Высшее образование в Китае в ближайшие два десятилетия

 кнрОдин из наиболее заметных трендов высшего образования в последние 20 лет — это его стремительное расширение. В 1995 году в мире было 79 млн студентов, включая 5,2 млн в Китае. В 2012 году их было уже 196 млн и из них 32,6 млн в Китае, т.е. соответственно в 2,5 и 6,2 раза больше. Китай является родиной наиболее быстрорастущей системы высшего образования в мире.

Однако государство не успевало за этими преобразованиями, а качество начало отставать от количества, в результате чего мы стали наблюдать переполненные классы и лаборатории, сокращение доступного оборудования и библиотечных фондов в расчете на одного студента и, наконец, снижение качества образования. Так как многие вузы увеличили прием на малозатратные программы (литература, история), вместо  того чтобы поддержать инженерно-технические и

естественнонаучные факультеты, профильный срез выпускников перестал отвечать рыночным требованиям. Многим выпускникам оказалось трудно найти работу. Осознав, что система расширяется слишком  быстро, в 2012 году Министерство образования Китая выпустило документ, целью которого было сбалансировать национальную приемную кампанию. Однако в силу растущего в обществе спроса на высшее образование расширение системы продолжилось. В 2013 году китайские вузы зачислили уже 34,5 млн абитуриентов. По прогнозам, к 2020 году их число превысит 40 млн. В настоящее время китайская система высшего образования характеризуется как «крупная, но не очень сильная».

Таким образом, основная задача Китая на ближайшие двадцать лет — найти баланс между количественным приростом и поддержанием высокого качества образования, чтобы сделать китайскую систему «крупной и сильной». Это непростая задача. С одной стороны, Китай должен продолжить расширение системы, потому что спрос на высшее образование растет, с другой — необходимо изменить его структуру и повысить качество, для того чтобы выпускники могли соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам, работающим в условиях изменяющейся  экономической ситуации. Для этого необходимо принять целый ряд стратегических мер. Для начала нужно прекратить увеличивать численность студентов, для того чтобы численность выпускников университетов стала соответствовать потребностям экономики.

Раньше эти проблемы практически не обсуждались. Но, к примеру, летом 2015 года китайские вузы выпустят 7,5 млн новых специалистов, что в условиях замедления экономического роста означает еще большее осложнение ситуации на рынке труда. Во-вторых, необходимо повышать качество высшего образования, что требует увеличения объема госфинансирования, совершенствования системы аккредитации вузов, повышения уровня профессиональной подготовки преподавательских и административных кадров, разработки системы контроля. В-третьих, институциональный изоморфизм должен быть трансформирован за счет создания системы, позволяющей дифференцировать вузы по уровню и типу в соответствии с по требностями рынка труда и общества. В-четвертых, необходимо использовать информационные технологии для распространения лучших образовательных материалов, например записывая курсы ведущих преподавателей и делая их доступными онлайн. В-пятых, нужно развивать и поддерживать международные программы обмена и сотрудничества, такие как Шанхайский филиал Нью-Йоркского университета.

Источник информации:

 http://ihe.hse.ru/data/2015/05/14/1098556086/WHE_07_view.pdf#page=17