Азия. Обзор декабрь (7-13) 2015

Дайджест составлен специалистом отдела – Валерией Руссковой

  1. Может ли Китай стать мировым лидером в сфере высшего образования и инноваций?

В октябре 2015 года Национальный центр высшего образования и инноваций, что в Женьшене, получил статус Институции ЮНЕСКО 2-й категории. Церемонию подписания соглашения об открытии Центра запланировано на весну 2016.

Директор Центра Ли Минг выступил на консультационном совещании по вопросам информации и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе высшего образования, проведенном в Южном Университете науки и технологии Китая в прошлом месяце. В мероприятии приняли участие около 40 делегатов, в основном из Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевым вопросом был доступ к высшему образованию и важность ИКТ для молодого и быстро развивающегося региона.

  1. Вьетнам: Университеты будут предлагать профессионально ориентированное обучение

Министерство образования и подготовки кадров заявило о необходимости использования в вузах и колледжах профессионально ориентированных моделей высшего образования во избежание дальнейшего переучивания для устройства на работу.

На недавней конференции, Нгуен Тхи Ким Фунг, и. о. руководителя департамента высшего образования Министерства образования и подготовки кадров, сказал, что требования работодателей по отношения к навыкам и знаниям работником усилились. А это является первоочередным недостатком молодых сотрудников. Поэтому реформирование высшего образования стало одной из ключевых задач Министерства. Внимание должно быть сосредоточено на взаимосвязи вузов и предприятиями, чтобы у выпускников было больше шансов получить работу.

По статистике Института труда и социальных вопросов, около 178000 бакалавров и магистров не смогли найти работу в первом квартале года после выпуска. Этот показатель на 16000 человек больше, нежели в прошлом году.

  1. Индия: Страх перед ВТО влияет на учебу в колледжах

Ученые призвали центральное правительство не подписывать договора на предстоящем совещании Всемирной торговой организации. Они аргументируют свои заявления тем, что соглашения могут превратить образование в Индии в настоящую торговлю. При подписании договоров будет снижено государственное регулирования высшего образования, государственные вузы и частные университеты будут функционировать на равных. Как последствие, высшее образование может стать недосягаемым для бедных слоев населения.

  1. Китай: образовательная политика помогает добиться мирового влияния

В контексте стремления КНР стать сильным мировым лидером и использовать для этого высшее образование, как один из ключей на пути к цели, внимание мирового сообщества привлекает китайская модель высшего образования.

Благодаря реформам за последние десятилетия был достигнут немалый результат:

  • обязательное образование стало универсальным для всех социальных групп: доля учащихся в старших классах средней школы увеличилась с 36,7% в 2000 до 84,3% в 2013; охват высшего образования вырос с 1,15% в 1980 до 29,7% в 2013;
  • был уменьшен гендерный разрыв (учащихся женского пола стало намного больше), в том числе благодаря политике «одного ребенка в семье».

Но имеются и некоторые «провалы», главным среди которых является неодинаковое обеспечение образованиям по регионам.

  1. Вьетнам: дорога к приватизации

Наряду с переходом от централизованного управления к рыночной экономике, во Вьетнаме начали функционировать частные вузы, которые на сегодняшний день составляют 19% от общего числа вузов.

Так как бюджет страны не позволяет финансировать государственные вузы должным образом, было принято решение о взятии курса на приватизацию.

Сторонники данной политики видят вузы как предпринимателей в сфере образования и считают, что уровняв государственные университеты с частными, заставят их самостоятельно улучшать свои услуги под влиянием конкуренции.

Однако есть и противоположный взгляд на ситуацию. Противники политики приватизации воспринимают ее как «шаг назад», считая, что это всего лишь способом правительства уйти от ответственности за образование страны

  1. Исследования: «белые» студенты получают меньше выгоды от высшего образования

Как показало исследование, проведенное учеными из Великобритании, «белые» студенты после получения степени бакалавра или магистра отличаются намного меньшим уровнем знаний и худшими навыками, нежели студенты из Африки и Азии. По словам профессора Кандико Хаусона, учащиеся из более неблагополучных семей достигают намного больших результатов и приобретают сильные навыки. Хотя также существует предположение, что это связано с тем, что, начиная с низшего уровня, им легче показать прогресс в обучении.

  1. Индия станет самой многочисленной студенческой популяцией к 2025 году

К 2025 году по данным исследования британского Совета, Индия будет иметь крупнейший отечественный рынок высшего образования. В это же время Китай будет «поставщиком №1» по количеству иностранных студентов в мире. Исследование показывает, что Индия станет самой многочисленной по населению, возрастом от 18 до 22 лет. Количество молодых людей указанного возраста в ближайшие 10 лет составит 119 млн.!

Следом за Индией будет идти КНР, несмотря на прогноз о том, что число китайцев в этой возрастной группе сократится примерно на 35 миллионов и составит 80 млн.

  1. Пусть с коррупцией в вузах борются нейтральные органы

Антикоррупционная кампания, которая сейчас проводится в Китае, обнаружила много новых интересных фактов. С момента 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая в 2012 году, было обнаружено не менее 50 дел о коррупции в высших учебных заведениях. Данный факт говорит о том, что отсутствие за этот период эффективного надзора и ограничений привело к злоупотреблению властью.

По материалам: China Daily, The Times Higher Education, World University News, The Telegraph India, Viet Nam News