Березень / Март 2018

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Март 2018 г.

По материалам4-traders, University World News, The Nations, African Business, GhanaWeb, Chronicle, Prensa Latina, Al Monitor, Daily News, Lusaka Times, MENAFN, iPP media, StarFM, The PIE news

Аннотации статей: 

  1. Крупнейший грант от Siemens на поддержку образования в Египте

(4-traders)

Компания Siemens объявила о предоставлении Египту крупнейшего в мире гранта на программное обеспечение в размере $120 млн, предназначенное для поддержки обучения и научных исследований в крупнейших университетах Каира, Айн-Шамса и Александрии.

Программные решения Siemens PLM включают в себя средства разработки цифровых продуктов, цифровое производство и управление данными о продуктах. Более 35 000 египетских студентов будут использовать их при изучении компьютерного интегрирования, робототехники, промышленного дизайна, конструирования, эргономики и материаловедения.

Грант является частью постоянной поддержки компанией инициатив в области образования в Египте с целью обучения нового поколения новаторов. Совсем недавно компания объявила о присоединении к программе Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии по созданию и эксплуатации совместного технического учебного центра в Айн-Сохне и модернизации технического института «Америа».

Источник информации:

http://www.4-traders.com/SIEMENS-436605/news/Siemens-announces-largest-ever-software-grant-in-Egypt-to-support-education-26065822/

 

  1. Компания Interswitch поддерживает возрождение образования STEM в Нигерии

(The Nations)

Коммерческая компания Interswitch заявила о запуске специальной программы Interswitch SPAK, реализация которой повысит заинтересованность нигерийских студентов получить образование в области инженерных наук и математики (STEM).

Путем открытого конкурса на начальном этапе будут отобраны 11 студентов, которые получат стипендии на весь курс обучения.

Важность инициативы подтверждается тем, что, согласно исследованию Брукингса – исследовательского института в Вашингтоне – к 2030 году более половины рабочих мест в мире будут относиться к STEM – Science, Technology, Engineering и Mathematics.

Источник информации:

http://thenationonlineng.net/interswitch-initiates-competition-revive-stem-education-nigeria/

 

  1. Может ли Южная Африка получить бесплатное высшее образование?

(African Business)

В декабре 2017 г. бывший президент Южной Африки Джейкоб Зума объявил о введении бесплатного высшего образования для бедных и работающих студентов, начиная с 2018 года.

Новость появилась в преддверии конференции правящего Африканского национального конгресса (АНК), который выберет нового лидера партии. Поскольку Зума борется за свою политическую власть, то можно предположить, что этот шаг был сделан с целью поднятия своего авторитета.

Для финансирования бесплатного высшего образования потребуется около $ 984 млн, но конкретные цифры будут известны после принятия бюджета. План перехода к бесплатному образованию будет реализован в течение восьми лет. И несмотря на то, что его реализация увеличит дефицит бюджета, принимать план крайне необходимо, иначе продолжатся дальнейшие протесты студентов.

Министерство финансов планирует реализовать политику бесплатного образования без введения новых налогов, таких как повышение НДС. Вместо этого будут сокращены некоторые государственные расходы.

Бесплатное образование не подразумевает полный отказ от платного образования, однако позволит предоставлять стипендии для бедной молодежи. Нет причин субсидировать студентов из среднего класса, которые все равно имеют средства для учебы в университетах.

Источник информации:

http://africanbusinessmagazine.com/region/southern-africa/can-south-africa-afford-free-higher-education/

 

  1. Toshiba будет поддерживать образование в Африке

(GhanaWeb)

В рамках стратегии «Go Africa» по взаимодействию со своими основными дистрибьюторами в ключевых африканских странах, японская компания Toshiba намерена пожертвовать 20 000 USD на продвижение образования в Африке. Помощь получат Гана, Кения, Уганда и Танзания.

