Лютий / Февраль 2018

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Февраль 2018 г.

По материалам University World News, GhanaWeb, Capital Business, Morocco World News, AllAfrica, Citi News, MENAFN, Modern Ghana, CityFMonline

Аннотации статей:

  1. Африканский союз разрабатывает 10-летний план по борьбе с утечкой мозгов

(University World News)

Африканский союз (АС) разработал новый 10-летний план действий, направленный на прекращение миграции в развитые страны африканских специалистов, уровень которой составляет около 70 000 человек в год.

Согласно проекту доклада АС «Пересмотренные рамки миграционной политики для Африки и план действий» (2018-2027 годы), африканские страны должны противостоять исходу квалифицированных граждан, особенно врачей, медсестер и инженеров. Но для достижения этой цели существует настоятельная необходимость обеспечить оплачиваемую работу, профессиональное развитие и образовательные возможности для квалифицированных граждан в их родных странах.

В докладе признается, что африканские страны больше не могут позволить себе зависеть от иностранных специалистов в сфере управления развитием. Текущие оценки АС свидетельствуют о том, что более 100 000 экспатриантов потребляют 35% официальной помощи, выделяемой на развития Африки.

Утечка мозгов особенно критична на фоне дефицита квалифицированных кадров в регионе. Африканский союз прогнозирует, что к 2030 году только около 12 миллионов африканских юношей будут иметь высшее образование.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180209080048133

 

  1. Министр отменяет стипендии для студентов STEM (Зимбабве)

(University World News)

После военного переворота, произошедшего в стране в 2017 году, сменились приоритеты финансирования высшего образования.

Министр высшего образования, науки и технологий профессор Амон Мурвира объявил об отмене целевой стипендиальной программы для студентов специальностей STEM, мотивируя свое решение тем, что доля таких студентов составляет всего 14 %. Средства будут направлены на поддержку все студентов страны.

Данное решение было подвергнуто жесткой критике академических кругов.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180126063955233

 

  1. PhD все еще не хватает (Кения)

(University World News)

Согласно принятого в 2014 году решения, к концу 2018 года все университетские преподаватели страны должны иметь степень PhD.  Лекторы со степенями магистра могут быть только ассистентами преподавателей. Однако результаты проведенного в 2017 аудита показывают на сохраняющийся дефицит докторов в стране. В связи с этим регулирующий орган высшего образования Кении намерен принять новое решение о том, отменить или сохранять требование об обязательности PhD для преподавателей.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180127053712498

 

  1. Десять африканских ученых получили стипендии TWAS в 2018 году

(University World News)

Десять африканских ученых вошли в число 55 новых стипендиатов Всемирной академии наук (The World Academy of Sciences или TWAS) – это- второй по величине показатель за последние девять лет. Четыре южноафриканца и по одному из Камеруна, Кении, Марокко, Судана, Уганды и Зимбабве были избраны стипендиатами TWAS за выдающиеся научные достижения.

Кандидатами могут быть ученые, вклад которых в их соответствующие области соответствует международно признанным стандартам передового опыта, работать и жить они могут в любой точке мира, но если они базируются в развитой стране, должны демонстрировать усилия по продвижению науки в развивающихся странах.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018013112083289

 

  1. Швеция расширяет партнерские отношения с ведущим университетом (Руанда)

(University World News)

Успешные 16-летние партнерские отношения между Университетом Руанды и несколькими шведскими высшими учебными заведениями, финансируемыми Шведским агентством международного сотрудничества в целях развития, были продлены еще на пять лет.

Теперь по меньшей мере 15 шведских университетов будут продолжать сотрудничество с Университетом Руанды, включая обмен и передачу знаний в междисциплинарные исследования, направленные на стимулирование экономического роста и социальных преобразований.

Начиная с 2002 года шведские учреждения через Шведское агентство международного сотрудничества в целях развития (SIDA) были единственным наиболее важным внешним партнером университета в развитии исследовательских возможностей (обучение на уровне магистра и докторов наук как на местном, так и за рубежом, предоставление грантов на научные исследования, построение ИКТ , библиотечная и лабораторная инфраструктура), а также укрепление институциональных возможностей (подготовка старших академических и административных менеджеров и разработка политики и стратегий).

