Обзор Украина 24-30.10.15

Дайджест составлен специалистом отдела – Евгенией Довгопол

  1. Иностранные студенты ежегодно дают экономике $504 млн

Иностранные студенты ежегодно вливают в экономику Украины $ 504 млн. Каждый из 63 тысяч иностранных студентов платит ориентировочно $ 2 тыс. за обучение и статистически еще три такие суммы на другие нужды.

Вместе с тем, показатель поступлений от иностранных студентов может быть и выше. По оценке Центра развития корпоративной и социальной ответственности, количество иностранных студентов в Украине в 2013-2014 годах составляло почти 70 000, или 4,1% от общего количества студентов (1,724 млн чел.).

По словам заместителя министра образования и науки Олега Деревянко, образование можно рассматривать как экономическую категорию и как отрасль, которая имеет экспортный потенциал. В частности, привлечение большего количества иностранных студентов позволит принести еще больше денежных средств экономике страны непосредственно, не только из-за подготовки или развития человеческого капитала.

 

  1. Кому нужны рабочие руки?

Новый закон «О профессиональном образовании» упорядочит соответствующую сеть учебных заведений и четко определит сотрудничество с работодателями.

Получить профессию механика, токаря или сварщика сейчас желает далеко не каждый выпускник школы. Ведь для современной молодежи модно и престижно иметь в кармане диплом, скажем, не плиточника, а юриста или экономиста. И хотя на рынке труда таких специалистов как рыбы в воде – ежегодно абитуриенты с посредственными баллами все равно несут документы в университеты на экономические и юридические факультеты.

В то же время в стране катастрофически не хватает представителей рабочих профессий.

Чтобы упорядочить сеть, педагоги планируют ввести новые типы учебных заведений: региональный центр профобразования, профессиональные колледж и лицей, центр профессиональной подготовки. Такие заведения станут многопрофильными, разноуровневыми и будут готовить специалистов всех профессий и специальностей для определенного региона.

Также в проекте нового закона указано и другие основные шаги сотрудничества колледжей и лицеев с потенциальными работодателями.

Так, работодатели должны способствовать модернизации материально-технической базы учебных заведений профобразования, выпускники которых станут их потенциальными работниками. В то же время привлекать учащихся колледжей и лицеев к прохождению производственной практики на предприятиях. Важно, что преподаватели колледжей и лицеев также смогут проходить стажировку на производстве, в сфере услуг для ознакомления с современным оборудованием, техникой, новыми технологиями.

Поэтому изменения в сфере профессионального образования уже не за горами – соответствующий проект закона прошел общественное обсуждение и в начале октября он подан в Верховную Раду.

 

  1. В ЗНУ открыли первый бизнес-инкубатор академического типа

В Запорожском национальном университете на базе экономического факультета состоялось торжественное открытие первого в Запорожье бизнес-инкубатора академического типа. Участие в мероприятии приняли представители государственных и бизнес-структур, гости, преподаватели и студенты экономического факультета.

Генеральный директор Регионального фонда поддержки предпринимательства в Запорожской области Владимир Степаненко рассказал, что вскоре будет создана специализированная комиссия, которая будет заниматься рассмотрением бизнес-проектов претендентов на место в бизнес-инкубаторе. Те проекты, которые окажутся перспективными – получат поддержку: инкубант получит возможность бесплатно работать, развиваться и получать различного рода консультации от специалистов, а также определенную экономическую поддержку в течение 18 месяцев.

 

  1. III Международная научно-практическая конференция «Чистая вода. Фундаментальные, прикладные и промышленные аспекты »

В НТУУ «КПИ» начала работу III Международная научно-практическая конференция «Чистая вода. Фундаментальные, прикладные и промышленные аспекты». Конференция проводится под патронатом Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Польша в Украине Генрика Литвина.

В течение двух последующих дней участники будут обсуждать специальные вопросы и прогрессивные технологии водоочистки и обеззараживания сточных вод, результаты исследования загрязнений грунтовых вод и способов их очистки, методики оценки антропогенного влияния на качество воды в водоемах и другие. Несколько докладов в программе посвящено проблемам конкретных водных артерий нашей страны. В частности, на рассмотрение участников конференции выносятся доклады, посвященные проблемам реки Лугань и летописной реки Лыбидь, реконструкции водопроводных очистных станций Днепровского каскада водохранилищ и тому подобное.

Так что на конференции будет рассматриваться широкий спектр актуальных вопросов, от решения которых зависят здоровье и перспективы на будущее целых народов.