Источник информации:

https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/NewsArchive/Toshiba-to-support-education-in-Africa-with-20-000-annually-628580

 

  1. Зимбабве и Ботсвана налаживают контакты

(Chronicle)

Улучшение прохладных отношений между Зимбабве и соседней Ботсваной приведет к улучшению сотрудничества в области профессионального и высшего образования, науки и техники, заявил вчера министр министр профессионального и высшего образования, науки и технологий Зимбабве профессор Амон Мурвира.

Профессор Мурвира входил в состав делегации во главе с президентом Эммерсона Мнангагвы в ходе двухдневного государственного визита в Ботсвану.

Ботсвана выразила готовность учиться в системе профессионального и высшего образования страны, которой она пользовалась ранее.

Источник информации:

http://www.chronicle.co.zw/zim-bots-ties-to-improve-co-operation-in-education/

 

  1. Результаты реформирования университетов (Кения)

(University World News)

После того, как правительство изменило правила приема в университеты, многие из них недосчитались новых студентов. Более строгое администрирование и контроль, направленные на сдерживание мошенничества при поступлении, привели к уменьшению количества абитуриентов.

По словам председателя Ассоциации частных университетов Кении профессора Мумо Кисау, количество студентов, принятых в частные вузы в этом году уменьшилось на 30 000-40 000 человек.

Эксперты прогнозируют, что меньшее число кандидатов окажет экономическое влияние как на частные, так и на государственные университеты. Студенты, которые не могут получить государственную поддержку, обычно поступают в частные университеты, а некоторые из них – в государственные учреждения по программе частных студентов.

Этот кризис приведет к закрытию некоторых кампусов и постановит внедрение новых программ, потому что вузы недополучают студентов. Произойдет сокращение доходов, и выживут только конкурентоспособные университеты. Однако этот шаг правительства оправдан в отношении университетских городков, которые не соответствуют стандартам качества.

Профсоюз университетских преподавателей Кении заявил, что сокращение числа студентов приведет к сокращению ассигнований от правительства, которое повлияет на исследования, разработки и закупку нового оборудования. Но с другой стороны признал, что меньшее количество студентов приведет к повышению качества их подготовки, поскольку преподаватели смогут уделять студентам больше времени.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018022009222839

 

  1. Академия наук Африки за изменение политики в области НТИ

(University World News)

Африканская академия наук призвала к скорейшей реформе политики в африканской национальной науке, технологиях и инновациях (НТИ), направленной на то, чтобы сосредоточить внимание на социальных и экологических аспектах развития и приблизить их к целям Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития.

В рамках исследования «Африка после 2030 года: использование знаний и инноваций для достижения целей устойчивого развития» (Africa Beyond 2030: Leveraging knowledge and innovation to secure Sustainable Development Goals) Африканская академия наук утверждает, что в 2016 году менее половины африканских стран приняли политику в области НТИ. Среди них были Алжир, Ангола, Ботсвана, Бурунди, Эфиопия, Египет, Гамбия, Гана, Кения, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Руанда, Танзания, Тунис, Сенегал, Южная Африка, Свазиленд, Уганда, Замбия и Зимбабве.

Как отмечается в отчете, следование требованиям повестки дня в области НИТ в Африке становится все более актуальным. По словам президента Маврикия д-ра Амины Гуриба-Факима, около 65% детей, родившихся сегодня, в конечном итоге будут на рабочих местах, которых в настоящее время не существует.

По словам Гуриба Факима, для Африки это серьезная проблема. Континент является домом для 15% мирового населения и может похвастаться одной из самых быстрорастущих популяций в мире, но производит только 3% мирового ВВП.

К положительным моментам следует отнести освоение и распространение информационных и коммуникационных технологий, особенно мобильной телефонии.

Согласно докладу, африканские исследования и разработки финансируются главным образом или исключительно извне. Согласно Глобальному индексу инноваций 2015 года, около 100% ученых Мозамбика, 73% из Уганды, 60% Кении и примерно 50% Танзании, Бурунди и Сенегала финансировались из внешних источников.

