ОБЗОР
рынка высшего образования СНГ
Декабрь 2017 г.
1. В Беларуси продолжится активное внедрение информационных технологий в учебный процесс
Об этом заявил журналистам министр образования Игорь Карпенко во время первой международной выставки-форума “Информационные технологии в образовании” – ITE-2017.
Игорь Карпенко среди концептуальных подходов к развитию системы образования назвал продвижение информационных технологий в образовательный процесс.
Выставка-форум “Информационные технологии в образовании” дает возможность ознакомления с современными технологиями, которые могут внедряться в образовательный процесс, а также для диалога между потенциальными партнерами, в том числе в плане заключения договоров. “Будет правильно, если выставка-форум будет проходить регулярно. Она позволит оперативно реагировать на изменения, происходящие в этой сфере”, – добавил он.
Форум собрал более 3 тыс. участников: школьников, студентов, учителей, представителей органов управления системы образования, поставщиков информационных технологий.
Организатор масштабного мероприятия – Министерство образования совместно с Главным информационно-аналитическим центром.
Источник информации:
2. Изменения в Кодекс Беларуси об образовании
Изменения в Кодекс Беларуси об образовании уже подготовлены и в скором времени будут внесены в правительство.
Об этом сообщил ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) Виктор Гайсенок на расширенном заседании президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Беларуси при президиуме Совета Республики.
В частности, согласно поправкам, несколько меняется структура высшего образования.
Она будет в себя включать бакалавриат как первую ступень, которая будет заканчиваться присвоением квалификации. “Бакалавр будет специалистом, готовым к самостоятельной работе. Это чрезвычайно важное положение, потому что во многих странах мира бакалавр – это просто некая начальная подготовка человека, который, в общем-то, на рынке труда не очень котируется”, – заметил Виктор Гайсенок. Второй уровень – магистр – предполагает углубленную подготовку по специальности для научной, преподавательской, проектной и других видов сложных работ. “Собственно, ничего нового здесь нет, уточняются лишь некие детали, сроки, условия обучения. А вот непрерывная образовательная программа, сочетающая положение специальностей и получение специальностей магистерской подготовки в непрерывном цикле, вводится впервые. Она будет ориентирована на подготовку по особо сложным специальностям – врачей, физиков-ядерщиков и других”, – рассказал ректор РИВШ, отметив, что в общей сложности по такому пути будут идти около 50 специальностей.
Кроме того, предполагается значительно сократить число специальностей.
В проекте Кодекса вводится и новая классификация вузов, будет проведено их ранжирование по определенным показателям.
Что касается перехода студентов из одного вуза в другой, в новом Кодексе заложен специальный механизм (кредитно-модульная система), который позволит делать это без особых проблем. При этом студент будет использовать те знания и модули, которые он уже получил.
Поправки в Кодекс об образовании должны стать главной темой открытых парламентских слушаний в Палате представителей.
Источник информации:
3. Команда БГУ вышла в финал чемпионата мира по программированию среди студентов
Команда студентов факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета вышла в финал чемпионата мира по программированию среди студентов.
Ребята успешно выступили в полуфинале этого престижного состязания по северо-восточному европейскому региону, который одновременно проходил 3 декабря в Санкт-Петербурге, Барнауле, Тбилиси и Ташкенте.
В этом году сборная БГУ единственная завоевала право от Беларуси выступить в финале, который пройдет в апреле в Пекине.
Чемпионат мира по программированию среди студентов является крупнейшим международным соревнованием молодежной элиты мирового программирования.
Источник информации:
4. Беларусь нацелена на развитие сотрудничества с Таджикистаном в сфере образования
Об этом заявила начальник управления международного сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь Шитковская Ирина Леонидовна.
“Мы с большим удовлетворением отмечаем, что сотрудничество между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан в области образования имеет долгую историю. Последние 20 лет наши отношения активно развивались как в условиях прямого взаимодействия учреждений образования двух стран, так и в рамках Содружества Независимых Государств. На данный момент можно констатировать, что Таджикистан для Беларуси стал проверенным партнером, готовым к реализации совместных проектов в сфере образования, науки, молодежной политики”, – отметила И.Л.Шитковская.
