ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Май 2018 г.
По материалам University World News, Daily News Egypt, STANDARD Digital, The Citizen, Daily News Egypt, Daily News Tanzania
Аннотации статей:
- Кения на пути инноваций и исследований
(University World News)
Наноспутник 1KUNS-PF, разработанный студентами и исследователями из Университета Найроби в рамках программы KiboCUBE в партнерстве с итальянским университетом Sapienza в Риме и экспертами Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), стал заметной вехой в области космической науки Кении. Спутник будет запущен в Японии, он позволит собирать данные об изменении климата, выполнять картирование дикой природы, Земли, делать прогноз погоды, мониторинг береговой линии, облегчать транспортно-логистические задачи.
Данное достижение подтверждает стремление Кении превратиться в инновационный и исследовательский центр в Африке.
Глобальные корпоративные организации все чаще ищут партнерские отношения для развития инноваций и технологий в Кении.
В феврале авиастроительный завод Airbus через свой Airbus Foundation запустил в Кении программу Little Engineer, открыв для не менее 30 студентов возможность изучать космическую науку. Программа, которая является партнерством с Little Engineer и Traveling Telescope, а также с Академией Foundation M-Pesa, предназначена для того, чтобы привлекать студентов к космическим исследованиям и космическим технологиям.
Университет Чука, один из новейших вузов Кении, заявил, что для поддержки исследователей планирует построить научно-технический парк за $35,3 млн. Университеты наращивают свои инновационные и исследовательские ресурсы, чтобы воспользоваться растущим спросом на инновации.
Со своей стороны, правительство планирует создать Национальный исследовательский фонд в размере $1 млрд. для укрепления инноваций исследований.
Кения надеется использовать исследования для стимулирования экономического роста – усиления продовольственной безопасности, борьбы с браконьерством и нехваткой энергии.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180509085009846
- Африканские правительства должны финансировать подготовку PhD
(University World News)
Несмотря на международное донорское финансирование программ подготовки PhD в Африке, финансовые взносы в такие программы правительствами африканских стран имеют решающее значение и имеют ряд долгосрочных преимуществ, считают эксперты.
Всемирный банк, который работает над осуществлением инициатив в рамках Партнерства по навыкам прикладных наук, инженерии и технологий (PASET) выделил 15 стипендий для обучения PhD в рамках Регионального стипендиального фонда и инновационного фонда PASET (RSIF). Инициатива, возглавляемая африканскими правительствами начнет программы подготовки PhD в области продовольственной безопасности, ИКТ, добычи полезных ископаемых. RSIF планирует подготовить 10 000 кандидатов наук за 10 лет.
RSIF стремится привлечь около $100 млн от правительств, частного сектора, фондов и партнеров по развитию программы. На сегодняшний день Руанда предоставила $1 млн., Кения $2 млн., а еще Сенегал, Эфиопия и Кот-д’Ивуар взяли на себя твердые обязательства.
Без большого количества высокообразованных, доморощенных талантов в таких областях, как сельское хозяйство, энергетика, добывающая промышленность, строительство, производство и ИКТ будет сложно разработать инновационные решения проблем развития Африки.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180509132730221
- Расширение доступа к высшему образованию возможно только за счет сочетания традиционных и инновационных способов обучения (Нигерия)
(University World News)
По прогнозам ЮНЕСКО к 2030 году прогнозируется увеличение спроса на высшее образование до 414 миллионов потенциальных студентов. Удовлетворить такой спрос нельзя ни еженедельным вводом в строй новых крупных вузов, ни удвоением числа студентов в существующих кампусах.
В Нигерии, где остро стоит указанная проблема, Комиссия по национальным университетам (NUC) и некоторые университеты страны рассматривают альтернативы для улучшения системы высшего образования, заменив часть очных занятий на дистанционные курсы обучения.
Этот вопрос был в центре внимания во время двухдневного семинара по смешанному обучению, проведенного в Национальном открытом университете Нигерии.
Участники семинара прошли подготовку по вопросам использования и адаптации открытых образовательных ресурсов, внедрения технологий обучения и стратегий эффективного смешанного обучения. Полезность смешанного обучения подтверждается повышением результатов обучения путем на увеличение числа учащихся.
Стратегии размещения растущего числа учащихся были рассмотрены с помощью концепции ротации.
NUC разработал модель смешанного обучения, поддерживаемую информационными и коммуникационными технологиями, которая предлагает руководство по централизации учебных материалов, внедрению соответствующих технологий, персональному компоненту, надежному ученику поддержки, оценки и требований к обратной связи с преподавателем.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180508151030686
- Радикальные меры для повышения качества высшего образования (Кения)
(University World News)
В Кении произошло значительное расширение системы высшего образования – число университетов выросло с 33 в 2012 году до нынешних 73. Государственными являются 31 университетов и 6 университетских колледжей, что превышает число университетов Южной Африки (26 государственных).
