Обзор Африка 14-20.11.15

Дайджест составлен специалистом отдела  – Юлией Брыло

1. Персонал был предупрежден о приостановке работы Cape Peninsula University of Technology

В пятницу 13.11.2015 г. в Cape Peninsula University of Technology вспыхнули студенческие беспорядки, вследствие чего Вице-канцлер предупредил персонал о возможной приостановке работы университета. Студенты требуют полного списания своих взносов и долгов. В университете заявили, что на прошлой неделе уже списали общих долгов и взносов на общую сумму R111 млн., по крайней мере, для 5 000 студентов.

2. Ассоциация африканских университетов призывает принять инновационные стратегии

Ассоциация африканских университетов (AAU) призывает высшие учебные заведения в Африке принять инновационные стратегии для улучшения образования на континенте. По мнению Секретаря Ассоциации, в мире, который уже неизбежно носит глобальный характер, работа и сотрудничество с институтами со всех частей мира, на четко согласованных условиях, может значительно обогатить африканские ВНЗ и студентов. Интернационализация – неотъемлемая часть высшего образования во всем мире и движущая сила перемен в университетах. При этом AAU является высшей организацией и форумом для консультаций, обмена информацией и сотрудничества между африканскими ВНЗ.

3. Правительство обещает реформировать систему образования в соответствии с потребностями рынка (Кения)

Президент заявил, что планирует реформировать систему высшего образования страны, в соответствии с потребностями рынка, заинтересовав тем самым учеников. Президент обещал повышать финансирование сектора, включая программу кредитов для поддержки нуждающихся студентов. Правительство создает новые национальные политехнические институты с новой моделью технического преподавания по всей стране. Президент призвал университеты делать акцент на био-технологии, возобновляемые источники энергии и биотопливо, управление био-ресурсами и курсы по сохранению.

4. Научные исследования в Африке растут, но медленными темпами

Уровень производительности сферы научных исследований Африки вырос до 33 300 публикаций в прошлом году с 21 000 в 2008 г., согласно Отчету ЮНЕСКО по науке. Африканская доля в мировых публикациях выросла с 2% до показателя в 2,6%. Количество публикаций на миллион жителей региона увеличилось с 21 до 29, но при этом все еще остается очень низким. Для сравнения, за тот же период общий глобальный показатель публикаций вырос с 1,029,271 в 2008 г. до 1,270,425 – увеличение на 23,4%. Европейский союз дает 34% мировых публикаций, далее следуют США с 25%, но мировые доли обоих снизились за последние пять лет.

5. Выпускники с дипломами медицинских лаборантов хотят признания (Кения)

Выпускники со степенью медицинских лаборантов призывают парламент внести поправки в текущий Закон, который признает только диплом и сертификат лаборантов. В результате работодатели не могут понять, как оценить и к чему приравнять диплом медицинских лаборантов – 400 студентов, магистров и аспирантов PhD государственных и частных университетов по всей стране, что грозит безработицей выпускникам.

6. Уделять больше внимания дифференциации, нежели расширению высшего образования (Эфиопия)

Эфиопия остро нуждается в специализированных и интенсивных исследованиях в приоритетных для развития областях, в частности в науке и технике. Во втором Плане роста и трансформации (GTP II) установлена задача строительства 11 новых университетов. Это объясняется факторами, связанными с экономическими выгодами и национальным планированием человеческих ресурсов, причинами регионального распределения университетов и политического преимущества расширения доступа. При этом сомнения вызваны необходимостью дальнейшего расширения через строительство большего количества вузов. Более разумным видится определенная пауза расширения с акцентом на дифференциацию и улучшение качества.