И.Л. Шитковская констатировала, что от организации прежде всего обучения таджикских граждан в белорусских учреждениях образования Республика Беларусь и Таджикистан успешно переходит к созданию совместных сетевых образовательных программ, наращиванию сотрудничества в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности студенческой молодежи двух стран. Так, сегодня на совместных белорусско-таджикских факультетах (БГУ, БНТУ и БГТУ) обучается 660 граждан Таджикистана.
“Количество граждан Таджикистана, обучающихся в Республике Беларусь пока не так велико (530 человек). Тем не менее, динамика последнего времени говорит о том, что у нас в этом плане очень хорошие перспективы”, – считает начальник управления международного сотрудничества.
Источник информации:
5. Вузы ужесточают отбор
Число выпускаемых специалистов высшими учебными заведениями Казахстана, обучавшихся на дневной форме, в текущем учебном году достигло четырехлетнего минимума. За 2017/2018 учебный год выпущено 82,8 тысячи человек, или на 5,1% меньше, чем годом ранее.
Менее значительное число выпускников было зафиксировано в 2013/2014 учебном году.
На фоне роста стоимости обучения сокращается само число желающих обучаться полный день в ВУЗах страны. В этом году в высшие учебные заведения поступило 101,3 тысячи человек, или на 4,1% меньше, чем год назад.
Сами ВУЗы стараются усилить качество обучения, ужесточая оценку знаний своих выпускников. В этом году итоговую государственную аттестацию прошли 83,4 тысячи выпускников, обучавшихся на дневной форме. Это на 4,4% меньше, чем было в прошлом году. Это самый низкий показатель за последние 5 лет
При этом диплом с отличием получили только 14,2% всех прошедших госаттестацию выпускников. На этом фоне увеличилось число выпускников, получивших по итогам экзаменов “отлично” или “хорошо” – с 43,4% до 56,9%.
В тренде наиболее востребованных среди абитуриентов специальностей по-прежнему общая медицина, иностранные языки и юриспруденция – за год число принятых на дневную форму обучения по данным специальностям увеличилось на 952, 643 и 482 человека, соответственно.
Однако, конкуренция между учащимися в процессе обучения данным специальностям достаточно высокая, как и качество отбора: в этом году по общей медицине выпустилось на 79 человек меньше, чем год назад, по иностранному языку (2 инязыка) – на 249 человек, по юриспруденции – на 552 человека меньше.
Источник информации:
https://www.caravan.kz/news/vuzy-uzhestochayut-otbor-v-20172018-uchebnom-godu-406398/
6. I Международная выставка-форум «Информационные технологии в образовании» – ITE-2017
Организаторами масштабного мероприятия Министерство образования Республики Беларусь совместно с Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования. ITE-2017 предоставляет уникальную возможность для установления открытого диалога между представителями учреждений образования, органов управления системы образования и мировыми поставщиками информационных технологий.
На выставке-форуме выступят белорусские и зарубежные специалисты – представители компаний Apple, Microsoft, beCloud, Springer, Nature, Асбис, учреждений образования БГУИР, БГУ, БГПУ, БГТУ, Научной библиотеки БНТУ, Национальной библиотеки Беларуси и др.
В рамках ITE-2017 пройдут семинары-презентации, мастер-классы, тренинги и круглые столы, на которых будет обсуждаться использование образовательных приложений, мобильного оборудования, социальных сетей в процессе обучения в школах и вузах, а также ряд других тем, касающихся внедрения IT-технологий в образовательную сферу. Посетители и участники выставки-форума смогут ознакомиться с новейшими разработками ведущих IT-компаний в области образования.
Организаторы рассчитывают, что ITE-2017 станет импульсом для установления деловых контактов и плодотворного сотрудничества между представителями системы образования и поставщиками информационных технологий, открытия совместных подразделений и представительств иностранных фирм, заинтересованных в инвестировании в систему образования.