В заявлении Университета Руанды отмечено, что инвестиции SIDA начали окупаться, о чем свидетельствует попадание в 2017 году в число 100 лучших университетов в Африке и в 10 лучших университетах Восточной Африки.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180201140908451

 

  1. Необходима новая модель высшего образования

(University World News)

В настоящее время в центре обсуждения и критики в Африке находятся три модели высшего образования – технический университет, африканский университет и университет развития.

Африканским странам еще предстоит найти или построить модель университетского образования, соответствующую их потребностям и чаяниям в области развития.

Эксперты утверждают, что университет развития является более прогрессивно концептуальной моделью для африканского континента, чем африканизированный университет. Сторонники африканского университета чрезмерно поглощены политикой деколонизации, как будто это единственная проблема развития, стоящая перед континентом.

Глубокая коррупция в правительстве, нарушения прав человека, трайбализм, застойные технологии, низкая производительность сельского хозяйства, угнетение женщин и некомпетентное руководство – не менее важные проблемы развития, преследующие африканский континент. Попытки обвинить эти проблемы в колониализме освобождают африканцев от любых обязанностей за свои собственные действия и бездействие.

(University World News)

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180131112623305

  1. Закрываются три частных университета (Кения)

(University World News)

Три частных университета в Кении закрываются ввиду того, что регулятор высшего образования рекомендовал закрыть один из них, а двум другим дать год строка для приведения своей деятельности в соответствие с выдвигаемыми требованиями.

Комиссия по университетскому образованию рекомендовала отозвать письмо временного органа, выданного пресвитерианскому университету Восточной Африки. Регулятор также рекомендовал провести судебный финансовый аудит Кемского методистского университета и Католического университета Восточной Африки.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180203055933357

 

  1. Университет Макерере внедряет электронное обучение (Уганда)

(University World News)

Университет Макерере планирует внедрить электронное обучение в рамках своей стратегии по увеличению количества студентов. Это предложение является частью новой пересмотренной политики в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и генерального плана, направленного на стимулирование исследований, инноваций и онлайн-обучения, она будет согласована с министерством ИКТ и стандартами Национального управления информационных технологий.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180203061515914

  1. Ученые умирают из-за нищеты (Нигерия)?

(University World News)

Неплатежи и нерегулярные выплаты заработной платы преподавателям государственных университетов наносят ущерб вузам страны, что приводит к личным трудностям для сотрудников с возможными фатальными последствиями, поскольку они не могут оплачивать достаточное питание или надлежащее медицинское обслуживание.

В конце 2017 г. в Нигерии умерли три доктора из-за их «неспособности собрать деньги для решения своих проблем со здоровьем».

По словам профессора Эммануэля Элькаханы из Университета Джоса, политические и экономические условия, с которыми сталкиваются лекторы, «способствовали смерти». «Было грустно», – сказал он, – что смерть ученых подчеркнула проблемы в университетах.

Высокопоставленный чиновник из сектора высшего образования анонимно подтвердил, что недавняя гибель ученых, похоже, связана с обнищанием из-за невыплаты зарплат. Возраст большинства умерших составлял от 35 до 50 лет.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180131080222202

 

  1. Национальному совету по аккредитации не хватает полномочий (Гана)

(GhanaWeb)

Национальный совет по аккредитации (NAB) заявил, что ему не хватает полномочий закрыть около 50 неаккредитованных вузов. Закрывать вузы уполномочено только Министерство образования, поэтому NAB ограничивается обнародованием перечня таких вузов.

Бывший президент Ассоциации студентов частных университетов Ганы Бенджамин Панжо-Логодам попросил агентства национальной безопасности расследовать и закрыть все предполагаемые неаккредитованные учреждения, действующие в стране.

Уже сейчас работодатели жалуются на низкое качество выпускников на всех уровнях образования, причем большинство компаний явно предпочитают брать на работу специалистов, обучавшихся за границей.

