Мировые тренды образовательных технологий: что ждать уже сегодня?

Тренд, как основнТренды образовательных технологийая тенденция, направление преимущественного движения, сегодня не анализируется только ленивым. Сквозь призму трендов исследуется все, ну или практически все. В современном информационном пространстве речь может идти о самом широком круге смысловых понятий: начиная от трендовых елочных украшений и вплоть до аналитики глобальных трендов научно-технологического развития.
Сфера образования в этом смысле не является исключением. Фонд New Media Consortium и ассоциация разработчиков информационных технологий для образования Educause представили глобальный отчёт о том, какие тенденции будут определять систему образования в ближайшие пять лет. Эксперты определили шесть главных трендов, которые связаны с влиянием информационных технологий на то, как мы учимся.
Во-первых, изменение культуры инноваций в форме принятия новых технологий, соответственных изменений способов и форм обучения. В более широком смысле, речь идет о масштабной трансформации образования вслед за изменениями ценностных ориентиров внешнего мира, дабы оставаться востребованным.
Вторым трендом образовательных технологий признается расширение сотрудничества между организациями. Количество контактов и связей между разными образовательными структурами неустанно растет. Причина кроется во взаимной выгоде такого взаимодействия, когда учебные заведения вступают в активный диалог с производителями образовательных технологий, договариваясь о выгодных условиях, влияя на конечный продукт. Сотрудничество способствует и быстрому обмену профессиональным опытом, в котором заинтересованы все стороны.
В-третьих, исследователи отмечают изменение роли оценки успеваемости. Технологии позволяют вести статистику успеваемости, отслеживать какие формы и методы образования работают лучше, вести индивидуальную статистику достижений. В результате фокус может смещаться от итоговых оценок к промежуточным результатам, которые оказываются важнее для выстраивания стратегии обучения.
В-четвертых, настоящим трендом становится распространение открытых образовательных ресурсов, где можно найти практически все необходимые материалы, причем абсолютно бесплатно, и это на фоне постоянного роста стоимости образовательных услуг.
В-пятых, серьезные обороты набирает распространение смешанного обучения, с его возможностями соединить все лучшее: свободное распределение времени с неограниченным доступом к получению знаний, активное использование инновационных технологий с традиционным личным «наставничеством».
И последняя, шестая тенденция, но не менее интересная, касается перепланировки учебных пространств. Инновации вторгаются и в классные комнаты, в аудитории, коридоры и библиотеки, передвигая преподавателя в центр пространства, располагая студентов по кругу, требуя постоянного приспособления под новый формат учебной работы. Студенты хотят и должны иметь возможность беспрепятственно работать с электронными устройствами, при этом активно взаимодействовать друг с другом.
Возможно, система образования и не столь динамична, порой слабо чувствительна и недостаточно восприимчива к инновациям, но она не может не реагировать на вызовы времени или окружающей среды, а таковых сейчас немало: от глобализации и интернационализации до новых веяний научно-технического прогресса. Все это и определяет будущий курс развития образовательной сферы, требуя существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм уже сегодня.

Источники информации:
http://www.nmc.org/nmc-horizon/
https://newtonew.com/discussions/education-technology-trends