Квітень / Апрель 2018

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Апрель 2018 г.

По материалам Punch, The New Times, New Vision, Cronicle, Joy Online, Starr FM, University World News, Egypt Independent

Аннотации статей: 

  1. Образованию Нигерии требуется дополнительное финансирование

(Punch)

Основатель Университета Афе Бабалола из Адо-Экити, Ааре Афе Бабалола, выступил за увеличение финансирования сектора образования: правительство Нигерии должно активно инвестировать во все уровни образования с тем, чтобы повысить доступность качественного образования.

«Сочетание распада инфраструктуры, нехватки адекватного финансирования, отсутствия качественных учебных программ и невозможности привлечения лучших преподавателей опустило наши университеты до нынешнего ужасающего состояния. В глобальных рейтингах университетов QS и Webometrics нигерийские университеты длительное время не могут попасть в 1000 лучших».

Чтобы Нигерия вырвалась из трясины инфраструктурного распада и догнала остальной мир, Бабалола высказался за необходимость выполнения международных руководящих принципов ЮНЕСКО, в соответствии с которыми следует выделять 26 % своего годового бюджета на финансирование образования и инвестиции в исследования и инновации.

Источник информации:

http://punchng.com/babalola-wants-more-funding-for-education/

  1. Африканские ученые получат поддержку АС (Руанда)

(The New Times)

В рамках очередного ежегодного форума Эйнштейна, который в 2018 году собрал более 1500 ученых, бизнесменов и политиков, Президент Руанды Поль Кагаме, председатель Африканского союза (АС), подтвердил свою поддержку инициатив, связанных с наукой, и обязался сплотить своих африканских коллег для активизации сектора.

Кагаме сказал, что Африканский союз через свою Комиссию по науке и технике намерен объединить африканские страны для развития науки и техники.

«В АС есть комиссия, ответственная за науку и технику, и мы намерены укреплять ее, поддерживать и обеспечивать ее работу на континенте, объединяя африканские страны вокруг того, что они могут сделать вместе, чтобы продвигать развитие направлений, которое может обеспечить наука и технология», – сказал Кагаме.

Он отметил, что укрепление наукоемких дисциплин спасет континент от отставания в ходе предстоящей четвертой промышленной революции.

Среди направлений, которые руандийское правительство поддерживает для укрепления научных достижений, – обеспечение благоприятной деловой среды, а также установление партнерских отношений с международными вузами других заинтересованных сторон.

Усилия правительства привели к тому, что в Руанде находятся множество научных центров, а также региональные штаб-квартиры таких учреждений, как Африканский институт математических наук и Университет Карнеги-Меллона.

Источник информации:

http://www.newtimes.co.rw/news/african-scientists-get-backing-au

  1. Правительство нерационально тратит средства на образование (Уганда)

(New Vision)

В Уганде предполагается к 2020 году существенно увеличить добычу нефти, и для этой цели стране потребуются высококвалифицированные технические специалисты.

За последние восемь лет в Уганде было израсходовано более 800 млн USD на строительство и оснащение институтов бизнес-технического и профессионального образования и обучения. Однако в новых институтах практически некому учиться – наблюдается острая нехватка студентов. И это несмотря на сильнейшую безработицу – 58% при 18 млн трудоспособного населения.

По оценкам, каждый год на рынок труда поступает около 700 000 выпускников, и по прогнозам к 2040 году эта цифра вырастет до более 1,5 миллионов. Однако рынок труда поглощает не более 90 000 человек. Причина заключается в том, что выпускники не обладают необходимыми навыками и квалификацией.

«Спрос на каменщиков, сварщиков, электриков и водопроводчиков будет расти, поэтому мы вкладываем значительные средства в технические и профессиональные навыки», – сказал в 2014 году постоянный секретарь министерства финансов Кит Мухаканизи, чтобы оправдать большие инвестиции в образование Уганды.

Но исследование, проведенное Saturday Vision, показывает, что получаемый результат – это издевательство над инвестициями.

Например, в рамках 10-летнего стратегического плана Уганды (2011-2020 гг.) Правительство планировало увеличить число выпускников до 450 000 в год, причем 50%  из них женского пола. Тем не менее, за два года до начала промышленной эксплуатации залежей нефти было подготовлено менее 200 000 человек, причем имеются большие сомнения в их компетенции.

Единственный выход – привлечение иностранных специалистов, а это повлечет за собой дополнительные расходы.