Таким образом, если Африка намерена продвигаться вперед, континент должен перестать сильно полагаться на других для финансирования своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в области НИТ. По данным Африканского банка развития, Африке к югу от Сахары необходимо увеличить свою текущую 0,41% долю ВВП, связанную с НИТ, на 400%, чтобы соответствовать мировому показателю 1,7%.

В своей программе реформ африканской науки, технологий и инноваций ААН предлагает следующие рекомендации:

  • Улучшить использование и качество науки, техники, инженерного и математического образования в своих вузах.
  • Содействовать мобильности исследователей и проведению совместных исследований и разработок в разных регионах континента.
  • Повысить качество и актуальность своих рамок политики в области НТИ, чтобы сосредоточить внимание на социальных и экологических аспектах устойчивого развития.
  • Продвигать технологии производства и разрабатывать конкретные технологические стратегии как один из способов сокращения зависимости от импортируемых товаров.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180302073559245

 

  1. Шаги к национальной системе аккредитации журналов (Эфиопия)

(University World News)

Публикация научных журналов в Эфиопии находится в плачевном состоянии. Исследование Эфиопской академии наук (2017) показало, что, хотя публикация научных журналов началась в 1960-х годах, до 2000 года улучшения не наблюдалось, и за четыре десятилетия было выпущено всего 24 журнала.

После 2000 года, когда сектор эфиопского высшего образования начал свою агрессивную экспансию, стало выходить еще 48 журналов, в результате чего их общее количество составило около 73. Однако качество журналов не выдерживает никакой критики.

Учитывая имеющиеся недостатки, Эфиопская академия наук разработала национальную систему оценки и аккредитации журналов с целью стандартизации оценки научных публикаций в Эфиопии. Схема стандартизации направлена на организацию аккредитации журналов через всеобъемлющую национальную систему аудита качества и надеется устранить существующий разрыв, используя соответствующий опыт как внутри африканского континента, так и за его пределами.

Внедрение национальной системы оценки и стандартизации эфиопских журналов могло бы оказать значительное влияние на качество будущих научных исследований в стране.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180303075443425

 

  1. Уганде нужны специалисты в области страхования

(University World News)

Поскольку Уганда планирует расширять добычу полезных ископаемых, ожидается значительный спрос на специалистов в области страхования. На сегодня в стране их насчитывается всего 538 человек, а ежегодный прирост составляет менее 1%. Согласно Институту страхования Уганды, в течение следующих четырех лет преодолеть этот разрыв позволит партнерство с университетами и разработки новых учебных курсов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180303050914353

  1. Поддержка чернокожих ученых (Южная Африка)

(University World News)

Национальный исследовательский фонд Южной Африки (NRF) и общественная организация FirstRand Foundation (FRF) объединили свои усилия для создания программы расширения исследовательского потенциала среди чернокожих африканских ученых.

Программа будет способствовать решению проблем, стоящих перед научными и образовательными кругами страны. Прежде всего это недостаток квалифицированных преподавателей, имеющих докторскую степень. Отсюда вытекает и вторая проблема – имеющиеся ученые заняты в основном учебным процессом, и не имеют времени проводить научные исследования.

Ученые, получившие гранты (до 17 тыс. долларов), смогут отправиться в отпуск и временно прекратить выполнение преподавательской работы, занявшись научными исследованиями.

В течение пяти лет программа будет поддерживать 175 исследователей – 75 аспирантов и 100 докторов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180307114850245

 

  1. Ангола создаст механизм финансирования науки

(Prensa Latina)

Ангола в ближайшем будущем создаст механизм финансирования национальной системы науки, техники и инноваций, заявил президент Жоао Луренцо. В результате каждое учреждение или отдельный ученый может получить средства для выполнения проектов и мероприятий по поддержке национального плана развития 2018-2022 годов.

Говоря об инициативе в научных вопросах, глава государства подчеркнул необходимость подготовки высококвалифицированных кадров с проверенным опытом экономического и социального развития страны.

По данным Министерства высшего образования, науки, технологий и инноваций, в 72 университетах страны, две трети из которых частные, работает 138 000 научных сотрудников.