Источник информации

https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/NewsArchive/NAB-says-it-lacks-power-to-close-down-fake-universities-624275

 

  1. USIU создаст первый центр AppFactory в Кении

(Capital Business)

Международный университет США (USIU Africa) намерен открыть в Кении первый центр AppFactory, предназначенный для дополнительного обучения местных выпускников специальности ИКТ необходимым навыкам для рынка труда.

Центр сотрудничает с Microsoft и нацелен на устранение разрыва между имеющимися и требуемыми компетенциями.

Согласно исследованиям, в 2016 году большинство программных решений у 72 % местных компаний в области ИКТ разработали иностранцы, а у 25% – кенийские разработчики.

Кения позиционирует себя как инновационный центр Африки и известна инновациями мирового класса, которые включают в себя знаменитую M-PESA от Safaricom. В стране также есть несколько других инновационных центров, которые включают Nailab. Microsoft 4Africa, запущенная в 2013 году, нацелена на то, чтобы разблокировать и ускорить потенциал Африки для создания технологий не только для континента, но и для всего мира.

Источник информации

https://www.capitalfm.co.ke/business/2018/02/usiu-to-host-first-appfactory-center-in-kenya/

 

  1. Марокко в 2018 году выделит более 7,7 млрд. USD на улучшение высшего образования

(Morocco World News)

Более 70 млн. манатов (около 7,7 млрд. USD) будет направлено на улучшение материальных ресурсов и образовательных условий для студентов университетов в текущем учебном году, сказал глава правительства Саад Эддин Эль Отмани в докладе Палате представителей.

В рамках реализации стратегического видения программы реформ на 2015-2030 годы и в соответствии с Программой действий правительства 2016-2021 гг. Эль Отмани отметил, что был разработан стратегический план развития высшего образования и научных исследований, который охватывает серию мер, направленных на укрепление материального уровня университетов и осуществление радикальной образовательной реформы.

В следующем учебном году доступ молодежи к университетам увеличится на 30%

Что касается научных исследований, глава правительства сказал, что Марокко активизирует свои усилия в области законодательства, финансирования и структурирования научных исследований для повышения эффективности людских ресурсов и использования научных знаний.

Он также подчеркнул, что нынешние проблемы рабочей силы и социального развития в стране привели к повышению нового приоритета национальной стратегии научных исследований. Этими важными новыми целями, в частности, являются реструктуризация и координация научных исследований, определение приоритетов исследований по темам, связанным с экономическим ростом, и увеличение финансовых средств для научных исследований.

Источник информации

https://www.moroccoworldnews.com/2018/02/240119/morocco-allocates-mad-70-billion-higher-education-improvements-2018/

 

  1. Коррупция угрожает качеству высшего образования

(University World News)

Ассоциация африканских университетов (AAU) определила коррупцию как угрозу, влияющую на качество некоторых высших учебных заведений на континенте, заявил ее генеральный секретарь Этьен Эхиль.

Эхиль сказал, что AAU готовится к внедрению регионального признания квалификаций высшего образования в Африке и по этой причине в текущем году надеется энергично реализовать Панафриканскую систему обеспечения качества (PAQAF) в рамках гармонизации африканского высшего образования по обеспечению качества и аккредитации (HAQAA).

Эиль также отметил, что в PAQAF есть различные инициативы, включая Tuning Africa, которая, среди прочего, нацелена на то, чтобы обеспечить минимальный объем знаний для каждой дисциплины в каждой стране и, в конечном итоге, на всем континенте.

К сожалению, реализация планов AAU ограничивается лишь только жесткими бюджетами на континентальном уровне.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180209100618941

  1. Кто решит проблему трудоустройства выпускников (Эфиопия)?

(University World News)

Правительство Эфиопии через министерство образования планирует в течение следующих трех лет улучшить процесс трудоустройства выпускников университетов.

Трудоустройство выпускников вузов в последние годы стало значительной проблемой виду бурного расширения сектора высшего образования, в котором ежегодно производится более 100 000 выпускников, квалификация которых слабо связана с местными потребностями и потребностями рынка труда.

