Отчет за октябрь 2015. СНГ

Ключевые моменты сферы образования и науки региона

Текущий мониторинг рынка образовательных услуг региона позволяет сделать следующие выводы и предположения:

Стремление стран СНГ интегрироваться в глобальное образовательное пространство актуализирует для вузов проблему повышения качества образовательных услуг. Квалификация выпускников университетов и уровень их знаний должны соответствовать как общественным критериям, так и особенностям развития страны, требованиям рыночной экономики.

Официальная политика стран региона направлена на развитие процесса интеграции в мировое образовательное пространство (Казахстан вошел в Европейскую федерацию FEANI) дальнейшую активизацию сотрудничества стран СНГ (Казахстан), реформирование и модернизация системы национального образования в целом (Армения, Азербайджан), а также отдельно в части языковой подготовки (Туркменистан), привлечение иностранных студентов. В целом успехи вузов СНГ по привлечению иностранных студентов пока довольно скромны, в сравнении, например, с британскими, американскими и австралийскими вузами.

Не решенным в регионе остается важный вопрос будущего формата вузов, необходимость их превращения в бизнес-структуры, как это сделано, например в США и Великобритании.

Рынку труда региона присущ дисбаланс между реальными потребностями предприятий и кадрами, которые готовят вузы. Согласно статистике, доля учащихся, осваивающих гуманитарные науки, превышает спрос на специалистов более чем в 6 раз. Доля будущих дипломированных экономистов и управленцев вдвое выше спроса на них. А вот в таких отраслях промышленности, как металлургия и машиностроение, наблюдается резкая нехватка кадров.

В сфере научно-инновационного сотрудничества региона реализуются программы в Беларуси, которую Словакия уже выделяет в качестве ключевого партнера научно-технической сферы. Перспективным является туркмено-японское взаимодействие в исследовании и создании инновационных беспилотных летательных аппаратов для составления цифровых карт 2D и 3D.

 Отчет составлен по материалам специалиста отдела Людмилы Гоголь