Чатботы являются новейшим достижением в мире технологий и уже широко используются во многих областях человеческой деятельности. Билл Гейтс считает, что чатботы – это будущее образования, а он то знает, о чем говорит.
Чатбот – это программное обеспечение, которое позволяет пользователям общаться с системой обмена сообщениями, моделируя взаимодействие человека, похожее на Apple Siri или Amazon’s Alexa. Говоря проще, чатботы – это системы искусственного интеллекта, с которыми пользователи взаимодействуют через текст.
В недавнем интервью изданию The Verge Билл Гейтс объяснил огромный потенциал для чатов в образовании. По словам Гейтса, в процессе обучения даже самым сложным и субъективным дисциплинам в качестве преподавателей можно использовать образовательные чаты. Гейтс считает, что ключ к изучению новых навыков заключается в возможности получать обратную связь и поддержку со стороны людей со знанием в соответствующей области, к которой у многих студентов как раз и нет доступа.
Электронное обучение растет невероятно быстрыми темпами. Студенты могут изучать через Интернет все, от маркетинга до вязания и от разработки веб-сайтов до столярных работ. Однако несмотря на то, что онлайн-курсы сделали образование доступным для миллионов людей во всем мире, веб-учеба имеет и недостатки. Исследования показали, что завершает обучение только около 7% людей, которые зарегистрировались на онлайн-курсы.
Основной причиной этого является отсутствие поддержки и обратной связи в веб-классах. Данный пробел в будущем как раз и смогут преодолеть чатботы, выполняя функции преподавателей.
Несмотря на то, что уже есть много систем онлайн-обучения, перспективность чатботов очевидна, потому что они смогут обучать каждого студента индивидуально, в собственном темпе и уровне, на его собственных устройствах, делая репетиторство доступным практически для каждого имеющего доступ к Wi-Fi. По сравнению с традиционным обучением чатботы дешевы, доступны и потенциально могут помочь миллионам студентов по всему миру.
Одной из областей образования, где чатботы особенно затребованными, является изучение иностранных языков. Популярный обучающий курс Duolingo был одним из первых, кто использовал ботов в своем мобильном приложении. В Duolingo созданы разные персонажи, с которыми ученики могут вести живые разговоры с целью улучшения своего лексикона и знаний грамматики.
Некоторые университеты уже экспериментируют с использованием чатботов в учебном процессе. В Технологическом институте Джорджии (США) в качестве преподавателя использовался чатбот по имени Джилл Уотсон, который уже помог более 300 аспирантам специальности “искусственный интеллект”; при этом они даже не догадывались что общались с роботом.
Искусственный интеллект в ближайшее время получит широкое распространение в сфере образования. Роботы не заменят живых преподавателей, однако смогут взять на себя часть нагрузки. Проведение дифференцированных зачетов и проверка рефератов – процесс повторяющийся и невероятно трудоемкий. Это особенно характерно для массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) с десятками или сотнями студентов, что практически исключает возможность реализации индивидуальной обратной связи. Чатботы могут стать идеальным решением этой проблемы, и исследования в этой области уже проводятся.
Что делает чатботы столь многообещающими в области образования, так это способность их машинного обучения. Их база знаний будет только увеличиваться, и через несколько лет боты по уровню интеллекта смогут потенциально выйти на уровень выпускников вузов.
В будущем чатботы смогут извлекать информацию из сотен различных источников, включая ведущие университеты, чтобы затем делиться учебным опытом со студентами всего мира. Поскольку основанные на подписке бизнес-модели становятся все более популярными и повсеместными, нетрудно представить мир, в котором студенты по подписке получают доступ к всемирной библиотеке образовательной информации.