Стремление стран СНГ интегрироваться в глобальное образовательное пространство ставит перед всеми вузами проблему повышения качества образовательных услуг. Квалификация выпускников университетов, качество их образования должны соответствовать как общественным критериям, так и особенностям развития страны и требованиям рыночной экономики.
Демонстрация достижений в области образования, современных технологий обучения, учебного оборудования, новых учебных программ и учебно-методических комплексов нового поколения, популяризации приоритетности образованности и профессионализма в современном мире, о расширении международного сотрудничества в области образования и многообразии направлений, форм обучения на территории стран СНГ – главные темы этой недели.
1. Рынок образовательных услуг в Туркменистане
Тенденции к реформированию туркменской системы образования затрагивают все сферы научно-обучающего процесса, а также все сферы инфраструктуры. Особое внимание уделяется строительству новых, оснащенных самым современным оборудованием, зданий высших школ и других учебных заведений. Строительство объектов, относящихся к сфере образования, производится во всех регионах страны, даже в самых дальних ее уголках.
Начиная с 2013 учебного года, была внедрена абсолютно новая, двенадцатилетняя система обучения. В соответствии с Концепцией перехода общеобразовательных школ на этот срок обучения, был разработан и утвержден основной учебный план, приближенный к международным стандартам.
В окрестностях Ашхабада возводится и в скором времени будет введен Технопарк – специальный комплекс, объединяющий научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, промышленные объекты и деловые центры, выставочные площадки и другие объекты, призванные стимулировать развитие науки, содействовать разработке и широкому внедрению инновационных технологий в различные отрасли народного хозяйства.
Наряду с этим, реализуемая руководством страны политика «открытых дверей» и высокий уровень развития системы национального образования делают Туркменистан привлекательным для иностранных студентов и преподавателей. Так, сегодня приглашаются для обучения студентов в вузах Туркменистана преподаватели иностранных языков из-за рубежа.
Высоких результатов достигли студенты Туркменистана, принимавшие участие в VII Международной студенческой математической олимпиаде SEEMOUS-2013, в столице Греции Афинах и в Международной студенческой олимпиаде по теоретической механике, в Беларуси г. Гомель.
2. Рынок образовательных услуг в Узбекистане
Система высшего образования в стране не смогла адаптироваться к переменам в экономике, доступ к высшему образованию в Узбекистане остается ограниченным – что приводит к наличию разрыва между предложением квалифицированной рабочей силы и потребностями рынка труда.
Сегодня в Узбекистане наблюдается исключительно низкий уровень набора студентов в вузы – из десяти выпускников средних школ только одному удается поступить в вуз из-за ограничительных приемных квот. На каждое место в вузах приходится шесть абитуриентов – что делает процесс поступления исключительно конкурентным и вынуждает множество потенциальных кандидатов идти на рынок труда без получения подходящих навыков и образовательной подготовки.
В результате страна имеет избыток рабочих, обладающих лишь базовыми навыками. Почти половина промышленных фирм отмечает затруднения, связанные с наймом достаточного числа квалифицированных специалистов с высшим образованием.
3. Состояние системы высшего образования Узбекистана – доклад Всемирного банка
Эксперты Группы Всемирного банка провели детальный анализ действующей системы высшего образования Узбекистана, результатом которого стал доклад под названием «Узбекистан – Модернизация высшего образования». Это документ посвящен текущему положению дел в образовательной системе республики, а также разборке ее проблем и перспектив, особенно в плане предстоящих реформ.
Такая работа была проделана специалистами для того, чтобы лучше адаптировать высшее образование к экономике страны и разработать систему мероприятий и рекомендаций, которые направлены на преодоление имеющихся сегодня препятствий.
- Группа Всемирного банка поддерживает Форум молодежного предпринимательства в Душанбе (Республика Таджикистан)
Форум был проведён в рамках Национальной недели предпринимательства, объявленной Правительством Республики Таджикистан. Данное мероприятие нацелено на повышение информированности о важной роли, которое играет предпринимательство в создании рабочих мест и экономическом росте, а также служит площадкой для обмена мнениями вокруг молодежного предпринимательства в Таджикистане.
В мероприятии приняли участие молодые предприниматели, частные компании, организации гражданского общества, партнеры по развитию, эксперты Группы Всемирного банка, представители правительства Республики Таджикистан и участники из Словацкой Республики, приглашённые в рамках инициативы обмена знаниями «Юг-Юг» Группы Всемирного банка.