 

  1. Что делать с небережливыми студентами?

Вопросы обеспечения качества высшего образования остаются одной из основных проблем ее реформирования. Еще с советских времен угроза отчисления была одним из основных рычагов воздействия на нерадивых студентов, а затем и одним из основных инструментов обеспечения качества высшего образования. Неслучайно, и сегодня законодательство сохраняет нормы об отчислении студентов за невыполнение учебного плана или академическую неуспеваемость. Многие из преподавателей и руководителей образования даже не представляют себе, как можно обеспечить качество при отсутствии такого рычага. Вместе с тем, опыт многих стран свидетельствует, что изменение существующих нормативов и традиций в этом вопросе не только возможно, но и нужно. Особенно в современных условиях, когда предложение в украинском высшем образовании существенно превышает спрос, а качество образования не удовлетворяет требованиям не только общества, но и многих студентов. Другим стимулом для изменений должна быть необходимость создания университетами предусмотренных действующим Законом Украины о высшем образовании систем обеспечения качества, в которых условия отчисления должны быть согласованы с другими составляющими.

 

  1. Эксперты обсудили проект Концепции Государственной целевой экономической программы развития в Украине инновационной инфраструктуры на период до 2020 года.

29 октября 2015 в Правительственном контактном центре с участием заместителя Министра образования и науки Максима Стрихи состоялась экспертная встреча на тему «Проект Концепции Государственной целевой экономической программы развития в Украине инновационной инфраструктуры на период до 2020 года».

Участники встречи в режиме видеосвязи обсудили вопросы развития современной инновационной системы для обеспечения непрерывной связи цепочки от исследовательской лаборатории к производству, сети трансферных технологий, научных исследований, законодательное становление стимулирующих особенностей для новых производств научно-исследовательских центров и прочее.

Заместитель Министра также остановился на проблеме создания препятствий, с которыми сталкиваются научные исследования на пути к инновационному производству. Большинство научных разработок в Украине остаются на стадии отчетов, публикаций, патентов, которые берутся, а потом не поддерживаются, ведь оказываются нерабочими, и не доходят до стадии реального производства. Максим Стриха отметил, что наука не сможет пойти в инновационное производство, если не будет никаких механизмов финансирования процессов, идущих после научно-исследовательских разработок. Необходимо мотивировать бизнес вкладывать средства в науку и учесть национальную специфику, чтобы сделать цепочку от научных исследований к производству непрерывной. «Сегодня Украина, выбрав европейский путь развития, должна двигаться к высокому уровню инновационности, на котором основано благосостояние европейских стран», – подытожил замминистра.

 

  1. Львовский университет налаживает вектор углубления украинского-турецкого академического сотрудничества

О налаживании тесного украинский-турецкого сотрудничества в культурной и образовательной сферах и переход к реализации задекларированных намерений договорились во время встречи 27 октября ректор Львовского национального университета имени Ивана Франко, профессор Владимир Мельник и проректор по научно-педагогической работе Ярослав Герасим с представителями турецкой стороны – председателем правления Украинской-турецкого культурного центра «Сияние» (УТКЦ) Гекхан Демир, председателем учредительного комитета УТКЦ, профессором Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимиром Сергийчуком и главой представительства УТКЦ во Львове Али Оран.

Ректор Владимир Мельник отметил, что Львовский университет имеет соглашения о сотрудничестве с турецкими университетами Сакарья и Биледжик и теперь стороны переходят к следующему этапу – от деклараций к конкретным действиям.

Представители Украинской-турецкого культурного центра «Сияние» выразили свою готовность помочь в реализации совместных проектов, в том числе и финансово.

 

  1. В Минобразования планируют сократить количество вузов до 70

Количество университетов в Украине должно сократиться до 60-70. Об этом во время проведения Национального форума “Бизнес и университеты” сказал заместитель министра образования и науки Олег Деревянко.

По его словам, должны остаться только те учебные заведения, которые акцентируют свою деятельность на научной работе.

“Частные университеты постепенно исчезнут. Должны появляться университеты с десятками тысяч студентов, у которых будет сконцентрированы материальные, интеллектуальные усилия. Тогда будем попадать в рейтинг лучших. Пока мы этого не сделаем, будем в состоянии распыления”, – говорит эксперт.

По материалам: osvita.ua, Министерства образования и науки Украины, НТУУ “КПИ”, Освітня політика, Інформаційно-аналітичний портал про вищу освіту в Україні та за кордоном