Обзор. Латинская Америка. 14-25.03.2016

 Дайджест составлен специалистом отдела – Иваном Черным

  1. Саммит экспертов по проблемам развития высшего образования в Латинской Америке

С 4-6 марта в Картахене, Колумбия, проходил уникальный саммит. Тридцать ученых и экспертов из шести стран Латинской Америки и США обсуждали будущее высшего образования в регионе. Среди экспертов из Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Мексики и Уругвая были также бывший и нынешний координаторы по высшему образованию Всемирного банка Джамиль Салми и Франсиско Мармолехо.

Саммит начался с однодневной конференции вУниверситете-дель-Норте, где эксперты обсудили проблемы высшего образования в Латинской Америке, ее перспективы и интернационализацию в регионе. К саммиту присоединились 350 участников со всей Колумбии и некоторых соседних стран, что свидетельствует об уникальности события и потребности в информации и дискуссиях о высшем образовании в регионе.

Что сдерживает развитие Латинской Америки?

Из выступлений и обсуждений в ходе саммита стало ясно, что высшее образование на протяжении последних десятилетий все же развивалась, но не все изменения можно считать положительными, многое еще предстоит сделать и что высшее образования в регионе отстает, как и в других регионах, например, в Азии.

Эксперты признали важность инноваций в высшем образовании, недостаточное внимание национальных правительства, а также отсутствие региональной политики высшего образования, эквивалентной Болонскому процессу в Европе.

На первый план обсуждения вышли такие вопросы как диверсификация  доступа и систем высшего образования, модернизация структур управления, процесс перехода от среднего образования к высшему, послевузовское образование и необходимость внесения изменений в докторантуру (например, развитие профессиональных докторских программ), частно-государственное деление, важность инвестирования  и сосредоточение внимания на развитии академической профессии, роль и положение латиноамериканских университетов в национальных и международных рейтингах, слабое школьное образование, мошенничество и коррупция и т. д..

Участники саммита были единогласны в том, что существует настоятельная необходимость перемен и инноваций в области высшего образования в регионе.

Саммит не собирался фиксировать свои решения в отчете или декларации, так как это ограничило бы свободу для обсуждения и поиска потенциальных возможностей для проведения дальнейших исследований. Все участники согласились с тем, что было бы важно сохранить встречу в качестве небольшой неофициальной группы на ежегодной или двухгодичной основе.

Кроме того, группа решила разработать платформу для обмена информацией и идеями. Небольшая рабочая группа изучит потребности и возможности для создания Ассоциации специалистов высшего образования в Латинской Америке.

 

  1. Чили: новый закон о преподавательской карьере

Новый закон о преподавательской карьере в январе 2016 года был одобрен Конгрессом Чили, а 7 марта 2016 года его подписала Президент Мишель Бачелет.

Закон предусматривает новые как требования, так и льготы для учителей и преподавателей – совершенствование системы подготовки и наставничества для новых учителей, этапов профессионального развития, увеличение срока обучения, а также увеличение уровня зарплаты на 30 %.

Принятая версия закона явилась результатом борьбы преподавателей за свой права в 2015 году.

 

  1. Бразилия: Международная встреча руководителей сферы образования

В течение 9 и 10-го марта 2016 года состоялась встреча работников образования стран Латинской Америки по обсуждению роли должностных лиц, специалистов и технического персонала в учебном процессе, в дополнение к профсоюзной работе.

Участие приняли 300 участников из 29 союзов, входящих в Национальную конфедерации работников образования Бразилии (CNTE), а также представители из 8 стран Латинской Америки: Коста-Рики, Сальвадора, Доминиканской Республики, Никарагуа, Уругвая, Аргентины, Чили и Гондураса.

На встрече был проведен анализ ситуации на континенте, особое внимание было уделено ситуации в Бразилии и Аргентине. Было решено требовать от правительств проведения политики уменьшения степени неравенства и построения эгалитарного общества.

Важными были личные контакты присутствующих должностных лиц и государственных служащих, специалистов и технического персонала системы образования из разных стран Латинской Америки. Была также изучена и обсуждена роль профсоюзов в завоевании и гарантии прав населения.

 

  1. Аргентина: Преподаватели вузов объединяются для борьбы за свои права

15 марта 2016 года в Министерстве образования  Аргентины состоялось пленарное заседание с участием преподавателей высших учебных заведений, где помимо всего прочего было принято решение провести общенациональную забастовку 30 марта 2016 года с целью оказания давления на национальное правительство по поводу отказа выполнять ранее выставленыне требования, в частности относительно повышения заработной платы.

 

  1. Великий день мобилизации народного образования Колумбии

17 марта 2016 года в Колумбии состоялась общенациональная забастовка работников образования, организованная профсоюзами.

Требования: качественное государственное образование, управление и финансирование со стороны государства; погашение задолженности государства перед преподавателями по зарплате, кадровое обеспечение, улучшение инфраструктуры школ и вузов.

В Боготе, столице Колумбии, состоялись 5 маршей, выступления были и в ряде других городов страны.

  1. Перу требует публичного, свободного и светского образования

С 17 по 19 марта 2016 года Объединенный союз работников образования Перу (СУТЭП), провел свой очередной, XVII Конгресс.

Союз выработал требования к кандидатам в президенты, по разработке согласованных и актуальных для народного образования предложений от преподавателей и студентов, направленных на улучшение системы образования, увеличения зарплаты, совершенствования персионной системы и пр.

 

  1. Канада и Бразилия: новые возможности для сотрудничества в сфере высшего образования

Правительство Канады определило Бразилию в качестве ключевого партнера в сфере высшего образования.

Подписан Меморандум о взаимопонимании между Советом по международному образованию штата Британская колумбия (British Columbia Council for International Education, BCCIE), Канада и Университетом Сан-Паулу, Бразилия, который считается одним из самых престижных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов во всем мире. Он занял первое место в рейтинге стран Латинской Америки и девятое место в рейтинге БРИКС в 2015 году.

 BCCIE гордится подписанием Меморандума, который будет служить в качестве платформы для университетов, колледжей и институтов Британской Колумбии в деле развития своих международных профилей и инициатив как в Бразилии, так и во всей Латинской Америке. В меморандуме изложены несколько направлений сотрудничества, в том числе:

  • Обмен преподавателями и учеными, студентами и техническими и административными сотрудниками;
  • Совместное выполнение научно-исследовательских проектов;
  • Совместная организация научных и культурных мероприятий и семинаров;
  • Обмен информацией и научными публикациями;
  • Разработка и организация совместных учебных курсов.

 

  1. Дистанционное обучение расширяет возможности государственных университетов

Высшие учебные заведения всей Латинской Америки обращаются к онлайн-обучению вместо традиционных аудиторных занятий в качестве способа предоставления университетского образования для все возрастающего количества небогатых студентов.

Уже сейчас каждый 10-ый из 25 млн студентов в Латинской Америке обучается через Интернет, а в Бразилии услугами дистанционного обучения пользуется более половины учащихся, причем популярность дистанционного обучения в регионе неизменно возрастает.

Дистанционное обучение помогает расширить возможности для финансируемого государством высшего образования в отдаленных районах Бразилии, таких как бассейн Амазонки. Университет города Манаус, столица штате Амазонас, первым начал использовать дистанционное обучение, соответствующее оборудование уже установлено в сельских государственных школах для зачисления студентов с целью предоставления высшего образования на вечерних занятиях.

По материалам: University World News, Internacional de la Educacion para America Latina, British Columbia Council for International Education