«Молодые люди хотят работать и нуждаются в хороших возможностях для трудоустройства. Общество, которое может предоставить им такие возможности, способствует росту и инвестирует в свое благосостояние», отметила Патриция Виверс-Картер, Постоянный представитель Всемирного банка в Таджикистане.
Активный портфель Всемирного банка в Таджикистане состоит из 24 инвестиционных проектов (включая региональные проекты и трастовые фонды) на общую сумму 383 млн. долларов США. Эти проекты направлены на поддержку экономического роста за счет развития частного сектора наряду с инвестированием в улучшение оказания общественных услуг населению, таких как образование, здравоохранение, коммунальные услуги и социальная защита.
- В Украине разработали Дорожную карту образовательных реформ
Стратегическая консультативная группа при Министерстве образования и науки Украины разработала Дорожную карту образовательных реформ на период с 2015 по 2025 г.г. и представила ее в МОН Украины. Документ подробно описывает реализацию образовательной реформы в Украине.
Документ содержит описание более двухсот системных мероприятий, которые необходимо провести для реформирования образовательной системы Украины.
Дорожная карта предусматривает, что подавляющее большинство критически важных, неотложных мероприятий приходится на период с 2015 по 2020 г.г.
Дорожная карта образовательных реформ рекомендует ввести в среднесрочной перспективе электронное управление на всех уровнях образовательной системы и новую систему образовательной статистики, совместимую с международными системами (Eurostat, EMIS, Education at a Glance).
Вместе с тем, учитывая опыт обсуждения Концепции развития образования Украины, разработчики Дорожной карты подчеркивают, что она не является директивой.
“Это – рабочий документ, который передается в МОН Украины как детальный план реализации образовательной реформы, программа действий, рассчитанная минимум на одно десятилетие”, – отмечают авторы дорожной карты.
Стратегическая консультативная группа, которая принимала участие в разработке документа, состояла из украинских и иностранных экспертов, представителей МОН Украины, представителей неправительственных организаций.
4. Молодежь может пройти бесплатную профориентацию
Программой развития ООН представлен портал, позволяющий Украинской молодежи пройти бесплатный тест на профориентацию.
Разработчики программы отмечают, что тест определяет интересы и способности, а также степень самоопределения, способность к прогнозированию, способность воспринимать критику, взаимодействовать с другими людьми и решать проблемы.
По результатам теста можно определить не только профессии, наиболее подходящие конкретному ребенку, а также узнать стоит ли получать образование в вузах другого города или за рубежом.
Проект “Моя Карьера” реализуется Программой развития ООН в Украине в партнерстве с Министерством образования и науки и Министерством молодежи и спорта.
5. Образовательные выставки: “World Edu” и “Инноватика в образовании” (Украина)
Впервые в рамках выставки представители учебных заведений Канады, США и Великобритании предоставят индивидуальные консультации по поступлению в учебные заведения, преимуществам обучения в той или иной стране, особенностям образовательной системы и получению грантов на обучение.
20 зарубежных учебных заведений и образовательных агентств предложат обучение за рубежом.
Ученикам будут представлены сертификаты на получение стипендий за академическую успеваемость и высокую оценку экзамена по иностранному языку зарубежными учебными заведениями.
Союз Поляков города Киева, образовательное агентство «ПОСВІТА», Центр иностранного образования «Освіта Маркет» и OsvitaPoland предложат возможность бесплатного обучения в гимназиях, лицеях и техникумах Польши и представят предложения обучения в ведущих польских вузах.
- Вузы будут принимать на работу по конкурсу (Украина)
Министерством образования и науки утверждены Рекомендации по проведению конкурсного отбора при замещении вакантных должностей научно-педагогических работников и заключения с ними трудовых договоров, которые должны принять во внимание руководители высших учебных заведений. Соответствующий приказ подписан министром образования и науки Сергеем Квитом.
Документом предусмотрено, что высшие учебные заведения должны разработать собственные порядки проведения конкурсного отбора при замещении вакантных должностей научно-педагогических работников и заключения с ними контрактов.
В МОН отмечают, что конкурсный отбор должен проводится на принципах открытости, гласности и законности.
7. 21 октября стартуют MBA-программы МИБ
21 октября в Международном институте бизнеса стартуют программы для управленцев Executive MBA и International MBA. На данный момент сформирована большая часть групп. Очень сильные управленцы уже стали слушателями МИБ и ожидают начала занятий.
Обучение в такой группе даст слушателям представление о том, как ведется бизнес не только в Украине, поскольку в группе набора 2015 года, кроме представителей разных регионов Украины, уже есть представители нескольких стран Европы и СНГ.