Источник информации:

https://www.newvision.co.ug/new_vision/news/1474353/govt-borrows-sh2-trillion-skills-fails-students

  1. Необходимо защищать свою интеллектуальную собственность (Зибабве)

(Cronicle)

Выступая на семинаре по интеллектуальной собственности, генеральный директор Африканской региональной организации интеллектуальной собственности (ARIPO) г-н Фернандо Дос Сантос призвал университеты Зимбабве защищать свои изобретения и исследования в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, используя для этого систему ARIPO, как это делают большинство зарубежных университетов.

Двухдневный семинар был проведен в Национальном университете науки и техники по теме: «Содействие творчеству и инновациям в целях экономического роста и развития в Африке» с целью повышения осведомленности о защите интеллектуальной собственности».

Источник информации:

http://www.chronicle.co.zw/universities-urged-to-use-ip-system/

 

  1. Молодежь за приоритетное внимание правительства техническому образованию (Гана)

(Joy Online)

Правительству настоятельно рекомендуется уделять первоочередное внимание техническому профессиональному образованию и подготовке (ТПОП) в качестве правильного направления ускорения развития страны.

С этой инициативой выступила адвокатская группа “Национальные молодежные адвокаты”, поддерживаемая Альянсом адвокатов Ганы «План Ганы».

«Широко признано, что у ПТО есть большой потенциал быстрого отслеживания стремления любой страны к развитию», – заявила группа в заявлении, представленном заместителю министра образования Барбаре Ашер Айиси.

Молодежь также выразила обеспокоенность по поводу того, что число технических и профессиональных институтов сократилось в период между 2015 и 2016 годами с 185 до 164.

По их словам, число учреждений, которые в настоящее время предлагают программы ТПОП, недостаточно для страны, которая стремится продвигать ТПОП в соответствии с Целями устойчивого развития (SDG).

Источник информации:

https://www.myjoyonline.com/news/2018/March-28th/youth-want-govt-to-prioritise-technical-education-to-accelerate-devment.php

  1. Румыния инвестирует в сектор образования Ганы

(Starr FM)

Министр иностранных дел Ганы Ширли Айоркор Ботчвей посетила Румынию с трёхдневным официальным визитом с целью укрепления взаимовыгодного сотрудничества.

Во время встречи с министром национального образования Румынии Валентином Попой в рамках визита обе страны обязались в ближайшие годы сделать новые шаги по укреплению образования. В частности, Румыния, используя собственный опыт, поможет Гане бороться с большим отсевом детей после младшей школы, с тем, чтобы большинство из них получало полное среднее образование

В ходе обсуждений обе стороны обсудили возможность создания румынских высших учебных заведений в Гане. Румыния уже проявила заинтересованность к этой возможности.

Источник информации:

http://starrfmonline.com/2018/03/27/romania-invest-ghanas-education-sector/

  1. Студенты-медики бастуют уже пять месяцев (Алжир)

(University World News)

Студенты-медики Алжирского университета продолжают пятимесячную забастовку с требованием улучшить условия обучения и работы.

Алжирские врачи, завершающие этап своей учебы после шести лет медицинских исследований и однолетней стажировки, требуют изменений в системе государственной службы, которая требует от них работы в отдаленных уголках страны после получения ними медицинской лицензии. Они хотят, чтобы гибкая система поддерживалась такими преимуществами, как жилье, улучшенная зарплата и привилегии на поездки в обмен на работу в отдаленных местах. Они также призвали реформы к медицинскому образованию путем повышения качества медицинской подготовки, методов обучения и механизмов оценки.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180328102900423

  1. Академия наук создает два новых фонда мобильности

(University World News)

Африканская академия наук (ААС) приступила к созданию двух новых фондов мобильности, которые позволят африканским исследователям работать вместе со своими индийскими коллегами в деле эффективного решения проблем здравоохранения и развития.

Фонд Схема мобильности науки и языка Африки и Афро-Индийский фонд мобильности будут создаваться при поддержке Альянса за ускорение совершенства в науке в Африке (AESA), инициативы, основанной ААС в партнерстве с Агентством НЕПАД. Они поддерживаются Wellcome, Институтом Пастера и Альянсом Индии. Совокупно эти средства составляют 500 000 долларов США и и будут предоставлены 100 исследователям из Африки и Индии.