Источник информации:

http://www.plenglish.com/index.php?o=rn&id=24992&SEO=angola-to-create-mechanism-for-funding-science

 

  1. Египет стимулирует науку

(Al Monitor)

Египетский парламент одобрил законопроект о сокращении расходов на исследования и продвижение инноваций, который освобождает органы высшего образования и научных исследований от налогов и таможенных сборов, в том числе 14% налога на добавленную стоимость, на импортное оборудование и инструменты.

Закон направлен на то, чтобы побудить молодых исследователей и студентов университетов к инновациям и проведению исследований, которые могут способствовать развитию Египта, сказал в своем заявлении глава комитета по образованию парламента Гамаль Шехата. Он назвал это большим скачком вперед для национальной экономики.

В 2016 году Египет приступил к осуществлению амбициозной программы экономических реформ после того, как Международный валютный фонд утвердил кредит в размере 12 млрд. USD для страны, чтобы стимулировать экономический рост, сократить уровень безработицы, сократить бюджетный дефицит, сократить субсидии и продвигать проекты развития.

Согласно статье 9 закона о стимулировании науки, технологий и инноваций иностранные средства, предоставленные исследователям для осуществления своих проектов, также освобождаются от налогов.

Источник информации:

https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/03/egypt-exempts-scientific-research-centers-from-taxation.html

 

  1. Стипендия для молодых африканских ученых

(University World News)

Девятнадцать ученых из девяти африканских будут получать в течение 2-х лет стипендию общей суммой 60 тыс. USD благодаря поддержке программы «Wajao», финансируемой корпорацией Карнеги в Нью-Йорке и направленной на предоставление молодым африканским докторантам возможности реализовать свои исследования и идеи на практике и повысить уровень африканских исследований.

В число стипендиатов, из которых семь женщин, вошли представители Уганды, Зимбабве, Бенина, Ганы, Кении, Демократической Республики Конго, Малави, Замбии и Нигерии.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180314115227550

 

  1. Студенты ведут борьбу за свои права (Зимбабве)

(University World News)

Национальный союз студентов Зимбабве (ZINASU) предупредил правительство о том, что они заблокируют учебные заведения, если власти продолжат игнорировать их бедственное положение, а также инфраструктурные проблемы, связанные с вузами.

За последние два десятилетия наблюдался значительный рост числа учащихся, что потребовало развития соответствующей инфраструктуры. Однако правительство тратит более трех четвертей государственного бюджета на заработную плату, оставляя незначительное финансирование для капитальных проектов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180313132059454

 

  1. Премьер-министр о создании рабочих мест (Танзания).

(Daily News)

Премьер-министр Касим Маджалива обратился к вузам с требованием предоставлять студентам навыки самостоятельной работы после окончания учебы. Он сказал, что студенты университета должны иметь возможность создавать рабочие места и обязаны создавать возможности для трудоустройства менее образованных. Особая востребованность по созданию рабочих мест наблюдается в аграрном секторе, пищевой и горнодобывающей промышленности.

Источник информации:

https://dailynews.co.tz/index.php/home-news/56588-pm-tells-universities-to-produce-job-creators

  1. Следует отменять регистрацию университетов, не занимающихся исследованиями (Замбия)

(Lusaka Times)

Правительство пригрозило отменой регистрации университетов, которые не ведут исследовательской работы.

Министр образования Нканду Ло заявила, что как государственные, так и частные университеты должны уделять больше внимания исследовательской деятельности, поскольку она являются краеугольным камнем любой науки. Она пояснила, что страны во всем мире наращивают свою экономику за счет использования знаний, полученных в результате исследований.

Министр указала, что страна будет отставать, если институты не будут заниматься исследованиями в приоритетных направлениях.