Источник информации:
7. Дни образования Казахстана стартовали в Пекине
В Объединенном университете Пекина открылась двухдневная выставка «Дни казахстанского образования».
Мероприятие организовано АО «Центр международных программ» Министерства образования и науки РК при содействии Посольства Казахстана в Китае.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Satbayev University (бывший Казахский национальный исследовательский технический университет
имени К.И. Сатпаева, Павлодарский государственный педагогический институт, Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова, Университет международного бизнеса (UIB), Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ), Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), Восточно-Казахстанский государственный технический университет
им. Д.Серикбаева, Южно-Казахстанский педагогический университет, Региональный социально-инновационный университет (город Шымкент) и другие казахстанские вузы презентовали на выставке свои образовательные возможности.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Казахский национальный педагогический университет имени Абая подписали с Объединенным университетом Пекина меморандумы о сотрудничестве.
По словам ректора Кокшетауского государственного университета имени Шокана Уалиханова, Дни образования Казахстана вызвали большой интерес в Шанхае и Пекине. «В Шанхае мы подписали меморандумы о сотрудничестве с двумя вузами. В январе планируем провести с их представителями встречу в Астане для обсуждения конкретных деталей взаимодействия. Мы намерены совместно подготовить специалистов по специальностям химия, математика, экология и информационные системы. Для этого нам необходимо будет согласовать учебные планы. Студенты будут учиться 2 года в Казахстане, 2 года в Китае, после окончания учебы получат два диплома. И в Шанхае, и здесь, в Пекине, мы видим большой интерес китайских студентов и преподавателей к казахстанскому образованию, что нас очень радует».
Источник информации:
8. Студенты факультета прикладной математики и информатики БГУ одержали победу в конкурсе социальных проектов Social Weekend 10 и получили грант на его реализацию
В финале соревнования ребята представили уникальный образовательный проект «Vedex VR Edutainment», не имеющий аналогов в Беларуси. Разработка студентов БГУ предусматривает возможность обучения школьников в виртуальной реальности. Предложенная форма позволит вовлечь детей в изучение предметов, а также сделать сам процесс увлекательным и запоминающимся. Ученикам необходимо лишь скачать на мобильное устройство специальное приложение и надеть очки 3D. В настоящее время разработаны три урока, посвященных области математики и физики.
Образовательный стартап включает как теоретическую, так и практическую часть. Для закрепления материала школьникам предложено выполнять набор опытов, каждый из которых демонстрирует материал, изложенный в соответствующем параграфе учебника. Отметим, над воплощением идеи визуализации школьной программы студенты работают с 2016 года.
Справка.
Конкурс Social Weekend проводится в Беларуси с 2013 года. Его участники могут предложить уникальную идею, пройти обучение и получить финансовую поддержку на реализацию своего проекта. За это время было рассмотрено более 1200 уникальных заявок и идей, более ста из которых получили финансирование и поддержку. Организатором конкурса является Местный социальный фонд.
Источник информации:
9. У туркменистанцев появилась возможность купить литератору Кембриджского университета
В образовательной системе современного Туркменистана на всех ступенях обучения внедряются передовые методики изучения иностранных языков, совершенствуются приёмы их преподавания.
Свой вклад в развитие образовательной системы страны вносят частные компании. Яркий тому пример – индивидуальное предприятие «Далчин», предоставляющее услуги в сфере изучения языков, теории и практики переводов.
Туркменистан стал центром проведения международных конференций, бизнес-форумов, политических консультаций и творческих акций. Также увеличивается количество иностранных компаний, которые работают в Туркменистане, привлекая местных специалистов. Таким образом, из года в год возрастает потребность в высокопрофессиональных кадрах из разных сфер деятельности, владеющих иностранными языками.
В целях внедрения современных методик изучения иностранных языков ИП «Далчин» подписало соглашение о сотрудничестве с Кембриджским университетом, что позволило туркменской фирме стать первым в стране официальным дистрибьютором учебных материалов этого ведущего учебного заведения Великобритании.
