Обзор. Африка 15-19.02.2016

Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло

  1. Цели и средства – переосмысление образования Южноафриканского университета (ЮАР)

Год 2015 был бурным годом для сектора высшего образования в Южной Африке. Трансформация университетов воплотилась в сердце национального дискурса в виде двух событий: движение #RhodesMustFall и #FeesMustFall. В совокупности они стали крупнейшим студенческим общественным движением со времен  рассвета демократии в ЮАР. Это встряхнуло государство и запустило процесс фундаментального преобразования высшего образования, с двумя основными задачами: отчуждение (чернокожих студентов) и доступ.

Достигнутыми результатами студенческих движений стало:

– отказ правительства от повышения платы за обучение и увеличение государственного  финансирования на покрытие дефицита в сфере высшего образования;

– утверждение гранта для университетов на 2016 г. для покрытия расходов в рамках студенческой схемы финансирования (NSFAS);

– признание необходимости создания нового механизма финансирования совместно NSFAS и частного банковского сектора для поддержки студентов среднего и низшего класса

  1. Студенческие споры зажгли протесты (Кения)

Студенты вузов в Кении страдают из-за нестабильности образовательного процесса, который срывается спорами вокруг выборов студенческих лидеров. Один университет уже закрыт. Chuka University в центральной Кении был закрыт на неопределенное время.

  1. Срочная потребность в новых учебных программах, ученых и инновациях (Эфиопия)

Согласно докладу Всемирного банка в Эфиопии наблюдается значительное расширение сети высшего образования: число государственных вузов увеличилось с 2 в 2000 г. до 35 сегодня. Более того, запланировано строительство еще 11 вузов к 2020 г. Количество частных высших учебных заведений в настоящее время составляет 76, только 1 полноценный университет, в то время как остальные классифицируются в качестве университетских колледжей (3), образовательных колледжей (69) и институтов (3).

Но даже такой растущий сектор не может соответствовать быстрому экономическому росту, из-за отсутствия возможности вводить программы развития или инновации. Снижает уровень конкурентоспособности страны низкий показатель производительности инноваций. Стране нужно не только увеличивать количество студентов вузов, но и решать вопросы, связанные с пересмотром учебных программ, развитием инфраструктуры, увеличением числа квалифицированных преподавателей и исследователей.  

  1. Четыре африканские страны с самым высоким рейтингом в инновационных исследованиях

Новое исследование отвело ЮАР и Кении 30-е и 51-е место из 56 стран по мировому инновационному влиянию, в то время как в индексе Блумберга Тунис и Марокко занимают 46-е и 48-е места в топ-50 по инновациям. Из 56 стран, перечисленных в целом и по категориям, ЮАР и Кения занимают 29 и 50 позиции по числу рейтинговых университетов: ЮАР – 6 таких университетов; Кения – 1. С точки зрения количества исследователей на 1000 жителей, ЮАР была помещена на 47-ю позицию (0,35) и Кения на 50-ю (0,20).

  1. Профсоюзы в сфере высшего образования выступают против антикоррупционного казначейского счета (Нигерия)

В Нигерии развернулась кампания против  Единого казначейского счета, реализуемого президентом, в рамках борьбы с мошенничеством и коррупцией в федеральных учреждениях и ведомствах, в том числе сферы образования. Профсоюзы обеспокоены задержкой выплаты заработной платы и “разрушенными” грантами от иностранных партнеров для обучения и исследований. Все федеральные органы в настоящее время действуют только через один  специальный счет. Деньги вносятся и выдаются через Центральный банк Нигерии.

Партнеры пригрозили отозвать финансовую поддержку, если жесткая новая система не станет более гибкой. Профсоюзы угрожают забастовкой.

  1. Университеты запустили движение по смягчению последствий изменения климата (Кения)

Кенийские университеты начали экологическое движение, которое будет посвящено смягчению последствий изменения климата в стремлении достичь глобальных целей развития, сформулированных в прошлом 2015  г. Кенийская Зеленая университетская сеть объединяет 70 вузов и колледжей. Национальный орган управления окружающей средой и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, также являются частью этого движения.

  1. Правительство должно открыть закрытые ранее  университеты (Замбия)

Преподаватели Zambia’s Copperbelt University потребовали, чтобы учреждение возобновило работу после его закрытия в начале февраля из-за студенческих протестов против невыплаты пособий. В целом с начала месяца было закрыто 2 университета по стране  University of Zambia and Copperbelt University. Преподаватели обвиняют правительство в неумении решать проблемы студенчества. Правительство в свою очередь заявило, что университеты будут закрыты до тех пор, пока студенты не извлекут урок из событий.

  1. Каирский университет борется с незаконными “учебными центрами” (Египет)

Каирский университет, крупнейшее государственное учебное заведение Египта, инициировал план действий против процветающих незаконных учебных центров в окрестностях, обвиняя их в “подрыве учебного процесса”. Центры, расположенные в непосредственной близости от кампуса, обвиняются в пиратстве академических книг, производя не соответствующих стандартам учебных пособий и чтении платных собственных курсов для студентов.

  1. Падение цен на нефть поставили нигерийское финансирование науки и образования под сомнение

Снижение цен на нефть оказало значительное давление на федеральные и государственные бюджеты в Нигерии, вызвало вопросы по поводу стабильности стипендиального финансирования нигерийских студентов за рубежом. Практически 40% нигерийских студентов имеют определенный уровень стипендиального финансирования обучения за рубежом, и многие из этих программ финансируются в свою очередь, из нефтяных и газовых доходов страны. В средствах массовой информации уже было несколько сообщений о просроченных платежах счетов за обучение.

По материалам: University World News, ICEF Monitor