В рамках широкого набора рекомендуемых изменений в высшем образовании, направленных на повышение качества, в университетах преподавать могут только лекторы, имеющие докторскую степень.
Комиссии по университетскому образованию (КУО) представила секретарю Кабинета министров Амине Мохамед рекомендации, которые содержатся в докладе «Консультативный совет по вопросам рационализации университетов и программ в Кении».
В докладе рекомендуется, чтобы обучение студентов за счет государственных средств проводилось только в тех государственных и частных университетах, которые полностью аккредитованы и одобрены КУО.
В докладе КУО рекомендует правительству рационализировать количество программ. В нем также предлагается создание программных центров передового опыта и внедрение региональной университетской системы, основанной на слиянии университетов, в соответствии с которыми большинство существующих университетов становятся колледжами или университетскими городками ограниченного числа основных университетов.
Основываясь на анализе существующих проблем в обучении в университетах, КУО установил, что большинство академических программ в университетах относятся к категории социальных и поведенческих наук и что примерно половина академических программ находится на уровне бакалавриата.
Чтобы облегчить финансовое давление в университетах, КУО рекомендует правительству разработать политику по снижению налогового давления на университеты.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2018051008532552
- Нужен ли Нигерии новый военный университет?
(University World News)
Новый военный университет, ориентированный на ядерные технологии, планируется открыть в городе Биу, в богатом ураном районе. Хотя новое учреждение будет открыто для гражданских лиц, не все согласны с тем, что Нигерии нужен другой военный университет.
Новый университет – военный институт второй степени в Нигерии после Нигерийской академии обороны, созданной в 1964 году, также будет иметь экологическую школу, центр биотехнологии, сайт оценки военной техники и предложит курсы по кибербезопасности и сбору разведывательных данных.
Начальник штаба армии Тукур Юсуф Буратаи сказал, что новый университет выйдет за рамки роли профессионального учебного заведения для военнослужащих.
Профессор Абубакар Рашид, исполнительный секретарь Комиссии национальных университетов (NUC), сказал, что новый университет нигерийской армии будет служить стране в качестве центра исследований в области инженерии, науки и техники.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180510085802535
- Университеты обязали открыть отдельный счет для оплаты услуг (Замбия)
(University World News)
Министр высшего образования Замбии профессор Нканду Ло приказал всем государственным университетам и колледжам в стране открыть отдельные банковские счета, которые будут специально использоваться для обслуживания, что позволит улучшить контроль за использованием государственных средств.
Из-за многочисленных жалоб, поступивших в офис министра, стало критически важно, чтобы деньги, собранные для обслуживания, спорта и профсоюзной деятельности, финансировались отдельно, так что в отсутствие этих видов деятельности учреждение могло объяснить, куда направлялись бюджетные фонды.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180512062837883
- Запущен первый центр передового опыта
(University World News)
Альянс африканских исследовательских университетов (ARUA) запустил первый из 13 «центров передового опыта».
Африканский центр передового опыта исследований неравенства (ACEIR), организованный Университетом Кейптауна, направлен на понимание факторов и последствий неравенства в Африке. Согласно заявлению, он намерен рассмотреть аналитические и измерительные потребности, которые необходимы для политических вмешательств и действий гражданского общества, чтобы обратить вспять проблему неравенства.
ARUA, созданный в 2015 году, представляет собой сеть из 16 ведущих университетов Африки, имеющих общую концепцию расширения и повышения качества исследований.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180516104331952
- Начинает складываться видение «университетских городов» (Зимбабве)
(University World News)
Зимбабве движется в направлении создания университетских городов, планируется создание трех государственных университетов с технологическими узлами. На это в 2018 году из государственного бюджета выделяется USD21 млн. Дополнительные ресурсы будут мобилизованы через совместные предприятия с инвесторами.
Строительство трех университетов позволяет реализовать мечту бывшего президента Роберта Мугабе открыть хотя бы один государственный университет в каждой из 10 провинций страны.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180516081852441
- Boeing начнет новый проект с Египтом
(Daily News Egypt)
Президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси встретился с президентом Boeing Марком Алленом чтобы обсудить заинтересованность Египта в развитии сотрудничества с компанией Boeing.
В 2018 году Boeing намерен сотрудничать с Египтом по программе социальной ответственности в сотрудничестве со Всемирной организацией образования, уточнив, что проект под названием «Машина любопытства» сосредоточен на науке, технике, технике и математике (STEM).