Источник информации:

https://www.lusakatimes.com/2018/03/19/better-deregister-universities-not-engaged-research/

 

  1. Денежный кризис: университеты борются за выживание (Кения)

(University World News)

Виду сокращения количества студентов, самостоятельно оплачивающих свое обучение и введения практики государственного финансирования университетов на основе предлагаемых курсов, большинство государственных высших учебных заведений имеют большие долги и ведут борьбу за выживание.

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018031706514392

 

  1. Первая международная конференция по качеству образования (Марокко)

(MENAFN)

С 14 по 16 марта в г. Агадире проходила Первая международная конференция по качеству образования, на которой присутствовали ученые из 22 стран. Она была организована Университетом Ибн Зохр в партнерстве с Министерством образования Марокко.

Целью конференции был анализ различных секторов образования, начиная от обучения детей младшего возраста и заканчивая Схемой послов-студентов (SAS).

Однако обеспечение качества не ограничивается академическими обсуждениями. Конференция позволила не только обменяться знаниями, но и создать новые знания, новые теоретические позиции и новые идеи, чтобы можно было двигаться вперед.

Источник информации:

http://menafn.com/1096604426/MoroccoQuality-as-Common-Denominator-First-International-Education-Quality-Conference-Begins-in-Agadir

 

  1. Танзания и Франция расширяют сотрудничество в области высшего образования

(iPP media)

Танзания и Франция подписали соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве в области высшего образования. Заместитель министра образования, науки, технологий и профессиональной подготовки Уильям Оле Наша, заявил, что соглашение расширяет возможности танзанийских студентов обучаться во Франции.

«Соглашение выгодно обеим странам, а Танзания, помимо обучения, также получит финансовую поддержку со стороны Франции для улучшения инфраструктуры высшего образования», – сказала Наша.

Посол Франции в Танзании Фредерик Клавье сказал, что программа будет поддерживать танзанийских студентов, которые хотят продолжить учебу во Франции. Кроме того, будут поддерживаться образовательные программы в Танзании, чтобы позволить стране быть более конкурентоспособной во всем мире.

Источник информации:

https://ippmedia.com/en/news/tanzania-and-france-boost-country%E2%80%99s-education

 

  1. Изменение учебных программ университетов (Кения)

(University World News)

В текущем году ожидается утверждение новых учебных программ, которые приведут к изменению образовательной системы страны. В августе министерство образования планирует провести национальную конференцию по реформам учебных программ с целью принятия решения о ее реализации.

В отличие от нынешней системы, где курс профессиональной подготовки занимает три года, а университетский курс длится четыре года, предлагается сократить их длительность до двух и трех лет соответственно.

Новая система заменит существующую уже 32 года систему 8-4-4. Она выглядит следующим образом: два года дошкольного образования, шесть лет начальной школы, шесть лет средней школы и три года высшего или университетского образования (2-6-6-3).

В новой система будет отменен национальный экзамен для выпускников школ, желающих поступить в университеты – абитуриенты будут зачисляться по результатам непрерывных оценочных тестов. Школьники будут изучать одно из трех направлений, включая искусство и спортивную науку, социальные науки или науку, технологии, инженерию и математику (STEM).

Нынешняя система образования ориентирована на результаты экзаменов, а не на развитие навыков; поэтому необходимость реформ очевидна.

Университеты должны будут отвечать новым требованиям Министерства образования и Центрального статистического бюро в отношении новых педагогических подходов, инноваций, творчества, принятия и адаптации научно-технических изменений в интересах кенийцев.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018032106190290

 

  1. Студенты озабочены качеством высшего образования (Мавритания)

(University World News)

Новый студенческий диагноз высшего образования отражает все недостатки системы: неадекватную инфраструктуру, плохие возможности для учебы в аспирантуре, угрозы академической свободе и одностороннее принятие решений министерством.

Доклад, озаглавленный «Национальное высшее образование и результат односторонних путей», был подготовлен Студенческим фронтом защиты прав и приобретений, в который входят несколько студенческих организаций, таких как Национальный союз мавританских студентов, Независимый союз мавританских студентов, Национальный студенческий союз, Студенческий союз Аль-Вава и Либеральный союз мавританских студентов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180321072336699

 

  1. Университеты задумываются о силе партнерства Север-Юг

(University World News)

Африканским университетам необходимо наращивать партнерские отношения и сотрудничать с высшими учебными заведениями из Глобального Севера, особенно в исследованиях и публикациях, чтобы помочь стимулировать устойчивое развитие, говорят международные эксперты.

