Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло
- Цели и средства – переосмысление образования Южноафриканского университета (ЮАР)
Год 2015 был бурным годом для сектора высшего образования в Южной Африке. Трансформация университетов воплотилась в сердце национального дискурса в виде двух событий: движение #RhodesMustFall и #FeesMustFall. В совокупности они стали крупнейшим студенческим общественным движением со времен рассвета демократии в ЮАР. Это встряхнуло государство и запустило процесс фундаментального преобразования высшего образования, с двумя основными задачами: отчуждение (чернокожих студентов) и доступ.
Достигнутыми результатами студенческих движений стало:
– отказ правительства от повышения платы за обучение и увеличение государственного финансирования на покрытие дефицита в сфере высшего образования;
– утверждение гранта для университетов на 2016 г. для покрытия расходов в рамках студенческой схемы финансирования (NSFAS);
– признание необходимости создания нового механизма финансирования совместно NSFAS и частного банковского сектора для поддержки студентов среднего и низшего класса
- Студенческие споры зажгли протесты (Кения)
Студенты вузов в Кении страдают из-за нестабильности образовательного процесса, который срывается спорами вокруг выборов студенческих лидеров. Один университет уже закрыт. Chuka University в центральной Кении был закрыт на неопределенное время.
- Срочная потребность в новых учебных программах, ученых и инновациях (Эфиопия)
Согласно докладу Всемирного банка в Эфиопии наблюдается значительное расширение сети высшего образования: число государственных вузов увеличилось с 2 в 2000 г. до 35 сегодня. Более того, запланировано строительство еще 11 вузов к 2020 г. Количество частных высших учебных заведений в настоящее время составляет 76, только 1 полноценный университет, в то время как остальные классифицируются в качестве университетских колледжей (3), образовательных колледжей (69) и институтов (3).
Но даже такой растущий сектор не может соответствовать быстрому экономическому росту, из-за отсутствия возможности вводить программы развития или инновации. Снижает уровень конкурентоспособности страны низкий показатель производительности инноваций. Стране нужно не только увеличивать количество студентов вузов, но и решать вопросы, связанные с пересмотром учебных программ, развитием инфраструктуры, увеличением числа квалифицированных преподавателей и исследователей.
- Четыре африканские страны с самым высоким рейтингом в инновационных исследованиях
Новое исследование отвело ЮАР и Кении 30-е и 51-е место из 56 стран по мировому инновационному влиянию, в то время как в индексе Блумберга Тунис и Марокко занимают 46-е и 48-е места в топ-50 по инновациям. Из 56 стран, перечисленных в целом и по категориям, ЮАР и Кения занимают 29 и 50 позиции по числу рейтинговых университетов: ЮАР – 6 таких университетов; Кения – 1. С точки зрения количества исследователей на 1000 жителей, ЮАР была помещена на 47-ю позицию (0,35) и Кения на 50-ю (0,20).
- Профсоюзы в сфере высшего образования выступают против антикоррупционного казначейского счета (Нигерия)
В Нигерии развернулась кампания против Единого казначейского счета, реализуемого президентом, в рамках борьбы с мошенничеством и коррупцией в федеральных учреждениях и ведомствах, в том числе сферы образования. Профсоюзы обеспокоены задержкой выплаты заработной платы и “разрушенными” грантами от иностранных партнеров для обучения и исследований. Все федеральные органы в настоящее время действуют только через один специальный счет. Деньги вносятся и выдаются через Центральный банк Нигерии.
Партнеры пригрозили отозвать финансовую поддержку, если жесткая новая система не станет более гибкой. Профсоюзы угрожают забастовкой.
- Университеты запустили движение по смягчению последствий изменения климата (Кения)
Кенийские университеты начали экологическое движение, которое будет посвящено смягчению последствий изменения климата в стремлении достичь глобальных целей развития, сформулированных в прошлом 2015 г. Кенийская Зеленая университетская сеть объединяет 70 вузов и колледжей. Национальный орган управления окружающей средой и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, также являются частью этого движения.
- Правительство должно открыть закрытые ранее университеты (Замбия)
Преподаватели Zambia’s Copperbelt University потребовали, чтобы учреждение возобновило работу после его закрытия в начале февраля из-за студенческих протестов против невыплаты пособий. В целом с начала месяца было закрыто 2 университета по стране University of Zambia and Copperbelt University. Преподаватели обвиняют правительство в неумении решать проблемы студенчества. Правительство в свою очередь заявило, что университеты будут закрыты до тех пор, пока студенты не извлекут урок из событий.
- Каирский университет борется с незаконными “учебными центрами” (Египет)
Каирский университет, крупнейшее государственное учебное заведение Египта, инициировал план действий против процветающих незаконных учебных центров в окрестностях, обвиняя их в “подрыве учебного процесса”. Центры, расположенные в непосредственной близости от кампуса, обвиняются в пиратстве академических книг, производя не соответствующих стандартам учебных пособий и чтении платных собственных курсов для студентов.
- Падение цен на нефть поставили нигерийское финансирование науки и образования под сомнение
Снижение цен на нефть оказало значительное давление на федеральные и государственные бюджеты в Нигерии, вызвало вопросы по поводу стабильности стипендиального финансирования нигерийских студентов за рубежом. Практически 40% нигерийских студентов имеют определенный уровень стипендиального финансирования обучения за рубежом, и многие из этих программ финансируются в свою очередь, из нефтяных и газовых доходов страны. В средствах массовой информации уже было несколько сообщений о просроченных платежах счетов за обучение.
По материалам: University World News, ICEF Monitor