Результатом плодотворного партнёрства явилось открытие первого в Туркменистане магазина лицензионной литературы Кембриджского университета, где покупателям предлагаются не только учебные и методические материалы, но и художественная литература на английском языке, учебники по специализированным направлениям, таким как, например, английский язык в авиации, нефтегазовой сфере, индустрии путешествий и др.
Источник информации:
http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=15281
10. Премьер-министр Армении обсудил с ректором университета Айказян вопросы реализации образовательных программ и укрепления связей
Премьер-министр Карен Карапетян принял ректора Бейрутского университета Айказян Пола Айдостяна.
Премьер-министр отметил, что в Армении всегда высоко оценивали роль университета Айказян в обеспечении качественного университетского образования и внесении весомого вклада в сферу арменоведения. Он отметил важность уже имеющегося взаимодействия между университетом Айказян и образовательными заведениями, и научными учреждениями Армении, в частности, в сфере осуществления программ обмена студентами и преподавателями.
Собеседниками была подчеркнута важность сотрудничества университета Айказян с образовательными и научными организациями Армении.
На встрече были также обсуждены вопросы дальнейшего укрепления связей Армения-диаспора, реализации потенциала диаспоры.
Источник информации:
https://www.armedu.am/index.php/ru/news/view/1579
11. IT-медиков начнут готовить в Восточном Казахстане
В Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д. Серикбаева будут развивать отечественную цифровую медицину.
Уже со следующего года здесь начнут готовить инженеров-медтехников, которые будут специализироваться на программном обеспечении, сервисном обслуживании, ремонте, а также взаимодействии с производителями медицинского оборудования (рентген, УЗИ, томографы и т.п).
Отмечается, что сегодня в стране ни один вуз не выпускает таких специалистов. Как пояснил профессор технического университета Клаусталь (ФРГ), который является приглашенным проректором ВКГТУ, такое решение принято в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан».
Обучать так называемых IT – медиков будут по 2 направлениям: это медтехника и телемедицина. Обучать новых специалистов будут как преподаватели ВКГТУ, так и приглашенные специалисты, в частности из Республики Беларусь и Австрии.
Источник информации:
http://www.inform.kz/ru/it-medikov-nachnut-gotovit-v-vostochnom-kazahstane_a3099829
12. Туркменистан расширит сотрудничество с Афганистаном в области образования и энергетики
Туркменистан готов предоставить обучение афганским студентам в области энергетики и транспорта.
Соответствующее заявление было сделано в ходе встречи главы исполнительной власти ИРА Абдуллы Абдуллы и министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова.
Абдулла Абдулла поблагодарил туркменскую сторону за помощь своей стране и подчеркнул, что Кабул ожидает дальнейшего укрепления двусторонних отношений и развития сотрудничества с Ашхабадом.
Источник информации:
http://afghanistan.ru/doc/117177.html
13. 200 образовательных грантов для казахстанцев выделили вузы Венгрии
В рамках Соглашения между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством человеческих ресурсов Венгерской Республики о сотрудничестве в области образования и науки от 19 ноября 2013 года Венгерское правительство предлагает гражданам Республики Казахстан возможность участвовать в стипендиальной программе «Stipendium Hungaricum» на 2018–2019 учебный год.
В рамках данной программы Венгерская сторона предоставляет гражданам Казахстана 200 грантов по следующим программам:
– 90 грантов по программе бакалавриат (Искусство, гуманитарные науки, Машиностроение, Сельское хозяйство, Информационные технологии, Туризм, Музыка, Славистика)
– 90 грантов по программе магистратура (гуманитарные и технические науки, Сельское хозяйство, Искусство)
– 20 грантов по программе докторантура (по всем направлениям).
Грант предусматривает покрытие следующих расходов:
- бесплатное обучение;
- ежемесячная стипендия на бакалавриате и магистратуре около 130 Евро, на докторантуре около 450 Евро;
- проживание в общежитии (или оплата снимаемого жилья в размере около 130 Евро);
- медицинская страховка.
Источник информации: