исследовательских программ;

– поддержка трансфера знаний;

– установление партнерских отношений с другими научными системами.

Эти цели будут достигнуты посредством региональных обменов и подготовки кадров, региональных форумов, онлайн-обучения, совместных исследований.

 

  1. Заменен спорный министр высшего образования

Министр высшего образования Египта недавно был смещен с занимаемой должности, чему предшествовал ряд спорных решений, возмутивших и преподавателей, и студентов. Ему вменяли игнорирование мнения преподавателей при принятии закона о высшем образовании.

Новый министр, стремясь отойти от линии поведения своего предшественника, пообещал направить в университеты для осуждения законопроект о высшем образовании.

  1. Построение наций и взаимосвязь культур

В мае 2016 г. впервые в Африке пройдет «Going Global» – крупнейшая в мире открытая конференция для лидеров международного образования.

В период глобализации высшего образования актуальной остается проблема поддержки университетов в процессе создания нации. Основная задача для национальных директивных органов и руководителей высших учебных заведений должна состоять в поощрении международного сотрудничества в целях укрепления конкурентоспособности своих университетах теми способами, которые не подрывают национальные приоритеты политики.

 

  1. Высшее образование «жизненно важно» для удовлетворения

На 27-й ежегодной Конференции Европейской Ассоциации высшего образования, которая состоялась 15-18 сентября в Глазго, ведущие ученые отметили, что высшие учебные заведения играют ключевую роль в оказании помощи Африке, на пути новых целей устойчивого развития ООН.

На конференции акцентировали внимание на таких вопросах как: слабые системы высшего образования и научно-исследовательских сообществ, бедное сотрудничество между учреждениями, продолжающаяся утрата навыков через «утечку мозгов» в виде лучших сотрудников и студентов. Отметили, что высшее образование играет важную роль при оказании помощи в построении партнерских отношений между различными странами.

 

  1. Парламент принял исследовательский закон в соответствии с приоритетами экономики (Алжир)

В Алжире приняли новый рамочный закон о научных исследованиях, который будет отдавать приоритет социально-экономическим потребностям страны. Закон предусматривает, что научные исследования и технологическое развитие являются «национальными приоритетами», сосредоточенными на содействии экономическому росту. Экономическое сообщество должно инвестировать в национальные усилия по распространению научных исследований и технологического развития, в то время как прибыль, будет определяться ежегодно финансовым законодательством.

Новый закон вводит понятие «диссертация в промышленности», как ответ на вызов потребностей сектора. Необходимой задачей остается расширение докторского уровня образования.

 

  1. Первые магистры в сфере мобильных телекоммуникаций и инноваций (Кения)

Одно из ведущих учреждений бизнес-образования в Кении, Strathmore University, в партнерстве с оператором мобильной сети Safaricom Limited и инновационным центром @iLab Africa, первыми в Африке предлагают возможность получения степени магистра в области мобильных телекоммуникаций и инноваций.

Обучение в магистратуре 2015-2016 гг. начинается в этом месяце. Ожидается, что около 100 молодых людей с дипломами первой степени в технологической и информационно-коммуникационной сферах, станут выпускниками-магистрами в 2017 г.

 

  1. Саммит по трансформации высшего образования состоится в следующем месяце (Южная Африка)

В связи с тем, что протесты студентов достигли еще одного университетского кампуса на прошлой неделе, министр высшего образования Blade Nzimande заявил, что саммит, посвященный трансформации высшего образования, пройдет в следующем месяце. Министр выразил обеспокоенность бурной волной протестов по всей стране, а также призвал все стороны к открытому взаимодействию.

 

  1. Девять студентов арестованы за участие в демонстрациях (Кения)

Девять студентов были арестованы за участие в мирных демонстрациях на улицах города, протестуя против отсрочки высвобождения студенческих кредитов Кредитным советом высшего образования.

 

  1. Онлайн-обучению требуются хорошо подготовленные факультеты

14-16 октября в Университете Южной Африки состоится 26 Всемирная конференция ICDE, первое мероприятие подобного уровня в Африке. Ключевыми задачами конференции является: содействие осознанию важности открытого, дистанционного, гибкого онлайн-образования, с целью последующего улучшения качества предоставляемого образования.

В Африке наблюдается настоящий бум онлайн-образования, когда многие страны используют электронное обучение в качестве средства удовлетворения спроса на высшее образование.

 

  1. Китайское правительство финансирует в образование Ганы

Стартовал новый проект на базе University of Health and Allied Sciences (Гана), финансируемый Китаем. Китайское правительство выделило 20 млн. $ на работу проекта, проводимую китайской фирмой. Новые объекты предусматривают 11 зданий, несколько автостоянок и баскетбольных площадок, а также дорог и тротуаров, располагающихся на 2.56 акров земли в трех местах университета. Новые конструкции и автоматизированное китайское оборудование улучшат возможности получения медицинского образования в Гане.

В этом году Китай предоставил стипендии для 90 студентов из Ганы и возможности профессиональной подготовки более чем для 700 человек.

 

  1. Восточная Африка: использование практики высшего образования Германии и Сингапура

Восточноафриканское сообщество продолжает двигаться в сторону повышения уровня системы высшего образования, стремясь позаимствовать частицу примера от таких стран как Германия и Сингапур. Это будет центральный вопрос дискуссий  об идеальном выпускнике-специалисте для Восточноафриканского сообщества, что пройдут в следующем месяце на Форуме Academia-Public-Private Partnership в Уганде.

Мероприятие организовывают Межвузовский совет по Восточной Африке (IUCEA), Деловой совет Восточной Африки (EABC) и Восточно-Африканский банк развития (ЕАБР) 22 октября под девизом «Развитие идеального выпускника через академическое, общественное и частное партнерство». Преуспевшей в этом вопросе страной является Германия, получающая 70% всего финансирования системы высшего образования из частного сектора.

 

  1. Египет предоставляет 16 стипендий Малави

Египетский посол представил 16 стипендий для Малави, которые будет финансировать Египетское агентство партнерства в интересах развития. Цель стипендий – оказать содействие в развитии «технологических отношений, сетей и экспозиций». Египет планирует продолжать поддерживать студентов Малави в их стремлении обучаться в Египте.

С сентября 2014 г. Египет уже выделил 98 стипендий и эта новая группа из 16 человек увеличит общее число стипендиатов до 114.

 

  1. Убрать университетские курсы не соответствующие стандартам (Кения)

Массовое расширение сети университетов увеличивает возможности получения высшего образования для многих людей. При этом растет не только количество самих университетов, но и их учебных программ и курсов. Речь начинает заходить о неконтролируемом процессе расширения курсов в стране. Некоторые университеты вводят курсы, недостаточно оборудованные для работы, в результате они предлагают не соответствующее стандартам обучение.

В проблемные университеты стали поступать официальные письма с рекомендациями закрыть курс или привести его в соответствие с требованиями. Так, Совет по вопросам юридического образования обратился в Moi University с требованием прекратить работу по программе права, также как и в University of Nairobi’s Kisumu.

 По материалам:  University World News, All Africa