Фонд мобильности Африки и Индии представляет собой двухлетнюю программу, предлагающую исследователям из Африки и Индии возможности для краткосрочных визитов с целью изучения научного сотрудничества.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180330115457887

  1. Африка: итоги и перспективы высшего образования (10 лет назад и 10 лет вперед)

(University World News)

Последнее десятилетие стало свидетелем многих позитивных изменений в сфере высшего образования Африки, три ключевые из них следующие:

  • Всеобщее признание высшего образования как важного инструмента развития Африки. Это было подтверждено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию 2009 года, на которой особое внимание уделялось активизации высшего образования в Африке.
  • Значительное увеличение числа учащихся в высших учебных заведениях в странах Африки к югу от Сахары. К 2008 году число студентов выросло с 5 млн человек почти до 12 миллионов. Однако валовой коэффициент охвата высшим образованием для стран Африки к югу от Сахары, который в 2008 году составлял около 6%, едва ли достиг 10% в 2018 году, что по-прежнему является самым низким в мире.
  • Признание важности повышения качества высшего образования. Более половины стран Африки к югу от Сахары создали агентства по обеспечению качества. Было предпринято несколько региональных и континентальных инициатив по повышению качества, в частности по содействию системам обеспечения качества в государственных и частных учреждениях в пяти странах Восточной Африки; запуск Комиссией Африканского союза Африканского механизма оценки качества, инструмент для содействия постоянному повышению качества в учреждениях посредством самооценки; а в 2015 году – крупный проект по гармонизации африканского высшего образования по обеспечению качества и аккредитации высшего образования, финансируемый Европейским союзом и поддержанный Африканским союзом.

ПРОБЛЕМЫ

  1. Низкий уровень научно-исследовательской работы в университетах.

Было подсчитано, что в 2014 году Африка с 15% мирового населения производит только 1% мировых научных публикаций и регистрирует 0,1% глобальных патентов, основная часть которых приходится на две страны – Южную Африку и Нигерию.

  1. Незначительное количество выпускников PhD.

В 2014 году сообщалось, что в Южной Африке меньше докторов, чем в одном университете в Бразилии, хотя обе страны имеют сопоставимые экономики. Главной причиной считается резкое увеличение числа учащихся, что вынудило ученых заниматься преподаванием в ущерб научной деятельности.

3. Острая нехватка квалифицированных научных сотрудников для проведения исследований и руководства ними.

  1. Недостаток средств для проведения исследований. Только некоторые африканские страны инвестировали в исследования и разработки 1% своего ВВП, как было рекомендовано Африканским союзом в 2006 году.
  2. Безработица выпускников была и остается предметом большой озабоченности, поскольку социальные и политические последствия высокой безработицы среди образованной молодежи могут иметь серьезные последствия, о чем свидетельствует «арабская весна» 2011 года в Северной Африке.

Известны причины безработицы выпускников: низкое качество и неактуальность квалификаций, отсутствие атрибутов и компетенций («мягкие навыки»), которые ищут работодатели у выпускников, и плохие связи между университетами и бизнесом. Поскольку ожидается увеличение количества выпускников, ситуация может ухудшиться и требует согласованной, четко определенной стратегии и плана действий на национальном и институциональном уровнях.

  1. Коррупция в высшем образовании. Именно Transparency International в 2013 году предупредила нас о том, что коррупция в высшем образовании широко распространена и в Африке. Коррупция имеет место на всех уровнях и во всех организационных мероприятиях: руководство и управление, а также прием студентов. Она включает в себя также обман на экзаменах, сексуальные домогательства со стороны академического персонала и плагиат в тезисах и публикациях.

Необходимо подчеркнуть, что коррупция в высшем образовании является глобальной и не характерной для Африки. Однако, поскольку высшее образование играет такую важную роль в развитии Африки, крайне важно решить проблему коррупции.

Перспективы на БЛИЖАЙШИЕ 10 лет

  1. Следует увеличить количество аспирантов и интенсифицировать исследования, проводимые вузами, особенно в важнейших областях науки и техники. Панафриканский университет, созданный Африканским союзом, с его узловыми институтами в ключевых областях развития в пяти регионах Африки и особым вниманием к последипломной подготовке и исследованиям, должен в ближайшее время принести свои плоды.

Быстрыми темпами развиваются африканские центры передового опыта Всемирного банка – 22 в Западной и Центральной Африке и 24 в Восточной и Южной Африке – вновь отдавая приоритет последипломной подготовке и исследованиям в ключевых областях развития Африки. Эти две главные инициативы, а также ряд других – должны изменить исследовательский и инновационный ландшафт Африки в течение следующего десятилетия.

  1. Нет сомнений в том, что в следующем десятилетии в Африке будет расширяться частное высшее образование в различных формах, поскольку государственные средства не смогут поддерживать значительный рост в этом секторе. Уже почти во всех странах количество частных учреждений превышает государственные, а в ряде странах в частных учебных заведениях учится больше студентов, чем в государственных.

Главная проблема здесь заключается в качестве частного образования. Хотя многие частные учреждения, особенно религиозные, обеспечивают качество, большинство коммерческих организаций функционируют как коммерческие предприятия. Как правило, они не имеют надлежащей структуры академического управления, они используют очень мало штатных преподавателей, а их программы в основном относятся к ненаучным областям.

