Жовтень / Октябрь (17-21) 2016

ОБЗОР

рынка образовательных услуг Африки

Октябрь

(с 17.10.2016 по 21.10.2016 г.)

По материалам: Times Higher Education, News24, Uniwersity World News

Аннотации статей:

  1. 7-я конференция ANIE

(Times Higher Education)

C 5 по 7 октября в Аккре, столице Ганы, состоялясь 7-я конференция Африканской сети по интернационализации образования (African Network for Internationalisation of Education – ANIE). Она была посвящена исследованияю движущих сил, характера и проблем международного партнерства в сфере высшего образования Африки, а также роли, которую партнерство играет в деле производства знаний и устойчивого развития.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/specialreports/index.php?action=view&report=108

  1. В поиске трудоспособных выпускников университетов

(Times Higher Education)

Наряду со значительным ростом количества выпускников вузов в странах Африки к югу от Сахары – с 2,3 млн в 1999 году до 6,6 млн в 2013 году, качество образования вызывает большую озабоченность на рынке труда.

Этой проблеме было посвящено проводимое в течение трех лет исследование Британского Совета, его результаты представлены в отчете Universities, Employability and Inclusive Development: Repositioning higher education in Ghana, Kenya, Nigeria and South Africa – “Университеты, трудоустраиваемость и всестороннее развитие: переориентация высшего образования в Гане, Кении, Нигерии и Южной Африке”.

В отчете отмечается,  что более половины всех выпускников в субрегионе неадекватно подготовлены для рынка труда.

Работодатели из большинства опрошенных секторов хозяйства выразили обеспокоенность тем, что выпускники подготовлены только теоретически, и зачастую не знают, как применять свои знания на практике.

Вывод – нужны всесторонне развитые выпускники.

В Южной Африке остро стоит расовая проблема, легче всего устроиться на работу белым, затем цветным выпускникам,  а хуже всего темнокожим.

В докладе рекомендуется, чтобы государственная политика Южной Африки была направлена на соблюдение равенства между группами населения. Работодателям предлагается предоставлять больше возможностей для практической и трудовой деятельности на основе опыта и стажировок, особенно для студентов университетов сельскохозяйственных регионов.

В Кении  выпускников государственных университетов принимают на работу охотнее по сравнению с выпускниками частных университетов.

Только 53% работодателей считают важным уровень образования, 49% отдают предпочтение участию студента во внеклассных мероприятиях, и только для 6% было важным  знание студентами иностранного языка.

В Нигерии квалификация основной массы выпускников университетов не удовлетворяет требованиям рынка труда; кроме того, уровень учебных программх многих университетовх недостаточен для подготовка трудоспособных выпускников.

Работодатели требуют выпускников, готовых к самостоятельной работе, которые могут принимать самостоятельные решения, действовать в соответствии с инструкциями, способны взять на себя инициативу и выдавать результаты. Тем не менее, эти навыки не прививают в университетах; и даже многие студенты с хорошими отметками не удовлетворяют этим стандартным требованиям.

Из выпускников, получивших работу, 43% представляют социальные и гуманитарные науки, а также сферу искусства, далее идут выпускники бизнес-курсов (26%) и естественных наук (22%). Как правило, квалификация выпускников естественнонаучных дисциплин считается достаточно высокой и вполне устраивает работодателей.

В докладе рекомендуется периодические пересматривать учебные планы, приводить их в соответствие с требованиям рынка труда и устанавливать более тесные связи между университетами и работодателями.

В Гане, самым ценным качеством выпускников, с точки зрения работодателей, оказалось отношение выпускников к работе (94%), в то время как знание второго языка (11,4%) считалось наименее важным. Вторым наиболее ценным умением считается этика и честность (82%), а умение решать проблемы (71,4%) и критическое мышление (71,1%) были на третьем и четвертом месте соответственно.

Хотя в отчете и отмечается, что университеты не могут решить проблему трудоустройства выпускников в одиночку, подчеркивается необходимость “целостного видения” опыта университета. Университеты должны быть активными в трех областях: в аудиторной работе, в кампусе и в сообществе.

Аудиторная работа включает в себя обеспечение студентов дисциплинарными и техническими знаниями, а также целый ряд навыков, прежде всего развитие аналитического и критического мышления. На уровне кампуса необходимо обеспечить проведение внеклассных мероприятий, которые оказывают положительное влияние на развитие студента; и на уровне общин она включает в себя расширение возможностей для стажировки и трудоустройства.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161012081647544

  1. Каирский университет отменил необходимость оглашения религиозной принадлежности

(Times Higher Education)

С целью предотвращения дискриминации, Каирский университет, крупнейший государственный вуз Египта, первый среди учебных заведений практически полностью-мусульманской страны снял требование о необходимости заполнения графы «религия» в своих документах.

Президент университета Габер Нассар заявил, что данным решением, которое касается студентов, преподавателей и сотрудников, всего лишь было выполнено требование конституции страны.

Решение было принято после того, как студенты из христианского меньшинства Египта были исключены из аспирантуры университета якобы из-за их религиозной принадлежности.

Некоторые члены парламента раскритиковали решение Каирского университета, мотивируя это тем, что во всех египетских документах указывается религиозная принадлежность, и потребовали отставки ректора.

