Академическая мобильность: глобальное неравенство

Команда немецких социологов поделилась результатами интересного эксперимента, показывающего, что соискатели из стран или университетов, которые считаются менее престижными, соответственно имеют меньше шансов для обучения за рубежом,

Для изучения влияния «символического капитала» на международную мобильность исследователи отправили фиктивные заявки на обучение в докторантуре в адрес 399 профессоров социологии по всей Германии.

Большинство данных было примерно одинаковым, включая пол; варьировался только один элемент – страна и университет студента.

В результате оказалось, что больше положительных ответов получили заявки от кандидатов, “указавших”, что они из США или из университетов с более высоким рейтингом.

Для эксперимента были выбраны четыре университета: Йельский и Пенсильванский из США, Национальный университет Сингапура и Вьетнамский национальный университет.

На равное количество заявок от университетов из США было получено 47% положительных ответов, и только 29% на заявки от азиатских университетов.

Кроме того, даже сами ответы отличались в зависимости от происхождения заявителей: студенты из США получили более подробные и информативные ответы.

Команда была удивлена тем, что достаточно высокорейтинговый Университет Сингапура не вызвал положительных реакций.

«Символический капитал, связанный с системой высшего образования страны, более важен, чем репутация отдельного университета, что, в свою очередь, более важно, чем качество научной школы», – одно из заключений исследования.

В результате делается вывод о появлении «глобальной академической кастовой системы» с элитарными университетами в таких основных странах, как США или Великобритания.

Результаты также показали, что 50% профессоров, родившихся или учившихся за рубежом, дали положительный ответ. То же самое касается только 29% профессоров, родившихся в Германии, и 35% из тех, кто учился только в Германии.

«Те, кто жил, учился и работал за границей, более открыты и лучше информированы о системах высшего образования других стран», говорится в отчете.

Источник информации