Выступая на совещании в Найроби, Кения, 16 марта представители научных кругов и исследовательских организаций заявили, что такое сотрудничество поможет континенту реализовать национальные и региональные цели в области развития и Повестку дня Организации Объединенных Наций 2030 года по устойчивому развитию.

Встреча, получившая название «Сила партнерства в укреплении исследований в области высшего образования», была организована Африканской академией наук (AAS) в сотрудничестве с Йельским университетом (США).

Участники встречи согласились с тем, что африканские университеты должны взять на себя ведущую роль в исследованиях, которые помогут решить проблемы, стоящие перед континентом, такие как изменение климата и продовольственная безопасность.

AAS и ее партнеры недавно запустили два фонда мобильности – Схему мобильности науки и языка и Африко-индийский фонд мобильности, нацеленный на расширение научного сотрудничества между африканскими и индийскими исследователями. Финансирование последнего, которое составляет 500 000 USD, будет способствовать краткосрочным визитам примерно для 100 исследователей из африканских и индийских университетов и научно-исследовательских институтов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018032108060058

 

  1. Сокращение персонала университетов в связи с введением новой модели финансирования (Кения)

(University World News)

По данным Национального казначейства, государственные университеты должны уволить часть своих сотрудников в связи с сокращением финансирования. Это часть предлагаемых мер экономии, в связи с внедрением правительством финансирования согласно новой формулы – «дифференцированной себестоимости»: учреждению выделяется сумма, рассчитываемая исходя из стоимости обучения одной академической программы в год на одного учащегося.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180323053247181

 

  1. Гана хочет стать лидером ТПО в Африке

(StarFM)

Президент Ганы Нана Аддо Данква Акуфо-Аддо заявил, что целью его правительства является превращение Ганы в центр мирового развития навыков и в ведущую страну по предоставлению технического и профессионального образования (ТПО) в Африке.

С этой целью принято решение перевести все государственные учреждения ТПО под непосредственное руководство Министерства образования с тем, чтобы упорядочить учебные планы и улучшить координацию учебного процесса.

В ближайшее время начнется строительство 20 современных институтов ТПО в различных районах страны, а также модернизация около 35 национальных и профессиональных учебных заведений и работа по совершенствованию технических колледжей.

Президент добавил, что в настоящее время идет серьезный пересмотр учебных планов учреждений ТПО, с тем чтобы они соответствовали потребностям меняющейся экономики Ганы.

Президент Акуфо-Аддо заказал лабораторию ИКТ, библиотеку и административный блок для Технического института Асуанси, который был построен правительством в партнерстве с Африканским банком развития.

Источник информации:

http://starrfmonline.com/2018/03/25/want-make-ghana-leader-tvet-akufo-addo/

 

  1. Индия рекрутирует африканских студентов

(The PIE news)

Индийские университеты стремятся привлечь больше студентов из Африки за счет доступных цен и высоких образовательных стандартов, сопоставимых с уровнями в Европе и США – заявили участники выставки Indian Education Expo 2018.

Данная выставка уже второй раз проводилась в столице Ганы Аккре и в ней приняли участие более 100 индийских университетов.

Потенциальные студенты ознакомились с более чем 200 учебными программами, вариантами проживания и условиями получения стипендий для тех, кто хочет учиться в Индии.

На выставке представлено также дистанционное образование Индии. Национальный открытый университет Индиры Ганди координирует дистанционное обучение и совокупно охватывает около 1,5 миллионов человек, обслуживаемых через 53 региональных центра и 1400 учебных центров с 25 000 консультационных пунктов.

Источник информации:

https://thepienews.com/news/indian-heis/India looking to recruit more African students