Листопад / Ноябрь 2017

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Ноябрь 2017

По материалам: University World News, Times Higher Education, The Observer, GhanaWeb, Business Ghana, Premium Times, Zambia National Broadcasting Corporation, News Ghana, Sci Dev Net, New Vision, The PIE News, Club of Mosambique

Аннотации статей:

  1. Пока высшее образование ждет решения правительства о финансировании, напряженность нарастает (Южная Африка)

(University World News)

Общественность Южной Африки ждет официального решения Президента относительно возможности бесплатного высшего образования в стране, который он должен сделать после рассмотрения отчета Комиссии Хеера. Президент Якоб Зума назначил комиссию в 2016 году после разрушительных и часто насильственных общенациональных студенческих протестов по всей стране. Комиссия представила свой отчет Зуме в конце августа. Ожидание усиливается двумя факторами – заканчивается 2017 учебный год и утечка информации по отчету, которую опубликовала национальная газета City Press

По данным City Press, вывод из 748 страниц заключается в том, что всеобщее бесплатное высшее образование не будет осуществимо в обозримом будущем, как требовали студенты, и рекомендуется использовать различные модели финансирования для обеспечения образования для всех достойных

В заявлении от 28 октября президентство заявило, что оно «завершает обработку доклада, в котором, помимо прочего, требуется, чтобы Президиум проводил консультации с соответствующими министрами для обеспечения того, чтобы правительство было готово выполнить решение президента, как только он освободит отчет. Консультации с соответствующими министерствами находятся на

По данным City Press, среди основных рекомендаций утечки отчета Комиссии Хеер:

  • «Модель совместного покрытия расходов», в рамках которой правительство обязуется тратить фиксированные 1% валового внутреннего продукта на субсидирование университетов, а студенты платят взносы в соответствии с «справедливой и доступной» структурой, регулируемой Советом по высшему образованию,
  • Система «доход-условный кредит», в рамках которой студенты будут выплачивать свой долг на основе их зарплат после обучения. Это заменит существующую Национальную систему финансовой помощи студентам. По этой системе часть студентов будут учиться бесплатно до тех пор, пока не смогут погашать задолженность.
  • Сокращение регистрационных сборов (спорный вопрос, который подпитывает студенческие протесты в начале каждого года).
  • «Бесплатная» структура для технического и профессионального образования и обучения или студентов ТПОО, которые, как правило выходцы из беднейших слоев населения, со 100% -ным финансированием, поступающим из Департамента высшего образования и обучения; и введение стипендии для студентов ТПОО.
  • Кольцевое ограждение в размере 50 млрд. Долл. США (3,5 млрд. Долл. США) из излишка в Фонде страхования по безработице для расходов на инфраструктуру в секторе ТПОП.
  • Передача невостребованных пенсионных пособий в университетский сектор.
  • Создание фонда образования для компаний, частных лиц и организаций международной помощи для пожертвования денег на высшее образование; поощрение дополнительных пожертвований от выпускников; а также оптимизация секторальных образовательных и учебных органов и накопление сбережений на обучении и разработку учебных программ.

На фоне ожидания решения Президента студенческие протесты в Южной Африке продолжаются.

Политические эксперты считают, что любые дальнейшие задержки в официальном ответе правительства на просочившийся отчет будут «поощрять насилие, муки и беспорядки в наших кампусах».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=201711031439327

  1. Президент объявил о прекращении замораживания академических назначений (Зимбабве)

(University World News)

Президент Роберт Мугабе на прошлой неделе объявил об отмене шестилетнего запрета на прием персонала в университеты.

Запрет 2011 года мотивировался падением доходов и законопроектом о заработной плате в малом государственном секторе. Однако замораживание академических назначений вызвало нехватку персонала в университетах и усугубило утечку мозгов. Также есть опасение, что ситуация может негативно повлиять на реформы в секторе высшего образования, направленные на внедрение новых курсов STEM – наука, технология, инженерия и математика.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171103090559248

  1. Новая система квалификаций против поддельных сертификатов (Кения)

(University World News)

В начале января 2018 года в стране будут созданы рамки квалификаций высшего образования, направленные, в частности, на ограничение распространения поддельных сертификатов.

Что касается новой Квалификационной базы Кении, будет создана национальная база данных о квалификации, издании кодексов и руководящих принципов; будет подготовлен годовой отчет о статусе квалификаций; и будут рассмотрены взаимосвязи и взаимосвязи между национальными квалификациями в консультации с заинтересованными сторонами. Эта структура также предоставит точные данные о выпускниках потенциальным работодателям.

Кения отстает от других восточноафриканских стран в создании единого реестра по вопросам регистрации в рамках Высшего образовательного пространства Восточноафриканского сообщества, начатого в этом году.

Ожидается, что новая структура будет способствовать созданию системы аккредитации для получения дипломов, присваиваемых университетами.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171102063801661

  1. Преподаватели борются за повышение заработной платы (Кения)

(University World News)

Студентам государственных университетов страны придется оставаться дома, поскольку преподаватели объявили забастовку с требованием выделения средств на повышение зарплаты в размере 50 млн. долл. США) Университеты закрылись для повторных президентских выборов 26 октября, а в 2 ноября среду Национальный исполнительный совет Союза академических штатов утвердил вывод своих 27 798 научных сотрудников на акцию протеста.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171103142023893

  1. Чиновники подтверждают запрет деятельности 19 университетов (Танзания)

(University World News)

19 высших учебных заведений, которым Комиссией по университетам был запрещен прием студентов на учебный год 2017-18, смогут принять новых студентов только начиная с нового учебного года.

По мнению комиссии, решение остается в силе после отказа университетов устранить недостатки, о которых говорилось ранее

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171103141648911

  1. Восемь университетов могут отказаться от 143 000 студентов (Нигерия)

(University World News)

Количество мест для поступления новых студентов на 2017-18 учебный год в восьми университетах Нигерии может уменьшится на 143 000 в связи с инфраструктурными проблемами, наличием нормативных конфликтов между Объединенными комиссиями по приему и составлению учебных программ и университетами, недостатком учебных пособий и академического персонала

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171103142519391

  1. Египет стремится привлечь международные отраслевые кампусы

(Times Higher Education)

Министр высшего образования и научных исследований Египта Халед Абдель Гаффар (Khaled Abdel Ghaffar) сообщил, что правительство планирует предложить «новый закон для международных отраслевых кампусов, намеревающихся работать в сфере образования», и призвал университеты Великобритании «инвестировать в египетский рынок образования». Закон будет «облегчать и ускорять процесс лицензирования», поддерживать привлечение инвестиций в вузы и позволит повысить мобильность персонала.

Д-р Абдель Гаффар отметил, что новая административная столица Египта, расположенная в 28 милях к востоку от Каира, которая будет завершена в течение трех лет, станет идеальным местом для международных филиалов.

Новые зарубежные форпосты в стране смогут привлечь студентов из стран Ближнего Востока ине только Северной Африки, но и из всей Африки.

Источник информации:

https://www.timeshighereducation.com/news/egypt-seeks-attract-international-branch-campuses

 

  1. Новый центр инженерии и исследований (Уганда)

(The Observer)

Университет Макерере получил 6 млн долларов от Всемирного банка на создание центра передового опыта в Африке, который будет содействовать исследованиям в области медицины и техники.

Центр разработки материалов и нанотехнологий официально будет запущен в текущем месяце.

Источник информации:

http://observer.ug/education/55819-makerere-gets-new-centre-for-engineering-research.html

 

  1. 47 вузов Ганы не имеют аккредитации

(GhanaWeb)

Национальный совет по аккредитации (NAB) Ганы опубликовал список из 47 вузов, которые в настоящее время работают в стране незаконно.

Названные учреждения не имеют права присуждать или выдавать академические или профессиональные сертификаты. Ни учреждения, ни их программы не аккредитуются Национальным советом по аккредитации. Работодателям и потенциальным учащимся рекомендуется перед поступлением в любое высшее учебное заведение в Гане проконсультироваться с NAB.

Источник информации:

https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/NewsArchive/47-alleged-unaccredited-tertiary-institutions-in-Ghana-593632

 

  1. Правительство Уганды финансирует создание Национального исследовательского фонда

(Business Ghana)

Правительство страны выделило 50 млн долларов на создание Национального исследовательского фонда. Кабинет министров уже дал разрешение на создание фонда, и законопроект будет представлен парламенту в ближайшее время, чтобы предоставить ему необходимую юридическую поддержку.

Об этом сообщил министр образования д-р Мэтью Опоку Премпе при открытии первого в истории семинара по африканским центрам передового опыта (African Centres of Excellence – ACE) в Аккре 7 ноября 2017 г.

В трехдневном семинаре, организованном Ассоциацией африканских университетов (ААУ) при финансовой поддержке Всемирного банка, приняли участие около 300 участников из 15 африканских стран и более 40 университетов.

ААУ, недавно назначенная Координатором кластера высшего образования Африканского союза, будет и впредь полностью поддерживать инициативы, направленные на продвижение программы высшего образования в Африке. Об этом заявил генеральный секретарь ААУ профессор Этиен Э. Эхиль. Приветствуя участников, он пояснил, что данный семинар призван обеспечить платформу для обучения и обмена знаниями между АСЕ, а также дать возможность учреждениям-членам получить рекомендации по улучшению связей между университетами и промышленностью и сотрудничество.

Директор Всемирного банка г-н Генри Керали отметил, что существует критический спрос на квалифицированных выпускников в областях науки, техники, математики и техники и охватывает темы в области сельского хозяйства, здравоохранения, водоснабжения и санитарии, строительства, энергетики и изменения климата.

«Построение этих навыков в африканских странах будет иметь решающее значение для достижения целей устойчивого развития (SDG). ACE имеют уникальную возможность инвестировать в таких квалифицированных выпускников и исследования в этих областях», – сказал он.

Источник информации:

http://www.businessghana.com/site/news/general/155099/Govt-votes-%2450m-for-establishment-of-NRF

  1. Утверждены еще 15 центров онлайн-обучения в университетах

(Premium Times)

Национальная комиссия по университетам (National Universities Commission- NUC) разрешила еще 15 университетам начать дистанционное / онлайн-обучение, поскольку это поможет решить проблему недостаточного доступа к университетскому образованию. Исполнительный секретарь NUC Абубакар Рашид сказал об этом на однодневном симпозиуме по политике и практике в области открытого и дистанционного обучения. Данное решение явилось результатом сотрудничества между NUC и Лондонским университетом.

Источник информации:

https://www.premiumtimesng.com/news/more-news/248682-nuc-approve-15-university-online-learning-centres.html

 

  1. Замбия и Турция подписали МОВ

(Zambia National Broadcasting Corporation)

Министерство высшего образования Замбии и Совет высшего образования Турецкой Республики подписали четырехлетний меморандум о взаимопонимании, направленный на организацию академического и научного обмена между двумя странами.

Министр высшего образования Замбии профессор Нканду Ло сказала, что правительство уделяет особое внимание высшему образованию, поскольку оно имеет ключевое значение для национального развития, и будет сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы больше врачей, инженеров и предпринимателей обладали достаточными навыками.

Источник информации:

https://www.znbc.co.zm/zambia-turkey-sign-mou/

 

  1. Преподаватели потеряют должность или будут понижены (Кения)

(University World News)

Около 8500 преподавателей Кении рискуют потерять свою должность или быть пониженными в январе 2018 г. согласно директивы от 2014 года, которая требует наличия у них докторской степени.

Данные Комиссии по университетскому образованию показывают, что соотношение профессор:учащийся на сегодня составляет 1:98. Из 16 318 преподавателей университетов 8 693 имеют только степень магистра, а 656 – дипломы бакалавра.

Недостаток докторов объясняется низким уровнем заработной платы, что вызывает массовую эмиграцию преподавателей.

Внедрение директивы означает, что теперь  нагрузка на лекторов возрастет, что приведет к неизбежному ухудшению качества преподавания.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171107140204898

  1. Будут открыты два центра передового опыта (Уганда)

(University World News)

Университет Макерере получил 12 млн долларов в виде грантов от Всемирного банка для поддержки двух центров передового опыта – нанотехнологии и сельского хозяйства.

Гранты являются частью более масштабной инициативы Всемирного банка, которая поддерживает развитие африканских центров передового опыта в Восточной и Южной Африке.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171108134954924

 

  1. Высшее образование Африки – неравенство не устранено

(University World News)

Согласно данным нового исследования Всемирного банка, страны Африки к югу от Сахары не смогли перевести свои системы высшего образования с элитарной элиты на массовые, что сделано в других регионах мира.

В 1970 году в регионе было менее 400 000 студентов вузов. В 2013 году это число возросло до более чем 7,2 миллиона человек. Согласно отчету, за тот же период общий показатель охвата высшим образованием в регионе вырос в среднем на 4,3% по сравнению с мировым средним показателем в 2,8%.

В период между 1990 и 2014 годами количество государственных университетов в регионе увеличилось с примерно 100 до 500. За тот же период число частных высших учебных заведений увеличилось с 30 до более 1000. В некоторых странах, включая Чад, Кот-д’Ивуар, Конго и Уганду, доля зачисления в частные университеты за последнее десятилетие утроилась или увеличилась в четыре раза. Однако при этом темпы охвата высшим образованием являются самыми низкими в мире: в 2013 году он составлял 8,5%, в то время как в 2010 году – 40% в Латинской Америке, глобальный средний – 26%.

Средний процент для стран Африки к югу от Сахары показывает широкое неравенство между странами, поскольку некоторые страны, такие как Центральноафриканская Республика, Малави, Чад и Нигер, имеют зачисление в высшее образование только 2% или менее.

Студенты из домохозяйств, чей доход находится в пределах самых высоких 20% населения, доминируют в учебе в университетах и ​​других высших учебных заведениях.

В среднем за период с 1998 по 2012 год охват высшим образованием для студентов из 80% беднейших домашних хозяйств по доходам увеличился на 3,1% по сравнению с 8% для студентов из самых высоких 20% домашних хозяйств», – отметили исследователи.