Одним из механизмов реагирования на такие вызовы было создание национальной политики в области занятости (2009 год), подготовленной в качестве механизма координации создания рабочих мест и регулирования вопросов труда во всех секторах и секторах общества. Однако последствия этой политики пока неясны.

Другие стратегии включали поощрение выпускников к созданию собственных рабочих мест и увеличение соотношения (70:30) программ в области науки и техники, предлагаемых в государственных университетах, по сравнению с рядом программ в области социальных и гуманитарных наук.

Однако из-за большого числа выпускников сегодня эти стратегии отнюдь не адекватны. Быстрый рост и омолаживание населения в сочетании с ограниченным ростом рабочих мест означают, что безработица и неполная занятость являются серьезными социальными проблемами Эфиопии. Исследования также указывают на то, что на создание рабочих мест в стране по-прежнему влияет множество нерешенных проблем, связанных с частными инвестициями, трудовым законодательством и экономическим развитием.

Новый план для университетов предусматривает в течение одного года достижение 80% или выше занятости выпускников каждого года. Эта амбициозная задача была взята из планов 33 государственных университетов и предполагает создание рабочих мест по крайней мере для  160 000 выпускников ежегодно.

Основные проблемы:

  • низкая квалификация преподавателей;
  • неэффективное обучение студентов
  • слабые знания выпускников;
  • слабые связи с промышленностью.

Непонимание между предложением выпускников и требованиями рынка труда, а также ограниченное сотрудничество между отраслями и университетами рассматриваются как серьезные проблемы. Поэтому ожидается, что университеты разработают стратегии, которые укрепят эти связи.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180206100000225

 

  1. Нестандартные университеты будут закрыты (Мозамбик)

(University World News)

Правительство Мозамбика повторило предупреждение о том, что нестандартные высшие учебные заведения придется закрыть, если они не улучшат свои показатели.

В заявлении министра науки, техники и высшего образования Хорхе Нямбиу указывается, что 28 учреждений университетского уровня не соответствуют установленным законом условиям для работы. Им было запрещено принимать новых студентов в 2018 учебном году, и если к октябрю их условия не будут достаточными, они будут окончательно закрыты. В Мозамбике имеется 52 вуза, большинство из которых находятся в частной собственности. Более половины из них сейчас находятся под угрозой закрытия.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180210065304197

 

  1. Утвержден пятилетний стратегический план по преобразованию технического и профессионального образования (Гана)

(Citi News)

Согласно плану, утвержденному Кабинетом министров, все государственные учреждения, занимающиеся вопросами технического и профессионального образования (ТПО) под руководством до 15 министерств, будут переподчинены Министерству образования.

Основные положения плана следующие:

  • Создание и ввод в эксплуатацию Службы технического и профессионального образования в качестве агентства доставки Министерства образования.
  • Создание учебного заведения для обучения персонала ТПО
  • Добавление Департамента образования в технические университеты
  • Укрепление сельскохозяйственного обучения в ТПО
  • Создание советов по отраслевым навыкам

Выступая перед в рамках трехдневного семинара для журналистов в Аккре, д-р Фред Асамоа, исполнительный директор Совета по техническому и профессиональному образованию и обучению, указал, что когда план будет полностью реализован, все технические и профессионально-технические учебные заведения будут стандартизированы.

Источник информации

http://citifmonline.com/2018/02/12/cabinet-approves-strategic-plan-technical-education/

 

  1. Китай открывает университет транспорта в Танзании

(AllAfrica)

Китай построит университет, который будет отвечать потребностям транспортной отрасли Танзании.  Об этом было сказано в заявлении, опубликованном по результатам встречи президента Джона Магуфули с новым послом Китая в Танзании, г-жой Ван Ке, которая заявила, что для финансирования проекта КНР выделит 62 млн USD.

Транспортный университет значительно поможет Танзании увеличить число специалистов в области авиации, особенно ввиду усилий правительства по возрождению авиакомпании Air Tanzania.