Также слушатели группы International MBA в рамках совместного учебного модуля, который будет проходить во Франции, познакомятся со слушателями бизнес-школы Aix-Marseille Graduate School of Management-IAE. Традиционно, слушатели МИБ будут учиться в одной группе с управленцами со всех континентов земного шара.
8. Украинское образование будут рекламировать в Азербайджане, Казахстане и Беларуси
Целевыми странами, в которых будет рекламироваться украинское образование, определены постсоветские страны, в частности, Азербайджан, Казахстан и Беларусь.
Подписанный документ предусматривает создание информационного контента о преимуществах обучения в Украине, в частности, выработка и размещение на телеканалах других государств телевизионных программ, рассчитанных на зарубежную аудиторию, а также продвижение системы образования Украины в других электронных и печатных СМИ.
“Конкуренция между странами на мировом образовательном рынке обостряется. Ведь иностранные студенты являются важным источником финансирования высшего образования. Украина в этом направлении делает первые системные шаги”, – говорит директор “Информационно-имиджевого центра” Виктория Сергиенко.
9. ХIII Международная выставка «Образование и наука» в г. Астана
(Республика Казахстан)
За двенадцать лет своего существования выставка «Образование и Наука» стала одной из крупнейших выставок международного образования, проводимых в Казахстане. Международная выставка «Образование и наука» стала доброй традицией и, безусловно, остается актуальным и важным событием в научной и образовательной жизни стран СНГ.
Научно-издательский центр Академии Естествознания, являясь постоянным участником наиболее значимых международных книжных выставок и форумов, представляет на выставке расширенную экспозицию научной, учебно-методической литературы, образовательных материалов и технологий.
Экспозиция выставки ориентирована на участие в ней образовательных и научных организаций, производителей продуктов и услуг в сфере науки и образования, профильных СМИ России, Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В работе выставки примут участие более 150 образовательных учреждений, компаний и бизнес-объединений, предлагающих услуги и решения в сфере науки и образования, из более чем 15 стран мира.
10. О встрече Посла Беларуси Г. Ахрамовича с заместителем Министра иностранных дел Азербайджана Х. Халафовым
8 октября 2015 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Азербайджанской Республике Геннадий Ахрамович встретился с заместителем Министра иностранных дел Азербайджана Халафом Халафовым.
В ходе встречи рассмотрены актуальные вопросы двусторонних отношений. Намечены пути интенсификации белорусско-азербайджанского сотрудничества.
- Подведены итоги конкурса проектных предложений на участие в программе Erasmus+ «Наращивание потенциала в области высшего образования» (Беларусь)
В 2014 г. на смену хорошо знакомым в Беларуси программам Европейской комиссии для сферы высшего образования Tempus и Erasmus Mundus пришла новая программа Erasmus+. Она рассчитана на 7-летний период (до 2020 г.) и тематически направлена на образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт.
В период 2010 – 2015 гг. по программе Erasmus Mundas (EM) для граждан Беларуси выделено примерно 670 стипендий для обеспечения мобильности: 224 для студентов, 173 для магистрантов, 127 для аспирантов, 54 для ученых и 92 для сотрудников вузов.
Среди отобранных для финансирования в рамках конкурса проектов – четыре проекта с участием белорусских вузов, один из них в национальном исполнении.
Среди них можно назвать:
«Совершенствование магистерских программ в области физических наук в университетах Беларуси» – проект, рассчитанный на 10 партнеров. Координатором проекта является Рижский технический университет (Латвия), участниками – Латвия, Бельгия, Кипр, Беларусь
Второй проект – «Развитие сетевой инфраструктуры для поддержки молодежного инновационного предпринимательства в fablab платформах». Среди участников и партнеров – 20 организаций. Координатор проекта: Новый университет Бакингемшира (Великобритания), участники – Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Бельгия, Италия, Беларусь, Украина.
Третий проект – «Сервис по поддержке библиотечной сети: модернизации библиотек в Армении, Молдове и Беларуси путем развития библиотечного персонала и реформирования библиотек». Участники – 12 партнеров и 4 ассоциированных партнера. Координатор проекта: Академия государственного управления Республики Армения (Армения), а участники – Ирландия, Греция, Германия, Румыния, Беларусь, Армения, Молдова.
Четвертый проект – «Разработка подходов к гармонизации комплексных стратегий интернационализации высшего образования, научных исследований и инноваций в ЕС и странах-партнерах». Участники – 15 партнеров. Координатор проекта: Университет Севильи (Испания), участники – Испания, Греция, Великобритания, Португалия, Германия, Италия, Беларусь, Армения, Россия.