7. Тропическая Африка как рынок студентов

По прогнозам Всемирного Банка региональный ВВП в странах Тропической Африки будет расти ежегодно более чем на 5% в 2014-2016 гг., обеспечивая звание самого быстрорастущего региона мира. Тропическая Африка, таким образом, остается важным рынком образовательных услуг, на который обращают пристальное внимание, например, американские вузы.
По данным отчета WES Research & Advisory Services, с ростом среднего класса, особенно в таких странах как Нигерия и Гана, более 2/5 студентов магистров из этого региона – студенты с высокими финансовыми ресурсами и высокой академической готовностью по сравнению с 28% в целом от учащихся магистров.
Студенты бакалавры Тропической Африки при выборе вуза больше всего интересуются информацией о стоимости обучения и проживания (48%), финансовой помощи и возможностях получения стипендий (42%). Студенты-магистры интересуются стоимостью обучения и проживания, требованиями к поступающим, гораздо чаще, чем репутацией вуза и карьерными перспективами. Это подразумевает, что вузы, желающие расширить свой контингент студентов из Тропической Африки, должны подчеркнуть доступность обучения, а также учесть все возможные проблемы этих студентов.

8. Языковая политика в университете Stellenbosch University

Рабочая группа, созданная ректором университета внесла предложение об использовании языка в университете. Английский был выбран в качестве основного языка обучения с широкой поддержкой африкаанс и изикоса, для соблюдения принципов социальной справедливости и равенства. Подобные изменения были обусловлены недавними акциями протеста студентов, а также стремлением руководства предупредить возможные ущемления из-за незнания африкаанс.

9. NSA потребовал привести Сектор образования и профессиональной подготовки Властей в соответствие с его целями (Южная Африка)

Национальный орган по навыкам (NSA) потребовал «сконцентрироваться» и привести в соответствие с целями Сектор образования и профессиональной подготовки власти (Sētas) по обучению людей критическим навыкам для работы. Финансирование указанный сектор получает по отдельной статье и в целом на достаточном уровне R30 млрд.

10. Академическая свобода относительна, по словам президента Джейкоба Зумы (Южная Африка)

На Национальном собрании президент заявил, что академическая свобода и институциональная автономия университетов были относительными и должны быть уравновешены подотчетностью общественности. Актуальности вопросу придали недавние студенческие акции протеста #FeesMustFall. Президент подтвердил создание комиссии по надзору за процессом трансформации высшего образования, финансированием и др. вопросами.

11. EMC подписала соглашение о сотрудничестве с Верховным Советом университетов (Египет)

Компания EMC подписала соглашение о сотрудничестве с Верховным Советом университетов. Компания работает над подготовкой специалистов следующего поколения в области информации, Storage Solutions, и Cloud Computing технологии. Несколько египетских университетов и колледжей включаются в Программу академического альянса EMC, чтобы обучать студентов в сфере ИТ-услуг.
Academic Alliance Программа EMC направлена на подготовку нового поколения специалистов в области информационных технологий с успешной карьерой в постоянно меняющейся области информации и коммуникационных технологий. Программа обеспечила квалификацию более 175000 студентов с момента ее создания в 2006 г., работая в более чем 1100 колледжах и университетах 60 стран.

12. Значение образования в содействии экономическому росту человечества (Маврикий)

Министр высшего образования, человеческих ресурсов и научных исследований выступил на открытии Indian Ocean Rim Education Network (IOREN 2015), Международной конференции 18 – 20 ноября 2015 г. в Маврикии. Цель – в объединении ключевых заинтересованных сторон, чтобы работать в партнерстве для создания и укрепления человечества и социального развития региона. В своем выступлении она отметила, что высшее образование – это фактор изменений и инноваций, ядро социально-экономических преобразований. Именно с ним связывают экономический рост как региона, так и всего человечества.

13. Сотни студентов стали жертвами аккредитационных противостояний (Кения)

Более 4000 студентов были исключены из процесса обучения на фоне ожесточенной войны за аккредитацию курсов между Инженерным советом Кении и Комиссии по университетскому образованию. Ничего не было сделано для изменения закона и лишения профессиональных органов полномочий по аккредитации.
В августе прошлого года совет инженеров опубликовал список из 25 аккредитованных курсов в 5 университетах, фактически не одобрив 47 других курсов, предлагаемых в 8 университетах. Отвергая курсы совет среди причин выдвигал отсутствие квалифицированных преподавателей «слабые учебные программы», конечно сегментацию и дублирование, а также отсутствие «профессионального акцента».

По материалам: Iol news, Ghana Web, Citizen, University World News, Daily Nation, The reporter, Engineering News