Источник информации:
- Правительство сократит оплату за обучение в колледжах среднего уровня (Кения)
(STANDARD Digital)
Правительство Кении сократит плату за учебу в учебных заведения среднего звена, чтобы привлечь больше студентов.
Сейчас ежегодный взнос довольно высок и недоступен многим желающим, сказал главный секретарь Государственного департамента профессионального и технического обучения Кевит Десаи. “При потребности 3,1 млн сейчас у нас в колледжах учится только 180 000 студентов. Мы должны стремиться разместить больше студентов в системе», – сказал д-р Десаи.
Источник информации:
https://www.standardmedia.co.ke/article/2001281533/government-to-cut-fees-for-middle-level-colleges
- Врачи уличены в поддельных дипломах (Танзания)
(The Citizen)
Об этом заявил регистратор Совета врачей-лаборантов Теофил Малибиче. Он сообщил, что во время регистрации у 71 претендентов на должность лабораторных врачей были обнаружены поддельные сертификаты.
Источник информации:
http://www.thecitizen.co.tz/News/1840340-4576012-250ectz/index.html
- Совместные инициативы Марокко и Катара в области высшего образования
(University World News)
Марокко и Катар обнародовали план сотрудничества в области высшего образования, включающий создание совместных учреждений в столице Марокко Рабате и трансграничном кампусе марокканского университета в столице Катара Дохе, а также возможности создания университетской сети для повышения качества обучения.
Создание филиала университета Марокко в Катаре и создание совместных университетов в Марокко является частью более широкой национальной стратегии, известной как «Катарская национальная концепция 2030».
План сотрудничества обсуждался на встрече представителей министерств высшего образования Марокко и Катара, которая состоялась в столице Марокко Рабате.
Катар предоставит финансирование для создания Марокано-Катарского университета в Рабате, в то время как Марокко создаст кампус для Университета Мухаммеда V в Дохе.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180523131822675
- Внедрение системы электронного оценивания (Египет).
(University World News)
Высший совет университетов Египта в обязательном порядке обязал все вузы страны до начала следующего учебного года внедрить электронную систему оценивания экзаменационных ответов.
Преподавательский состав университетов должен быть «надлежащим образом подготовлен» к компьютеризированной системе оценивания.
Египет, самая густонаселенная страна арабского мира, насчитывает почти 95 миллионов жителей и более 40 государственных и частных университетов. Некоторые вузы уже применили систему электронного оценивания на факультативной основе, и, по словам министра высшего образования Халеда Абдель Гаффара,- «были достигнуты отличные результаты».
Однако, учитывая масштабы мероприятия и технические сложности, обязательное внедрение электронной системы вызвало критические замечания со стороны преподавателей.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180522134912585
- На пути стандартизации последипломной подготовки (Руанда)
(University World News)
В Кигали, Руанда, Межвузовским советом по Восточной Африке при поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD) и Африканского научно-исследовательского центра по вопросам народонаселения и здравоохранения был проведен первый в своем роде региональный семинар, целью которого было создание потенциала в области надзора за аспирантами, в рамках более широкого процесса, направленного на разработку общих стандартов для последипломного обучения в восточноафриканском регионе и увеличения числа магистров и аспирантов.
Рабочая группа экспертов подготовила проект документа о региональных восточноафриканских стандартах и контрольных показателях подготовки выпускников с целью обеспечения необходимого качества обучения и расширения подготовки магистров и докторов наук.
После завершения проекта, стандарты и контрольные документы должны быть приняты правительствами стран Восточного африканского сообщества
Основное внимание на обеспечении качества в обучении выпускников следует обратить вслед за внедрением региональной системы обеспечения качества – аккредитацию программ, экспертную оценку и обучение сотрудников по обеспечению качества.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180525074042864
- Правительство намерено вкладывать значительные средства в исследования (Танзания)
Правительство страны твердо намерено установить приоритеты для поддержки развития исследовательского потенциала в стране, сказал Чарльз Мвиджадж – министр промышленности, торговли и инвестиций.
«Правительство должно будет вкладывать значительные средства в исследования и разработки, если оно намерено использовать все возможности для роста страны», – сказал он.
Министр призвал все университеты Танзании поделиться результатами исследований с общественностью. Этот шаг укрепит связи отношения между университетами и промышленностью и тем самым привлечет больше средств, открыв возможности для сотрудничества как внутри страны, так и за ее пределами.
«Это также способ стимулировать умы молодого поколения ценить исследования и проводить карьеру в исследованиях в будущем», – отметил он.
Источник информации: