Международное партнерство в сфере высшего образования

partnershipПатрик Блессинджер (Patric Blessinger) – ведущий научный сотрудник из  International Higher Education Teaching and Learning Association и Барбара Коцца (Barbara Cozza) из St. Jone’s University представляют результаты исследования факторов, оказывающих влияние на международное партнерство университетов.

Международные партнерства университетов стали мощным средством гражданской и демократической деятельности, стимулируя международное экономическое развитие и  улучшая образовательные системы стран-партнеров.

В нынешнюю эпоху глобализации и интернационализации, партнерства становятся все более распространенными, их масштабы становятся все более глобальными. Партнерские отношения позволяют участникам минимизировать потенциальные риски, связанные с интернационализацией и более эффективно использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, стратегические партнерства часто являются частью более широкой стратегии интернационализации вузов.

Партнерства предоставляют множество преимуществ для их участников.  Университеты используют партнерства для развития всех основных направлений своей деятельности – обучения, научных исследований и услуг –  с целью повышения их институциональной значимости и улучшения профиля, а также расширения своего глобального влияния.

Кроме того, университеты используют партнерские отношения для обеспечения участия преподавателей и студентов в совместных научно-исследовательских инициативах, программах академических обменов, совместных программах обучения, совместных учебных проектах и таких мероприятиях, как конференции и симпозиумы. Достаточно сильной мотивацией для партнерства является получение дополнительных финансовых ресурсов и увеличение количества иностранных студентов.

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» отмечалось, что независимо от типа, университетские партнерства должны быть основаны на общих интересах и взаимном уважении.

Что касается совместных международных исследований, то влияние научных исследований той или иной страны на мировую науку почти на 80% зависит от сотрудничества с исследователями других стран. Например, авторами наиболее цитируемых научных статей, как правило, являются ученые с международным опытом. Таким образом, для исследователей и университетов партнерство может стать мощным средством повышения их научного влияния и международной репутации.

Партнерские отношения различаются по степени сложности и требуют постоянного контроля. Для того, чтобы свести к минимуму потенциальный риск и конфликты, обычно оформляют официальные соглашения, такие как меморандумы о взаимопонимании или положения об обязанностях. В документах подобного рода описываются направленность и общая структура партнерства, а также роль, обязанности и цели этой инициативы.

После того, как соглашение будет подписано, на базе этого документа строится стратегический план, в котором более подробно излагаются цели, сроки и последовательность действий. Изложенные в плане цели  желательно согласовывать с конкретными целями учебного отдела (ов) и других административных единиц (ы) партнеров.

План также определяет, каким образом партнерство будет управляться и финансироваться. В нем указывается: кто, что, где, когда, почему и каким образом реализует партнерство. Наличие плана гарантирует, что каждый участник ясно понимает “что он должен делать” и каким образом партнеры будут достигать поставленных целей.

Обычно эффективные партнерские отношения основаны на хороших личных отношениях между людьми. Независимо от того, насколько сложный план необходимо реализовать, достижение общих целей, в конечном счете, зависит от активного участия и диалога между партнерами. Поскольку партнерства могут быть ресурсоемкими (с точки зрения времени, координации и финансирования), обязательства, связи и сотрудничество с партнерами имеют ключевое значение.

Международные партнерства, по определению, подразумевают участие представителей разных культур и организаций. В рамках этого мультикультурного контекста может возникнуть определенное недопонимание между партнерами, поскольку участники не всегда могут принять точки зрения и обычаи партнера. Поэтому важно, чтобы все участники прониклись духом солидарности, сосредоточились на общих ценностях и постарались иметь общее видение путей достижения поставленных целей.

Наиболее важные принципы хорошего партнерства.

Во-первых, несмотря на то, что у всех проектов или программ есть руководители, для обеспечения бесперебойной работы партнерства должны быть четко сформулированы полномочия всех участников. Эффективные лидеры знают, как распределять обязанности.

Во-вторых, эффективное руководство ориентировано на воспитание позитивных отношений и взаимопонимания между всеми участниками посредством регулярного общения.

В-третьих, эффективные лидеры четко определяет конкретные цели и мероприятия, чтобы не возникало вопросов насчет того, кто что делает и когда.

В-четвертых, эффективные лидеры организовывает сбор и постоянную обработку информации с целью контроля состояния дел. Очень важно обеспечить промежуточный контроль результатов.

Очень важно, чтобы руководители партнерских проектов могли эффективно согласовывать организационные, ведомственные и личные планы и перспективы в достижении общих целей и интересов. Действуя таким образом, университетские партнерства смогут обеспечить эффективный механизм для создания лидерского потенциала на всех уровнях.

Источник информации