12. Научно-практическая конференция «Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы», посвященная 75-летию Минского областного института развития образования
В работе конференции приняли участие специалисты учреждений дополнительного образования взрослых, специалисты отделов образования, спорта и туризма райгорисполкомов, руководители и заместители руководителей учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, другие заинтересованные лица.
Темы, которые обсуждались на конференции:
- Образование взрослых в условиях глобализации.
- Содержание и направленность изменений педагогической деятельности в современных условиях.
- Модели организации дополнительного образования педагогических кадров. Педагогические технологии дополнительного образования взрослых. Инновационная подготовка педагогов.
- Использование сетевых технологий в образовании.
13. ВАК одобрил появление в России научной специальности “теология”
Президиум Высшей аттестационной комиссии при министерстве образования и науки РФ одобрил паспорт новой научной специальности “теология”.
Как отмечают в ВАК, “теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции”.
“Важной областью предметного поля специальности “Теология” является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным учениям и организациям, а также к государству и обществу”, – поясняют в комиссии.
14. В Ашхабаде состоится туркмено-белорусский бизнес-форум
14 октября в Ашхабаде состоится туркмено-белорусский бизнес-форум. С белорусской стороны предусматривается участие в форуме представителей министерств, государственных структур, а также работающих в разных сферах компаний. С туркменской стороны в нем будут участвовать представители соответствующих министерств и отраслевых ведомств, производственных отраслей экспортного направления, члены Союза промышленников и предпринимателей.
В последние годы отношения между Туркменистаном и Республикой Беларусь интенсивно развиваются, в стране реализуется ряд крупных совместных проектов. Туркмено-белорусский бизнес-форум призван придать новые стимулы дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества.
- В учебных программах вузов и школ появятся китайский и японский языки
Президент Туркменистана на заседании Кабинета Министров особое внимание уделил такому актуальному направлению реформирования системы национального образования, как языковая подготовка.
Отметив, что в контексте современных реалий, с учетом активного расширения географии и спектра международного партнерства Туркменистана приоритетное значение обретают задачи по изучению иностранных языков, глава государства дал вице-премьеру, курирующему это сферу, поручение по расширению перечня преподаваемых иностранных языков.
В частности, это касается китайского и японского языков, причем не только в языковых вузах и факультетах, но и в высших учебных заведениях технической, экономической и иной направленности. В связи с этим озвучено предложение разработать методику преподавания в школах, начиная с пятого класса, китайского и японского языков, и в ближайшем будущем внедрить ее в практику.
16. Туркменские студенты успешно выступили на 16-й студенческой международной олимпиаде, прошедшей в городе Хамадан Исламской Республики Иран
В проведенных предметных состязаниях приняли участие более 60 способных студентов из Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Федеративной Республики Германия, Республики Индия, Ирака, Омана, Шри-Ланки и Туркменистана. Туркменистан представляли студенты Туркменского государственного университета имени Махтумкули и Туркменского государственного института экономики и управления.
В олимпиаде по математике студенты 3-го курса Туркменского государственного университета имени Махтумкули Пальван Агамырадов (по математике) и Эзиз Нарыев (по химии) завоевали бронзовые медали. В командном зачете студенты Туркменского государственного института экономики и управления заняли 2-е место (по статистике), а студенты Туркменского государственного университета имени Махтумкули 3-е место (по химии и биологии).
- Педагоги Туркменистана перенимают лучший мировой опыт
Система образования Туркменистана целенаправленно реформируется в направлении мировых стандартов.
Свыше 200 руководителей и педагогов средних и высших педагогических учебных заведений, общеобразовательных школ из всех уголков Туркменистана, были привлечены к разработке ключевых элементов стратегии распространения передовых образовательных практик с использованием современных информационных технологий.
В Туркменском государственном институте экономики и управления прошла научно-практическая конференция «Информационный день международных образовательных проектов Европейского союза». Были презентованы пять международных проектов, направленных на продвижение высоких европейских стандартов высшего образования через изучение и распространение передового педагогического опыта в целях модернизации национальной системы образования.
- Лукашенко 15-16 октября совершит рабочий визит в Казахстан для участия в саммитах СНГ и ЕАЭС
Повестка дня предстоящего саммита СНГ насчитывает 17 вопросов. В частности, планируется принятие заявлений глав государств СНГ в связи с 70-летием создания ООН, 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС, о борьбе с международным терроризмом.
Главам государств на Высшем Евразийском экономическом совете предложено обсудить основные направления международной деятельности, экономического развития ЕАЭС, подходы к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами на среднесрочную перспективу.
По материалам: Worldbank, Easttime, Портал Освіта, Gundogar-News, Moiro