В то же время качество образования зависит от деятельности национальных агентств по обеспечению качества. Данная проблема решается сложно ввиду большого числа задействованных учреждений и отсутствия у них необходимого потенциала.

  1. В последние годы по всему континенту быстро распространились ИКТ технологии, и нет сомнений в том, что в ближайшее десятилетие процесс ускорится. ИКТ смогут расширить возможности высшего образования, а не только улучшить их деятельность.
  2. Использование открытого, дистанционного и электронного обучения (ODeL) – либо для смешанного обучения в условиях стационара, либо в специальных открытых учебных заведениях – должно иметь феноменальный рост. Примечательно, что единственная инициатива высшего образования, предложенная в первом 10-летнем плане реализации (2014-2023 гг.) Повестки дня 2063 Африканского союза, – это использование ODeL для расширения доступа к высшему и непрерывному образованию.
  3. Крайне важно, чтобы в течение следующих 10 лет было проведено активное участие африканских университетов в достижении целей устойчивого развития (SDG); это еще должно произойти. Африка действительно не достигла предыдущих целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и африканские университеты практически не вносили прямого вклада в их достижение, но это, возможно, было связано с тем, как сформулированы и опубликованы цели.

Однако SDG отличаются друг от друга. Они хорошо сформулированы и лучше известны в секторе высшего образования. Существуют также конкретные цели по каждой цели, и университеты могут легко относиться ко всем из них, а не только к SDG4 по обеспечению качественного образования. Африканские университеты должны включать ГРП во все свои основные функции – обучение, исследования и участие в сообществе. SDG слишком важны для развития Африки, поскольку ее университеты являются просто свидетелями в их достижении.

  1. Еще одним императивом высшего образования в Африке в течение следующего десятилетия является дифференциация сектора – как по вертикали, с большим количеством политехнических и технических колледжей, так и по горизонтали, с университетами, специализирующимися в разных областях, причем некоторые из них уделяют больше внимания аспирантуре и исследованиям, в то время как другие ориентируются на преподавании и обучении. К сожалению, в последние 10 лет наблюдались обратные тенденции – происходило превращение политехник в университеты и создавались новых университетов по типу существующих. Это может серьезно затруднить развитие Африки.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180327074736612

 

  1. Медики будут учиться 5 лет (Египет)

(Egypt Independent)

Египетский парламент принял решение, что начиная с 2018/19 учебного года для получения степени бакалавра медицины нужно будет учиться не семь, а пять лет.

Тем не менее, перед сдачей экзамена, который определит, готовы ли они быть профессиональными врачами, студенты-медики должны пройти двухгодичную клиническую подготовку. Это означает, что потребуется в общей сложности семь лет, прежде чем они получат аккредитацию, но зато будут иметь два года профессионального опыта, а не один.

Вводится также новое требование о том, чтобы все врачи каждые пять лет сдавали экзамен, подтверждающий квалификацию.

Источник информации:

http://www.egyptindependent.com/parliament-reduces-length-of-medicine-degrees-to-5-years-study/

  1. Новый глава государства о высшем образовании (Эфиопия)

(University World News)

После нескольких лет протестов и политического кризиса 2 апреля 2018 г. Эфиопия получила нового премьер-министра – Абий Ахмеда.

В своей инаугурационной речи Абий изложил основные направления, на которые будет обращено особое внимание правительства.

Важно, что одним из них является качество образования. Премьер-министр подчеркнул, что ключ к решению многочисленных проблем страны должен быть найден «в образовании и только в образовании».

Несмотря на достижения, достигнутые в расширении образования, Абий отметил низкое качество обучения в профессиональных и высших учебных заведениях как основное препятствие для приобретения знаний и навыков.

Премьер-министр огласил открытое приглашение эфиопской диаспоре вернуться и / или сотрудничать с различными учреждениями в использовании своих знаний и опыта для помощи развитию страны.

Хотя Абий, который ранее занимал должность министра науки и техники, считается сторонником инноваций и технологий, и хотя у него могут быть хорошие намерения по внедрению реформ, разработка политики – это в значительной степени определяемой политической властью, а не отдельным руководителем исполнительной власти.

Учитывая, что страна имеет дело с серьезными политическими и экономическими проблемами, реформа в высшем образовании может оказаться не главной задачей.

Тем не менее, немедленные меры могут улучшить общую среду высшего образования и восстановить стабильный процесс обучения и обучения.

Освобождение студентов и сотрудников, арестованных во время чрезвычайного положения, и полный вывод сил безопасности из кампусов могут облегчить ситуацию. Кроме того, значимые положительные результаты мог бы дать диалог с высшим образованием, в частности с учащимися,

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180409141717626

  1. Оптимистическое будущее высшего образовании Африки.