Источник информации

http://allafrica.com/stories/201802130194.html

 

  1. Британско-Египетский семинар по высшему образованию

(MENAFN)

11 февраля 2018 г. в посольстве Великобритании в Каире состоялся семинар, куда были приглашены руководители всех университетов Египта с целью обмена передовым опытом в сфере преподавания, чтобы студентам предоставлялись навыки, необходимые на современном рынке труда.

Семинар провели Академия высшего образования и Департамент международной торговли Великобритании, в нем приняли участие профессор д-р Мохамед Сальен, советник министра высшего образования и научных исследований, а также посол Великобритании в Египте Джон Кассон , и сэр Джеффри Дональдсон, торговый представитель Великобритании в Египте.

Источник информации

http://menafn.com/1096461243/UK-Egyptian-workshop-on-Higher-Education?src=RSS

 

  1. Ученые разрабатывают проект смарт-сити (Алжир)

(University World News)

Стремительный рост населения и быстрое расширения городских районов побудило алжирское правительство к использованию ИКТ для разработки новой модели градостроительства, в которой участвуют ученые, исследователи и технологи.

Проект интеллектуального города был запущен губернатором Алжира Абделькадером Зуха в июне 2017 года с приглашением заинтересованных сторон – более 200 частных и государственных компаний, а также исследовательских лабораторий.

Участие примут и студенты, предлагающие инновационные решения. Власти признают необходимость включения выпускников университетов и высших учебных заведений в проект «умный город»в Алжире.

Источник информации

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180220075439906

 

  1. Реформа технического / профессионального образования в Гане

(Modern Ghana)

В ближайшее время правительство Ганы приступит к разработке стратегического плана развития технического и профессионального образования в стране. Об этом заявил Государственный министр высшего образования профессор Квеси Янка

С этой будет создана Служба технической и профессиональной подготовки (ТПОП) и Совет ТПОП, а также отдел министерства по техническому и профессиональному образованию.

Профессор Квези Янка сказал также, что в дополнение к пересмотру учебных планов институтов ТПО, правительство построит 20 современных институтов ТПОП и обновит 35 национальных технических учебных заведений.

В марте 2018 года в Гане состоится Национальная конференция по техническому и профессиональному образованию, в которой примут участие представители из Китая, Финляндии, Германии, США, Нигерии и Южной Африки.

Источник информации

https://www.modernghana.com/news/837532/govt-re-positions-technicalvocational-education-kwesi-ya.html

 

  1. Необходимо улучшать инфраструктуру высшего образования (Ангола)

(AllAfrica)

Ввиду растущего числа студентов нужна более качественная инфраструктура высшего образования. Об этом заявил Эрнесто Китикуло, губернатор провинции Лунда Сул.

Необходимо также повысить качество преподавателей, что необходимо для предполагаемого процесса устойчивого развития страны.

По данным Министерства высшего образования, по меньшей мере 138 418 вакансий были предоставлены для поступления новых студентов в высшие учебные заведения, что на 27 332 места больше по сравнению с минувшим годом.

В настоящее время страна имеет 72 вуза, 48 из которых являются частными.

Источник информации

http://allafrica.com/stories/201802270095.html

 

  1. Выпускники Университета Лестера выступают за виртуальное образование в Гане

(CityFMonline)

Президент западноафриканского отделения выпускников Университета Лестера Джонатан Тейе призвал правительство критически взглянуть на виртуальное образование и его роль в национальном развитии.

Г-н Тейе считает, что правительство может использовать виртуальное или дистанционное образование для снижения нагрузки на инфраструктуру физического образования в Гане и дополнять традиционное образование.

В настоящее время учащиеся из Ганы имеют возможность изучать такие курсы, как Leicester MBA, MSc Finance, MSc Marketing, MSc HRM & Training, MSc Professional Psychology of Work и многие другие, предлагаемые Университетом Лестера – одним из крупнейших в Великобритании поставщиков курсов дистанционного обучения, услугами которого ежегодно пользуются более 1000 новых студентов.

Источник информации

http://citifmonline.com/2018/02/26/leicester-university-alumni-advocate-for-virtual-education/