Всемирный банк обеспокоен тем, что последствия плохой образовательной мобильности между поколениями в странах Африки к югу от Сахары, скорее всего, усугубят социальную стратификацию и в равной степени усугубят неравенство в области образования из одного поколения в другое в большинстве стран региона.

Хотя гендерный паритет улучшился, разрыв по-прежнему существует, как и в среднем, для каждых 100 студентов-мужчин, обучающихся в высших учебных заведениях региона, насчитывается 72 женщины-ученика.

Вкратце, в докладе содержится мрачная картина того, как доступ к высшему образованию в странах Африки к югу от Сахары неоправданно приносит пользу учащимся, заимствованным из высоких социальных классов в регионе, в то время как общий охват населения непропорционально искажен в пользу мужчин и городов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171110105514841

  1. Следует развивать сельскохозяйственное образование (Южная Африка)

(University World News)

Согласно недавнему докладу, подготовленному по заказу Академии наук, Южная Африка неспособна реализовать свой значительный сельскохозяйственный потенциал отчасти потому, что системы сельскохозяйственного образования и обучения нуждаются в существенной модернизации.

В исследовании Университета Претории указаны три ключевые области, на которые следует обратить внимание: существенная институциональная реформа, стимулирование инноваций в этом секторе и прекращение фрагментарного способа обучения.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171110065628516

 

  1. Технические университеты призваны консолидировать высшее образование (Гана)

(News Ghana)

Техническим университетам было поручено искать возможности для содействия внедрению дополнительных технических и технологических программ, которые являются отраслевыми и актуальными для меняющейся тенденции в технологии.

Это не только укрепило бы их основной мандат на предоставление качественного высшего технического и профессионального образования, но также способствовало бы их вкладу в национальное развитие.

Источник информации:

https://www.newsghana.com.gh/technical-universities-urged-to-consolidate-higher-education/

  1. Финансирование НИР в Уганде

(Sci Dev Net)

С целью стимулирования инноваций правительство Уганды выделило около 9 млн долл. США на поддержку инноваций и технологий и дополнительно 4 млн долл. США для финансирования талантливой молодежи в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Средства должны помочь новаторам коммерциализировать свою продукцию.

Первый транш будет в основном предоставлен отдельным новаторам, у которых уже есть определенные технические решения, поскольку многие инновации не внедряются.

Источник информации:

http://www.scidev.net/sub-saharan-africa/funding/feature/uganda-new-funding-debate.html

 

  1. Уганда борется с поддельными дипломами

(New Vision)

Университеты в Уганде были предупреждены против выдачи «поддельных» степеней людям, стремящимся продвигать свою карьеру.

Исполнительный директор Национального совета по высшему образованию Уганды Джон Опуда заявил, что ряд людей, включая государственных служащих и политиков, стремятся получить академические сертификаты, даже не посещая занятия

Источник информации:

https://www.newvision.co.ug/new_vision/news/1465740/universities-warned-issuing-fake-degrees

  1. Панафриканский университет предлагает виртуальное образование

(The PIE News)

В ближайшее время в Африке планируется открытие виртуального электронного университета, который будет предлагать обучение по модели Open Distance и e-Learning.

E-университет будет предлагать дистанционное обучение для студентов из 54 стран континента на английском и французском языках.

Африканский Союз реорганизует существующий Африканский виртуальный университет – уже созданный виртуальный институт высшего образования, созданный 19 африканскими странами в 1997 году, – в подразделение Панафриканского университета (ПАУ), превратив его в доступный университет для всех заинтересованных стран со всего континента. Трансформируемое учреждение также перенесет свою штаб-квартиру из Найроби, Кения, в Яунде, Камерун, резиденцию ректората ПАУ.

Источник информации:

https://thepienews.com/news/pan-african-university-to-have-an-odel-wing/

  1. Следует закрыть университеты низкого качества (Мозамбик)

(Club of Mosambique)

Бывший министр финансов Мозамбика Томаз Саломао призвал к закрытию неполноценных университетов.

При прежнем правительстве, возглавляемым президентом Армандо Гебузой, было открыто большое количество новых университетов, однако никто не занимался вопросами качества предлагаемых образовательных услуг. Во многих вузах нет библиотек, лабораторий, ощущается острая нехватка опытного персонала.

Саломао также критиковал мошенничество в университетах, отмечая, что в некоторых из них продаются готовые диссертации. «Мы забываем об основных вещах», – сказал он. «Мы сеем смерть нации. Чтобы убить страну, вам не нужна ядерная бомба. Здесь начинается убийство страны – плохое обучение людей».

Источник информации:

http://clubofmozambique.com/news/close-down-poor-quality-unoversities-tomaz-salomao-in-songo/