Источник информации:

 (University World News)

Гарвардский когнитивный психолог Стивен Пинкер в новой книге «Просветление сейчас» среди прочего, утверждает, что по всем объективным показателям прогресса человечества в долгосрочной перспективе ситуация для жителей Земли значительно улучшается.

Нет сомнений в том, что ценность образования и, в частности, высшего образования, не только все более признается и принимается во внимание, но наблюдается его подъем. Высшее образование сейчас получает больше людей, чем когда-либо в истории человечества.

Африка, несмотря на ее поздний старт и многочисленные проблемы, также включена в этот процесс. Согласно прогнозу ООН от 2015 года ожидается, что в течение следующих 30 с лишним лет африканский континент обеспечит более половины прироста мирового населения. Причем, по прогнозам, население 28 африканских стран  увеличится более чем в два раза, а к 2100 году ожидается, что население 10 африканских стран увеличится по крайней мере в пять раз. К ним относятся Ангола, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Малави, Мали, Нигер, Сомали, Уганда, Танзания и Замбия.

По словам Росса Харви, старшего научного сотрудника по управлению природными ресурсами в Южноафриканском институте международных отношений, этот рост означает: для оптимистов – «дивиденд» молодых производителей и потребителей; для пессимистов – «рост проблемы безработицы среди молодежи, сталкивающуюся с плохим управлением и слабыми институтами».

Сегодня все правительства африканских стран понимают важность высшего образования для обеспечения развития, и, соответственно, инвестируют в него.

По словам Кевина Уоткинса, ребенок из страны, входящий в ОЭСР, имеет 80%-ный шанс получить некоторую форму высшего образования, в то время как в Африке к югу от Сахары этот шанс составляет всего 6%.

Согласно анализу, проведенному Quartz Africa, в 10 наиболее густонаселенных странах Африки насчитывается чуть более 740 университетов, которые обслуживают около 660 миллионов из 1 миллиарда человек в Африке. В США, для сравнения, насчитывается 5300 университетов и колледжей, в которых проживает более 323 миллионов человек.

Но тенденция по-прежнему позитивна и есть положительные примеры – например, в Эфиопии в 2000 году было только два университета, но в настоящее время в стране насчитывается 36 государственных университетов и 98 частных.

Проблемы, стоящие перед высшим образованием в Африке, хорошо известны и широко обсуждаются – недостаточное качество вузов, острый дефицит квалифицированных преподавателей, финансовых и материальных ресурсов, утечка мозгов, слабая исследовательская работа. Наблюдаются также значительные перерывы учебного процесса в результате акций протеста.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180406161056861

  1. Изменение модели интернационализации высшего образования Африки

(University World News)

Африка как континент демонстрирует один из самых высоких в мире показателей мобильности студентов – около 10% глобальной мобильности. Согласно отчету Campus France 2016 года, основанному на статистике ЮНЕСКО, в 2013 году за пределами Африки обучались около 300 000 африканских студентов, из которых около 56% получали образование в европейских странах.

Из тех, кто учился в Европе, 92 000 (около 54%) выбрали Францию. Это главным образом выходцы из Северной Африки, а также из других франкоязычных африканских стран. В Великобритании и США училось примерно по 32 000 африканцев. Предпочтение Франции в основном объясняется знанием языка, очень низкой оплатой за обучение, близостью к Северной Африке и, без сомнения, возможной перспективой эмиграции.

Но уже в 2013 году количество африканских студентов, обучающихся за пределами Африки, упало примерно на 10% по сравнению с 2011 годом.

Зачисление учащихся в высшие учебные заведения в Африке является неприемлемо низким, и африканские страны не могут удовлетворить постоянно растущий спрос на качественное высшее образование на национальном уровне, будь то в государственных или частных учреждениях. Африканским студентам, желающим учиться за пределами Африки, возможно, придется все чаще искать места за пределами Европы и США. Согласно данных ЮНЕСКО наиболее вероятными являются Ближний Восток, Канада и Малайзия, но с точки зрения языка эти страны могут быть менее привлекательными для франкоязычных студентов.

Согласно министерству образования Китая, число африканских студентов, обучающихся в Китае, увеличилось с 2700 человек в 2005 году до примерно 50 000 в 2015 году – ошеломляющий ежегодный прирост примерно на 35%. Это увеличение в основном связано с китайскими государственными стипендиями для африканских студентов.

Другая стратегия, используемая Китаем для облегчения мобильности африканских студентов в китайских учреждениях, – это создание в африканских университетах институтов Конфуция, в которые можно изучать китайский язык. Количество Институтов Конфуция в Африке значительно возросло – с 25 в 2013 году до 54 в настоящее время.

