Дайджест составлен специалистом отдела – Людмилой Гоголь.
В большинстве стран СНГ сфера высшего образования претерпела существенные изменения по сравнению с советской системой организации высшей школы.
Доминирующим трендом высшей школы в СНГ можно назвать переход с системы подготовки специалистов на двухуровневую схему «бакалавр-магистр», соответствующую принципам Болонского процесса.
На новую систему вузы Азербайджана, Молдавии и Узбекистана перешли полностью; вузы Казахстана – почти полностью. Россия же, к примеру, в этом отношении отстает от стран – локомотивов образовательных реформ – и сохраняет высокий процент пятилетних программ по подготовке специалистов. А вот белорусские вузы по-прежнему верны традиции советской высшей школы – подавляющая доля обучается для получения квалификации специалиста.
В странах СНГ нет единого мнения по поводу еще одного острого вопроса: необходимо ли превращать вузы в формат бизнес-структур, как это сделано, например, в США и Великобритании.
В Казахстане к этому стремятся ускоренными темпами, в результате чего подавляющее количество студентов обучается на платной основе, государственные же субсидии достаются ограниченному числу абитуриентов.
В России и Белоруссии пока что превалирует обучение за счет государственных средств, но при этом российские вузы усиленно понуждаются к зарабатыванию средств, в том числе с помощью коммерциализации научных результатов – патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий.
В то же время на Украине отношение к коммерциализации технологий, как и в целом к зарабатыванию денег вузами, гораздо более сдержанное. Инновационных компаний, созданных при вузах, единицы. Кроме того, законодательством Украины не предусмотрено создание эндаумент-фондов, притом что в России и Казахстане практика привлечения средств выпускников на развитие вузов набирает обороты.
Успехи вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа пока довольно скромны, по сравнению, например, с британскими, американскими и австралийскими вузами.
- В Астане состоялся Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств
На Совете обсудили план мероприятий в рамках Года образования в Содружестве Независимых государств, IV Съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ; развитие движения WorldSkills на пространстве СНГ; проект Положения о Международном сетевом университете духовного образования государств-участников СНГ.
Также участники поделились планами создания совместного российско-китайского университета в КНР, а также обсудили разработку учебного курса лекций «История сотрудничества государств – участников СНГ: история, политика, культура, экономика». Также обсудили важную тему посвященною 25-летию Содружества Независимых Государств «25 лет СНГ: Новые возможности интеграции и партнерства».
2016 год – юбилейный год образования Содружества Независимых Государств. В декабре 2016 года исполнится 25 лет от даты подписания Соглашения о создании СНГ.
2. Совет по науке в Эстонии рекомендует провести масштабную реформу высшего образования
Цель отчета — установить, нужны ли и какие структурные изменения в сети учреждений и направлениях их деятельности для того, чтобы повысить эффективность и международную конкурентоспособность научных учреждений и системы высшего образования Эстонии.
«Приведенные в отчете предложения — хорошая основа для дальнейшего продумывания, как повысить международную конкурентоспособность ВУЗов и научных учреждений», — сказал премьер-министр Таави Рыйвас. По словам премьер-министра, для обеспечения качества маленькая страна должна быть максимально эффективной, а научные учреждения должны тесно сотрудничать с частным сектором.
- Россия выделит средства на развитие образования на пространстве СНГ
“Правительством Российской Федерации предусмотрено выделение значительных средств Всемирному банку для реализации программы образования для всех, в том числе и на пространстве СНГ”, – отметил Лавров, выступая на международной конференции “Межкультурный диалог системообразующий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ”.
- Латвия готова развивать более тесное сотрудничество с Азербайджаном в сфере образования.
Об этом сказала Trend министр образования и науки Латвии Марите Сейле (Marite Seile) на полях Второго молодежного форума программы ЕС “Восточное партнерство” в Риге.
По ее словам, в частности, существует заинтересованность в развитии сотрудничества между университетами двух стран, проведении совместных университетских форумов.
Кроме того, Латвия заинтересована в углублении сотрудничества в сфере образования и с другими странами-участницами программы ЕС “Восточное партнерство”.
“Восточное партнёрство” – проект Европейского союза, основная цель которого – развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР – Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
- Будущее Латвии зависит от уровня образования и науки, уверен глава концерна Grindeks
Будущее Латвии зависит от уровня образования и науки, уверен глава концерна Grindeks, председатель правления Фонда АО Grindeks “В поддержку науки и образования” Киров Липман, Почетный меценат Латвийской академии наук (ЛАН).
“Система образования и науки Латвии сама не в состоянии решить существующие проблемы и обеспечивать себя, – довольно грустный факт констатирует Киров Липман. – Поэтому я считаю, что к решению проблем необходимо подключаться другим участникам, например, представителям бизнеса. Это именно тот путь, по которому на протяжении многих лет идет Grindeks и Фонд предприятия, ежегодно выделяющие огромные суммы на поощрение деятельности молодых и опытных ученых, студентов и педагогов из сферы естественных наук, медицины и фармацевтики и различные образовательные и научные проекты. Я убежден, что ученые и другие представители сферы вправе рассчитывать на поддержку со стороны финансово стабильных и позитивно ориентированных предприятий”.
- Украинские университеты попали в QS World University Rankings
Лидером рейтинга уже несколько лет подряд остается Массачусетский технологический институт. Гарвардский университет занял вторую позицию (в прошлом году он был лишь четвертым). На третьем месте – Кембриджский университет и Стэнфорд. Самое высокое место среди украинских вузов занимает Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, сохранивший свое место – 421-430. Харьковский национальный университет имени Каразина за год потерял 10 позиций, опустившись к позиции 491-500.
Национальный технический университет Украины “Киевский политехнический институт” расположился на позиции 601-650, потеряв за год сразу 50 позиций.
- Рейтинг «Лучшие вузы СНГ»
В список лучших вошли 153 вуза, представляющие Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию. Рейтинг опирается как на статистические данные, так и на результаты опросов свыше 5,5 тысяч респондентов – преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников.
Наибольшее количество вузов, вошедших в итоговый список лучших учебных заведений, сосредоточено в России (95 вузов) и на Украине (33 вуза). Следом идут вузы Белоруссии (10) и Казахстана (9). Наиболее высокие рейтинговые классы A и B присвоены 15 вузам из России, а также трем вузам Украины и одному вузу Беларуси.
По материалам: МПА СНГ, Новости Молдовы, Казахстанская правда, Trend news, Эксперт РА