Чтобы изменить мир, нужно общаться с миром

завантаженняИсследования и творческое мышление могут изменить мир. Это означает, что ученые на самом деле имеют огромную силу. Однако подавляющее большинство из них слабо влияет на процессы, волнующие человечество.

Результаты работы ученых в основном сосредоточены в академических журналах, которые читают почти исключительно коллеги авторов. Академики Бисвас и Кирчер подсчитали, что в среднем журнальную статью полностью прочитывают не более 10 человек.

Ежегодно в мире публикуется до 1,5 млн рецензируемых статей, однако многие из них игнорируются даже в научных сообществах – 82% статей, опубликованных в гуманитарных журналах, ни разу не цитировались.

Это означает, что много хороших мыслей и многие идеи, которые потенциально могут изменить мир, не становятся достоянием широкой общественности. Почему же тогда ученые прилагают так мало усилий для популяризации своих идей?

Ответить на этот вопрос можно по трем направлениям:

– что должны или не должны делать ученые;

– отсутствие стимулов от университетов или правительств;

– неумение объяснять сложные понятия неподготовленной аудитории.

 

“Интеллектуальная миссия”

Некоторые ученые утверждают, что они не обязаны писать для широкой публики. Контраргумент в том, что ученые не могут работать в отрыве от вполне реальных мировых проблем.

Они могут предлагать важные идеи и инновации, которые могли бы помочь людям понять и, возможно, даже начать решать такие проблемы, как изменение климата, конфликты, отсутствие продовольственной безопасности и болезней.

 

Нет стимулов

Университеты не делают практически ничего для поощрения ученых выйти за рамки аудиторий и лабораторий. Во всем мире только некоторые научные учреждения стимулируют своих ученых писать в популярных СМИ, появляться на телевидении или радио, чтобы поделиться своими мыслями и результатами своих исследований.

 

Учимся писать

Существует третий фактор, который сдерживает ученых от написания статей для широкой мировой аудитории: даже если бы они хотели, они могут не знать, с чего начать и как это сделать.

Написание статьи для академического журнала принципиально отличается от написания популярной статьи. Для академической статьи характерна научная строгость, необходимость предоставления всех данных и наличие оригинального мышления. Но передача научных идей обычно затрудняется необходимым для цитирования жаргоном.

И здесь университеты должны сыграть определенную роль, предлагая семинары и курсы для своих ученых и студентов, ориентированные на развитие творческих навыков написания научно-популярной литературы.

 

Время перемен

Ученые должны играть более заметную роль в обществе, а не только в среде своих коллег, которые пишут о мире, находясь внутри башен из слоновой кости и публикуют результаты своих исследований в журналах, скрытых за дорогим платным доступом.

Лица, формирующие как государственную политику, так и политику отдельных университетов, должны более жестко предписывать, что ожидается от ученых. Публикации результатов исследований в рецензируемых журналах остаются и будут оставаться очень важным фактором. Однако следует также стимулировать и желание ученых делиться результатами своими исследований с широкой общественностью.

Решающую роль играют качество научных исследований и инноваций. Не менее важно, однако, распространение научных идей по всему миру за пределами научного сообщества. Это поможет внести реальные изменения в жизнь людей.

 

Источник