Президент Китая объявил о планах предоставить дополнительные 30 000 стипендий африканским студентам, а также 2000 аспирантов и докторантов. Это приведет к еще большему числу африканских студентов в Китае.

Примечательно, что почти все студенты, которые учатся в Китае, возвращаются в свою родину после учебы, поэтому утечки мозгов не происходит. Таким образом, переход от мобилизации студентов из западных стран в Китай будет выгодным для Африки.

Еще одна явная и растущая тенденция – мобильность африканских студентов в африканском регионе. Согласно опубликованным документам, за последние 10 лет региональная мобильность более чем удвоилась, причем основными направлениями являются Южная Африка и Ангола в Южной Африке, Кения и Уганда в Восточной Африке, Гана и Сенегал в Западной Африке, а также в Марокко и Тунис на севере Африки.

Региональная мобильность студентов по-прежнему сталкивается с рядом проблем, включая политическую стабильность, вопрос о визах, сопоставимые квалификационные требования и т. д.  Но нет сомнений в том, что в течение следующего десятилетия Африка будет продолжать увеличивать мобильность студентов за счет соседних странах.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180404111431364

  1. Открытие центров стимулирования предпринимательства (Ливия)

(University World News)

Стремясь справиться с безработицей выпускников и внести свой вклад в развитие экономики, основанной на знаниях, 10 университетов в Ливии открывают инновационные центры предпринимательства для подготовки предпринимателей, готовых к ведению собственного бизнеса.

Запуск центров состоялся в Тунисе на встрече президентов участвующих ливийских университетов и директоров университетских начальных лабораторий, а также официальных лиц ЕС и представителей государств-членов.

В настоящее время только 37 университетов – менее 5% университетов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки – предлагают предпринимательские курсы.

Инициатива является шагом на пути реализации проекта «Ливия 2020», который включает использование высшего образования, науки, технологий и инноваций для создания более эффективной и конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях.

Инициатива создания центров является частью четырехлетнего проекта в размере 7,6 млн. Евро «Ливия для экономической интеграции, диверсификации и устойчивой занятости» (SLEIDSE), финансируемого Европейским союзом и осуществляемого Expertise France.

Проект SLEIDSE поддерживает развитие микро, малых и средних предприятий в Ливии, чтобы предоставить ливийской молодежи возможности для получения средств к существованию и трудоустройства.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180404161123262

  1. Университеты следует преобразовать в профессиональные центры (Нигерия)

(University World News)

Эксперты в области средств массовой информации и бизнеса призвали федеральное правительство рассмотреть вопрос о преобразовании около 50% университетов в Нигерии в профессиональные центры, чтобы молодые люди могли приобретать навыки в разных профессиях.

Они считают, что рабочая сила остается неиспользованным сегментом в стране. «Нигерия может повысить экспорт сельскохозяйственной продукции, но для этого нужна квалифицированная рабочая сила».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180407101358494

  1. Слезоточивый газ против сотрудников государственных университетов (Кения)

(University World News)

Сотрудники университетов, которые вышли на забастовку в связи с невыплатой заработной платы, требовали встречи с секретарем Кабинета министров Амина Мохамед. Представители Профсоюза академического персонала университетов, Союза работников университетов Кении и Союза внутренних дел Кении, гостиниц, учебные заведений, больниц находились за пределами министерства учебных заведений, когда полиция применила против них слезоточивый газ.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180407102140534

 

  1. Ужесточение требований к частным университетов (Египет)

(University World News)

Как заявил президент Абдул Фаттах Ас-Сиси, в Египте не разрешат работать новым частным университетам, если они не заключат соглашений о сотрудничестве с учреждениями, входящими в число 50 лучших университетов мира. Этот шаг получил неоднозначные отзывы от экспертов высшего образования.

Лучшие 50 университетов мира будут определены в соответствии с шестью глобальными рейтингами университетов.

«Это отличная идея, чтобы иностранные университеты сотрудничали с местными университетами в создании новых совместных программ или университетов», – сказала Джейн Найт, эксперт по международному высшему образованию в Институте по изучению образования Онтарио в Университете Торонто, Канада. Однако она заявила, что ограничение сотрудничества с лучшими 50 университетами по всему миру «слишком строгое и ограничивает возможность установления партнерских отношений».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180417094909381 

  1. Партнерство с Китаем будет стимулировать развитие инфраструктуры (Зимбабве)

(University World News)

Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва посетил Китай, где встретился со своим китайским коллегой Си Цзиньпинем.

Зимбабве и Китай договорились о развитии инфраструктуры в зимбабвийских университетах, поскольку правительство Африки планирует создать университетские города.

