ЗВІТ ЗА ЧЕРВЕНЬ-СЕРПЕНЬ 2016

Отчет

по результатам мониторинга рынка образовательных услуг стран СНГ

июнь, июль, август  2016

Признание на глобальном уровне, успешная конкуренция на рынке образовательных услуг приобретает все большее значение как для вузов  Азиатского и Африканского региона так и для вузов  региона СНГ.

Проблемы. Мониторинг рынка региона СНГ свидетельствует о следующих проблемах в сфере высшего образования:

  • высокая оплата за обучение (Казахстан, Грузия, Кыргызстан, Беларусь));
  • слабая материально-техническая база вузов (Казахстан, Грузия, Кыргызстан, Азербайджан);
  • доступность поступления в университеты (Казахстан, Грузия);
  • низкий уровень подготовки выпускников по техническим специальностям;
  • низкий показатель трудоустройства выпускников в первый год после окончания вуза (Казахстан, Беларусь);

Официальная политика Беларусь и Польша подписали соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Соглашение дает право белорусам и полякам поступать в университеты Польши и Беларуси на бесплатной основе.

Правительство Грузии осуществляет активные капиталовложения и большое внимание развитию инноваций и технологий в стране.

События и мероприятия  В КазНУ  открыта международная кафедра ЮНЕСКО по устойчивому развитию. В Казахстане это уже пятая кафедра ЮНЕСКО, признанная Организацией ООН по образованию, науке и культуре, две из которых – в Казахском национальном университете им. аль-Фараби.

В Ашхабаде прошла Международная конференция ученых, посвященная инновационным технологиям. Форум собрал ученых, преподавателей и молодых исследователей представителей научных кругов более из 50 стран. Большой интерес вызвали доклады о новых разработках туркменских программистов, экспериментальные и исследовательские проекты по нанотехнологиям и альтернативной энергетике, прежде всего, солнечной.

Первый Казахстанско-Испанский Форум ректоров высших учебных заведений прошел в Испании г. Мадрид.

Провел он-лайн семинар Департамент технического и профессионального образования министерства образования и науки Республики Казахстан на тему: «Стратегические направления модернизации технического и профессионального образования», на котором обсудили основные направления развития  технического и профессионального образования, вопросы модернизации содержания образования.

Наука и инноватика  Грузия улучшила позиции в “Глобальном инновационном индексе”. Представители властей Грузии рассчитывают, что в следующем году Грузия еще больше усилит позиции в ГИИ, так как за текущий год произошли значительные изменения в вопросах финансирования и внедрения инноваций. Грузия продвинулась в “Глобальном инновационном индексе” на девять позиций и заняла 64-е место — это очень хороший результат, так как Грузия вошла в список тех стран, в которых осуществлено быстрое развитие в направлении инноваций.

Сотрудничество В последние годы заметно активизировалось сотрудничество между учёными кругами Японии и Академией наук Туркменистана, включая входящие в её структуру – инновационный Центр технологий и научно-исследовательские институты.

Активизируются партнерские отношения между Казахстаном и Испанией. В  Политехническом Университете Мадрида подписан договор о сотрудничестве между Ассоциацией вузов Республики Казахстан и Конференцией ректоров Испании. Состоялось более 40 двухсторонних встреч. На встречах обсуждались вопросы международного сотрудничества в рамках академической мобильности, программ «Болашак», ERASMUS+ KA1, ERASMUS+ KA2, HORIZON 2020, программ по привлечению иностранных ученых. В результате двухсторонних встреч подписано более 17 договоров о сотрудничестве между вузами Казахстана и Испании.

В Ашхабаде открыли Технологический университет на базе японской учебной программы  с приглашением японских преподавателей (Туркменистан).

Прогнозы и официальная статистика

Латвия предпринимает активные меры по привлечению в страну все больше студентов из-за границы. По сравнению с прошлым академическим годом, число международных учащихся выросло на 45% в Рижском Техническом Университете (RTU), на 31% в Рижском университете имени Паула Страдиня (RSU) и на 47% в университете Turiba. В среднем в государственных университетах число иностранных студентов возросло на  28%, а в частных высших учебных заведениях  на 20%. Иностранные студенты ежегодно вкладывают в бюджет Латвии €148 млн.  – данные исследовательского центра Certus.  

Конкурентная середа   КазНУ им. аль-Фараби единственный из вузов СНГ член авторитетной международной межправительственной организации «COMSATS» (Комиссия по науке и технологиям в целях устойчивого развития на Юге). Членство в «COMSATS» дает возможность КазНУ участвовать в международных научных и образовательных проектах, в таких областях, как информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии и новые материалы, возобновляемые источники энергии, изменение климата и охрана окружающей среды, биотехнология и др.

КазНУ в очередной раз продвинулся в мировом рейтинге и первым среди вузов Центрально-азиатского региона и Казахстана вошел в топ 250 лучших вузов мира. По итогам исследования авторитетного рейтингового агентства World University Rankings QS (Великобритания) КазНУ им. аль-Фараби вошел в топ 250 лучших университетов мира заняв 236 место.

Активность вузов  Руководство КазНУ им. аль-Фараби обсудило вопросы интернационализации в сфере высшего образования и новые возможности сотрудничества с представителями Муниципального Комитета по образованию г. Пекина. Казахский национальный университет им. аль-Фараби заинтересован в активном сотрудничестве с университетами Китайской Народной Республики (КНР) и имеет положительный опыт двухстороннего сотрудничества с 28 университетами, такими как: Ланьчжоуский университет, Сианьский инженерный институт, Пекинский технологический университет, Пекинский университет экономики и бизнеса, Пекинский университет иностранных языков, Шанхайский университет, Гонконгский политехнический университет и другие.

В КазНУ  прошла встреча руководства с представителями Университета Лахор, (UOL) Пакистан. В рамках встречи обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества в области развития программ академического обмена студентами, подготовки англоязычных магистерских и докторских программ в таких отраслях как: компьютерная инженерия, социальные науки, медицина, медиа и технические специальности.