Обзор. Латинская Америка. 14-18.12.15

Дайджест составлен специалистом отдела – Иваном Черным

  1. Cаммит университетов развивающихся стран и стран BRICS

2-4 декабря 2015 года под эгидой авторитетного британского издания Times Higher Education состоялся саммит университетов развивающихся стран и стран BRICS (Бразилия, Индия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Гостей принимал частный индийский университет O. P. Jindal Global University из г. Дели. Главной темой саммита было обсуждение проблем, связанных с улучшением качества высшего образования.

Участников саммита приветствовал Президент Индии Кумар Мукерджи. Он отметил, что развитие университетов должно строиться на основе “3С” – Collaboration, Cooperation and Communication – ­ сотрудничество, взаимодействие, общение. Усилия развивающихся стран должны быть направлены на создание систем образования мирового уровня.

К саммиту был приурочен выход свежего выпуска рейтинга вузов The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2016. Как и в предыдущих рейтингах, при определении места вуза учитывались такие параметры: качество преподавания, интернационализация, уровень научных исследований, количество ссылок, доходы от деятельности. Список из 200 вузов возглавили Пекинский университет и Университет Цинхуа (КНР). На третьем месте – МГУ им. Ломоносова (Российская Федерация). В десятку лучших вошел Университет Сан Паулу из Бразилии (9 место).

 

  1. Профессора голосуют ногами

Экономический кризис в Венесуэле оказал сильное влияние на состояние высшего образования в стране. Одним из существенных дестабилизирующих факторов стал отток высококвалифицированных преподавателей. Для примера, средняя зарплата профессора, доктора наук, в самом престижном Центральном университете Венесуэлы (Central University of Venezuela), более известном как UCV, составляет всего 35 долларов США. При таких условиях с начала учебного года (сентябрь 2015 года) из государственных вузов Венесуэлы уволилось более тысячи профессоров. В результате были отменены занятия для нескольких десятков тысяч студентов.

 

  1. Университеты Новой Зеландии стремятся к установлению более тесных связей с Латинской Америкой

Делегация представителей ведущих университетов Новой Зеландии в период с 18 по30 ноября 2015 года посетила три страны Латинской Америки – Бразилию, Чили и Колумбию.

Университеты этих стран очень заинтересованы в развитии сотрудничества с вузами Новой Зеландии. В ходе переговоров обсуждались конкретные проекты, касающиеся расширения мобильности студентов и преподавателей (в обоих направлениях), организации совместных научных семинаров, развития программ двойных дипломов.

Во время встреч в Бразилии и Колумбии был отмечен рост спроса на получение высшего образования за рубежом. Новая Зеландия является привлекательным вариантом ввиду выгодных визовых условий. Тем не менее, инициатива стран Шенгенской зоны о безвизовом режиме для колумбийских студентов с 1 декабря 2015 года с большой вероятностью скажется при выборе страны обучения.

Важным мероприятием, которое будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между вузами Новой Зеландии и Латинской Америки, станет Конференция стран Латинской Америки и Карибского региона по высшему образованию LACHEC (Latin America and Caribbean Higher Education Conference), которая состоится 12-14 октября 2016 года в Боготе. Организаторы LACHEC пригласили к участию и делегацию Новой Зеландии, предоставив возможность сделать ключевой доклад конференции.

 

  1. Шанс для молодежи Колумбии: достижения в сфере высшего образования

После сорока лет внутренних междоусобиц Колумбия столкнулась с большим количеством проблем – низкая производительность труда, отсутствие социальной интеграции и равенства, без чего невозможно поддерживать стабильность и стимулировать экономическое развития страны. Все эти трудности можно преодолеть, обеспечив трудоустройство молодежи, а прежде необходимо дать ей качественное образование.

Однако государственные расходы Колумбии на высшее образование и профессиональную подготовку очень ограничены. Более трех миллионов выпускников средних школ не в состоянии продолжить свое обучение в высшей школе.

Одним из направлений развития высшего образования в Колумбии является развитие сети учебных заведений, как, например, Corporación Universitaria Minuto de Dios (UNIMINUTO) – частный некоммерческий католический университет, куда принимаются представители всех слоев общества. Благодаря своей инновационной модели, университет обучает студентов более чем в 30 местах – от мегаполисов до глухих деревень на краю джунглей Амазонки. Восемьдесят два процента выпускников получают работу в течение шести месяцев после окончания UNIMINUTO. Это отличный показатель, учитывая, что 98 процентов студентов – выходцы из семей с низким уровнем доходов, а многие из них обучаются в университете впервые в своих семьях. Впечатляет также такой факт: 70 процентов студентов UNIMINUTO – женщины.

UNIMINUTO работает в тесном контакте с промышленностью и правительством, в результате чего учебные программы максимально согласованы с потребностями работодателей и выпускники получают профессии, затребованные на рынке труда. Более половины программ профессионального обучения в UNIMINUTO связаны с ключевыми отраслями экономики Колумбии, в их число входят АПК, гостиничное хозяйство, строительство, веб-дизайн, здравоохранение. Стоимость обучения достаточно низкая, при этом университет предлагает доступные варианты финансирования.

Почти для 102 000 студентов UNIMINUTO дает шанс не только выпутаться из сетей бедности, но и получить возможность личной самореализации, поскольку выпускники поднимают благосостояние своих семей, имеют возможность карьерного роста, гордятся возможностью отблагодарить общество. Основываясь на философии социальной интеграции, UNIMINUTO коренным образом меняется образ жизни тысяч студентов и способствует социальному и экономическому прогрессу в Колумбии.

 

По материалам: Times Higher Education, University World News, Education New Zealand, International Finance Corporation