С момента прихода к власти Мнангагва заявил, что Зимбабве открыта для бизнеса и в стране уже проведено несколько инвестиционных конференций, в том числе одна по развитию инфраструктуры в университетах.

 «Мы планируем создавать университетские города, и это уникальная модель, в которой инвестор развивает инфраструктуру и в течение 10-15 лет получает деньги, которые платят студенты. После этого здания передаются в собственность университетов».

Президент Мнангагва сказал, что образование в Зимбабве способно конкурировать на глобальном уровне, единственное слабое – это развитие инфраструктуры.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018041310361255

  1. Плагиат снижает качество образования (Нигерия)

(University World News)

Качество выпускников нигерийских университетов по-прежнему вызывает обеспокоенность у многих ученых и заинтересованных кругов страны, указывающих на распространенность плагиата и академическую нечестность в университетах в качестве фактора, снижающего качество образования.

Этот факт подтверждается тем, что 70% выпускников, выпущенных в последнее время нигерийскими университетами и другими вузами, остались «безработными».

В некоторых случаях преподаватели даже поддерживают плагиат.

В частных университетах практика относительно сдерживается благодаря наличию программного обеспечения для обнаружения плагиата.

Академическая нечестность не ограничивается студентами. Есть случаи, когда лектор руководит студентом-студентом при написании проекта, который затем лектор принимает на себя, публикует в журналах или представляет его на семинарах, не отдает должного вкладу студента.

По словам Эммануэля Квон-Ндунга, профессора генетики растений и разведения в Федеральном университете Лафии, плагиат представляет собой серьезную угрозу для академической системы. «Это способствует отсутствию надежной и целенаправленной исследовательской деятельности среди ученых. Это также приводит к результатам исследований с низким уровнем воздействия. Наиболее тревожный факт заключается в том, что практика распространяется на практически все уровни высшего образования», – сказал он.

Профессор Абубакар Рашид, исполнительный секретарь Комиссии национальных университетов, осудил растущие уровни плагиата в университетах и сказал, что комиссия будет работать с университетами, чтобы внедрить программное обеспечение против плагиата, чтобы остановить академическую кражу. Он выступил на семинаре по теме реформ в области высшего образования и инициативе африканских центров передового опыта в Абудже 20 марта, и назвал плагиат как одну из проблем, стоящих перед высшим образованием. Он сказал: «Проблемы, стоящие перед системой высшего образования в Нигерии, являются тревожными, и омрачают качество нашего высшего образования».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180403133915742

  1. В нигерийских университетах процветает коррупция

(University World News)

В недавно обнародованном отчете по проекту «Социально-экономические права и подотчетность» приводятся факты проявления коррупции во многих вузах Нигерии, а также наличие сговора между персоналом, студентами и другими заинтересованными сторонами.

Коррупция и безнаказанность в университетской системе отрицательно сказываются на управлении федеральными университетами и качестве образования, получаемом студентами. Федеральное правительство создало несколько комитетов для расследования случаев коррупции в некоторых университетах и политехнических институтах, чтобы «разобраться с ситуацией и вернуть справедливость».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180413071749543

  1. Будет открыто четыре новых государственных университета (Зимбабве)

(University World News)

Правительство одобрило открытие четырех новых государственных университетов по всей стране в ожидании консолидации позиции Зимбабве как одной из стран с самым высоким числом высших учебных заведений в регионе и за ее пределами.

Министр высшего и профессионального образования, науки и техники профессор Амон Мурвира сказал, что уже начали регистрировать студентов Университет сельскохозяйственных наук и технологий Марондера, Государственный университет Гванды, Университет прикладных наук Маниканала и Панафриканский научный и технологический университет минералов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180413072200252

  1. Главную поддержку вузы стали получать от местных доноров (Южная Африка)

(University World News)

Согласно последнему обзору по благотворительности, пожертвования в университеты от южноафриканских филантропов теперь превышают доходы, которые те получают из-за рубежа.

В 2016 году университеты получили в виде благотворительных взносов около 136 млн. USD, причем до 90% этого финансирования поступило в традиционные, а не в технические вузы. Основная часть взносов поступила от местных трестов, фондов, корпораций и частных лиц.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180413072317597

  1. Нужны ли невостребованные учебные курсы? (Кения)

(University World News)

Исследование показало, что некоторые учебные курсы совершенно не привлекают студентов, что вызывает законный вопрос о том, зачем тратятся деньги налогоплательщиков.

Так, академические программы по управлению агробизнесом, гостиничным и ресторанным бизнесом, рассчитанные на обучение в общей сложности 130 студентов, не посещает ни один человек. Три другие программ с общей возможностью обучать 260 студентов привлекали от одного до пяти студентов.