За последнее время в Египте произошло несколько случаев насилия на религиозной почве между мусульманами и христианами. Христиане, которые составляют около 10% от 91-миллионного населения Египта, уже давно жаловались на дискриминацию и нападения на них со стороны исламистских боевиков.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2016101413513274

  1. Студенческие лидеры критикуют действия президента (ЮАР)

(News24)

Президент ЮАР Джейкоб Зума объявил, что с целью оказания помощи министру высшего образования Блейду Нзиманде в справедливом  разрешении тупиковой ситуации в высшем образовании будет создана целевая группа, включающая представителей министерства внутренних дел, министерства государственной безопасности, полиции, министерства обороны, а также министерства планирования и мониторинга.

Студенческие лидеры отвергают решение о создании такой целевой группы, полагая это попыткой ухода от реального разрешения кризиса. Решением может быть только бесплатное образование, полагают они. Поэтому странным является отсутствие в группе министра финансов ЮАР.

Кроме того студенты требуют отставки минстра высшего образования.

Источник информации:

http://www.news24.com/SouthAfrica/News/student-leaders-reject-zumas-task-team-20161012

  1. Расширение возможностей для женщин Судана получить степень PhD

(Uniwersity World News)

Несмотря на то, что 56% преподавателей в суданских высших учебных заведениях составляют женщины, они составляют лишь 14% от общего числа доцентов. Особенно мало  женщин, имеющих докторскую степень в области ИКТ.

Перед Суданом стоит задача увеличить число женщин, имеющих степень PhD, чтобы они составляли по крайней мере половину доцентов в вузах страны. Наличие в Судане докторских программ очень важно для студенток, которые не могут позволить себе учебу за границей, а также поможет отказаться от приглашения докторов из-за рубежа, что в последнее время усложнилось ввиду неустойчивого политического положения в стране.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161014194307588

  1. Срочно необходимо сократить гендерный разрыв среди африканских ученых

(Uniwersity World News)

Африканские университеты должны сократить разрыв в количестве мужчин и женщин – преподавателей и научных сотрудников путем привлечения в науку женщин за счет расширения их возможностей, а также их поощрения. Данный тезис содержался в одном из ключевых докладов  на недавней 7-й конференции ANIE, состоявшейся в столице Ганы Аккре.

В нынешнюю эпоху глобализации африканские университеты должны занимать стратегическую позицию, чтобы быть влиятельными игроками на рынке высшего образования путем задействования коллективных талантов для создания инновационных пространств, где свой вклад в развитие могут внести как мужчины, так и женщины.

Большинство университетов в странах к югу от Сахары были созданы в колониальную эпоху как элитарные структуры, и с тех пор они не изменились.

Будущее высшего образования будет опираться в основном на партнерских отношениях – но это будет зависеть от подготовки глобально компетентных студентов  и создания надлежащих учебных и исследовательских возможностей для преподавателей, а также развития стратегических партнерских отношений.

Эффективное интернационализация высшего образования требует от университетов интеграции международной деятельности и расширения своих кампусов до уровня международных рынков.

При этом следует избегать партнерств, которые финансируются зарубежными агентствами по развитию и приводят к зависимости и неустойчивости. В эффективных университетах партнеры имеют долевую собственность результатов совместной работы и отношения, основанные на уважении, доверии, прозрачности и взаимности.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161014191511239

  1. Проблемы транснационального образования в Африке

(Uniwersity World News)

Транснациональное образование, или TНО, стало непременным атрибутом системы высшего образования. Многие университеты рассматривают его как преимущество в современном глобализованном и взаимосвязанном мире. Мобильность программ и учреждений, предоставляющих образовательные услуги, содействует межкультурному взаимопониманию, расширяет возможности, способствует привлечению дополнительного количества студентов.

На развивающихся рынках Африки ТНО может стать особенно привлекательной концепцией для вузов, стремящихся расширить доступ к образованию, предлагая студентам трансграничный опыт обучения. Однако отсутствие достоверных данных о текущем состоянии ТНО и степени его влияния не позволяет руководителям высшего образования стран Африки двигаться в нужном направлении.

Об этом говорила в своем докладе на 7-й конференции ANIE  Джейн Найт, профессор из Университете Торонто, Канада, занимающаяся указанной проблемой.

Наличие объективных данных по ТНО в Африке  поможет африканским университетам максимизировать свой потенциал и привлечь больше международных партнеров.

Для того, чтобы помочь учреждениям строить более эффективные системы сбора данных, Найт и ее колеги разработали Общую концепцию класификации ТНО.

Транснациональноя образование часто приравнивают к приграничному образованию, образованию без границ и офшорному образованию. Мало того, что использование единого термина является непоследовательным, интерпретации этих терминов отличаются друг от друга, внося хаос.

Структура классификации предполагает упростить процесс сбора данных, сужая длинный список терминов для нескольких сводных характеристик и категорий.

Концепция, представленная на конференции ANIE, разделяет ТНО на две основные категории: совместное ТНО, которое включает в себя сотрудничество между иностранным учреждением и принимающей страной, а также независимое ТНО, которое состоит в направлении студентов в зарубежный вуз. Эти две категории делятся на четыре подкатегории, в том числе партнерские программы, совместные университеты, программы франчайзинговых и отраслевых международных кампусов.

Отсутствие общих данных затрудняет оценить масштабы ТНО в Африке, но все же две страны дают хороший положительный пример.

В Ботсване ТНО составляет 30% от всего высшего образования, на Маврикии – 40%. Обе  страны имеют системы сбора данных в ведении единого учреждения.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2016101420340792