Китаю нужно определить пути развития системы высшего образования до уровня “мирового класса”

В конце октябряНапрямок 2015 года Государственный совет Китая анонсировал очередной этап амбициозной кампании по достижению университетами страны статуса “мирового класса”.
В документе говорится, что часть вузов Китая сможет выйти на мировой уровень уже к 2020 году, к 2030 году количество таких вузов значительно увеличится, а к 2050 году китайские вузы будут прочно занимать верхние строчки в мировых рейтингах. Причем это будет касаться как уровня самих университетов, так ширины охвата изучаемых предметов.
В ноябре 2015 года Министерство финансов и Министерство образования Китая объявили о разработке новой схемы финансирования, внедрение которой позволит повысить уровень университетов. Главная особенность новой схемы заключается в консолидации выделяемых средств, которые ранее были распорошены по разным программам. Причем акцент делается на повышении конкурентоспособности университетов, и, начиная с 2016 года, выделение средств будет пересматриваться каждые 5 лет, индивидуально для каждого вуза в соответствии с достигнутыми результатами.
Цян Чжа, адъюнкт-профессор Факультета образования Йоркского университета (Канада) представил свое видение данного вопроса.
Достичь поставленной цели будет достаточно сложно, но вполне возможно. Необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, по которым как раз и составляются мировые рейтинги вузов. Одним из важных критериев является уровень научных исследований. Резервы и возможности для развития данного направления в Китае огромны. За последних десять лет на развитие научной базы и инфраструктуры вузов было выделено достаточно много средств. В 2014 году сумма расходов 30 самых богатых китайских университетов составила 1 млрд USD, что уступает только расходам на образование в США. Однако доля средств, выделяемых непосредственно на проведение научных исследований, в Китае выше ввиду меньших расходов на зарплату преподавателям/персоналу и стипендии студентам.
Оптимизм Китая относительно возможности достижения поставленной задачи зиждется на непревзойденных темпах развития страны. Данные недавно выпущенного доклада ЮНЕСКО – : Towards 2030 показывают, что по уровню расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Китай вышел на второе место в мире с глобальной долей 20%, после США (28%), но впереди ЕС (19%) и Японии (10%). Кроме того, в Китае наблюдается всплеск генерации знаний. Китайские издания в настоящее время составляют 20% мирового объема, по сравнению с 5% десять лет назад. За период между 2008 и 2014 годами количество публикаций китайских ученых увеличилось на 151%, в то время как в США увеличение за этот же период составило всего 11%. Уже в 2007 году 85% своих статей китайские университетские исследователи публиковали в международных журналах.
Несмотря на перечисленные положительные тенденции, Китаю все же нужен “компас” для правильного движения в соответствии с мировой университетской картой.
Указанные факторы могут отражать значительное улучшение уровня отдельных университетов, но не обязательно системы в целом. Другими словами, выход в мировые лидеры отдельных китайских университетов – это одна история, а выход в мировые лидеры всей китайской системы высшего образования – совсем другая.
Сравнение западных систем высшего образования показывает, что важно использовать не только эффективность отдельных университетов, но и преимущества нормативной модели. Британская модель основана на либерализации образования; немецкая модель использует идею исследования ради создания знаний; американская модель сочетает преимущества обеих систем с развитием роли социального обслуживания.
Как же определить требования к новой китайской системе высшего образования? Для достижения мирового уровня необходимо учитывать “китайскую специфику”, т.е. китайскую самобытность. И здесь нужно четко определить направление действий.
Китайские университеты отличаются от западных беспрецедентной поддержкой со стороны правительства. Они стремятся согласовать стратегические планы с национальными и местными программами развития с целью решения национальных и местных потребностей. Этот тип политизированной социальной активности часто поглощает значительные ресурсы. Нынешние глобальные рейтинги не учитывают такие показатели, и в результате вклад китайских университетов в социально-экономическое развитие постоянно недооценивается. Кроме того, 30 лет назад были не только сняты ограничения на участие китайских граждан в исследованиях за рубежом, но и (в буквальном смысле) осуществлялось его поощрение, в результат Китай пострадал от огромной утечки мозгов (эмигрировало более 3 миллионов китайских ученых). Тем не менее, в последние годы китайские университеты начали извлекать выгоду из процесса “циркуляции мозгов”.
Ни в одной стране мира нет такой амбициозной долгосрочной программы развития системы высшего образования с целью увеличения ее конкурентоспособности. Правильное определение стратегических направлений – залог достижения успеха.

Источник