В центре внимания сейчас находятся вузы, которые не смогли привлечь достаточного количества студентов для заполнения хотя бы половины заявленных мест. В целом, данные Центрального агентства по размещению в университетах и колледжах Кении показывают, что почти половина государственных университетов не смогла заполнить более 50% учебных курсов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180413073433755

  1. Преподаватели получают наибольшую зарплату из стран Содружества (Южная Африка)

(University World News)

В докладе Ассоциации университетов Содружества (ACU) указывается, что в 2017 году южноафриканские вузы предложили самые высокие общие средние зарплаты (96 474 долл. США), за исключением заработной платы начального уровня для преподавателей, где более высокие зарплаты предлагали австралийские учреждения.

Южноафриканские учреждения имели также самый высокий рост средней заработной платы с 2016 года – на 5,8%.

Исследование также показывает, что южноафриканские и индийские учреждения имели самую высокую среднюю заработную плату по сравнению с национальным ВВП на душу населения.

В африканских учреждениях наибольший разрыв между заработной платой женщин и мужчин наблюдался на профессорском уровне, где средняя зарплата женщины-профессора составляла 92% от ее мужского коллеги.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180417135318863

  1. Внутренняя мобильность студентов в Африке

(University World News)

Изучая африканские тенденции, нужно прежде всего обратить внимание на Кению, Гану, Уганду, Египет и Южную Африку, которые известны относительно более высокими показателями своих университетов в региональном и глобальном рейтингах, что является главной привлекательностью для иностранных студентов.

Кения привлекает значительное количество иностранных студентов из более чем 60 национальностей по всему миру. В Кенийских университетах количество иностранных студентов составляет 10-15%, причем доминируют представители Восточной Африки.

Число иностранных студентов в Уганде возросло с 3 000 в 2004 году до примерно 16 000 в 2010 году. Большинство из них представляют Кению, Руанду, Танзанию, Судан, Бурунди и Демократическую Республику Конго.

Государственные и частные университеты Ганы принимают десятки тысяч иностранных студентов из более чем 30 стран Африки, Азии, Европы и Северной Америки. Причем две трети иностранных студентов в Гане – нигерийцы (более 70 000 человек).

В египетских учреждениях также имеется значительное количество иностранных студентов, особенно из Азии и Африки. Данные Министерства высшего образования Египта показывают, что в 2009-2017 годах в египетских университетах было зачислено в общей сложности 91 360 иностранных студентов и аспирантов.

Южная Африка, которая является одним из самых популярных учебных направлений для иностранных студентов, продолжает привлекать десятки тысяч студентов. Данные показывают, что число иностранных студентов в Южной Африке значительно выросло с 12 600 в 1994 году до 72 875 в 2012 году.

Южная Африка в основном привлекает своих международных студентов из Сообщества развития юга Африки (САДК), которые составляют около 72% иностранных студентов, за ними следуют остальные страны Африки (17%) и другие континенты (11%).

Существует множество причин для растущего роста внутренней мобильности студентов в Африке. Главными являются такие причины, как снижение стоимости, географическая близость, благоприятная региональная политика и практика и язык, однако и другие условия в отправляющих и принимающих странах также могут влиять на привлечение иностранных студентов.

Африканские страны все больше осознают различные преимущества, которые может предложить интернационализация, и активно применяют новые механизмы привлечения большего числа иностранных студентов

Кения отказалась от требований о выдаче виз и вида на жительство для восточноафриканских студентов, которые зарегистрировались в кенийских вузах. Преподаватели любой из стран региона могут работать в Кении без получения разрешения.

Признавая иностранных студентов как основной источник валютных поступлений, египетское правительство активизирует свои усилия по использованию этого потенциала. Недавние сообщения показывают, что правительство Египта планирует увеличить количество иностранных студентов с нынешних 90 000 до 200 000 человек, а доход от 186 миллионов долларов США до 700 миллионов долларов США.

В целях достижения своих целей министерство высшего образования Египта разработало план создания иностранных студенческих отделений во всех университетах и поощрять официальных лиц в египетских культурных учреждениях за рубежом, особенно в странах Персидского залива.

С 2007 года в своей Национальной стратегии экспорта Уганда отметила и образовательные услуги. Основной целью Проекта по высшему образованию в Уганде, который проводился с 2010 по 2012 год, был, среди прочего, набор иностранных студентов. Этот план включал подготовку руководящих принципов, веб-порталов, улучшение обслуживания иностранных студентов и создание сети интернет-маркетинга высшего образования, которая укрепила бы сотрудничество между университетами.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180418082044104