Никогда прежде в истории не было такого резкого демографического сдвига. Считается, что есть более миллиарда людей в возрастной группе от 15 до 24 лет. Это явление называют «резким увеличением рождаемости». В результате человечество получило безработицу среди молодежи, которая уже достигла глобального критического уровня, обеспечив соответствующее звание современному молодому поколению – «поколение безработных». Такая ситуация отчасти связана с отсутствием рабочих мест, а также с несоответствием навыков требованиям рынка. Наиболее ярко это проявляется в развивающихся странах.
Высшее образование должно стать ключевым ответом такому историческому вызову. В развивающихся странах высшее образование страдает следующими недостатками: низкий уровень распространения и доступности, финансирования, технологического сопровождения и качества.
В такой ситуации возможны следующие прагматические решения:
– освоение технологий, что должно стать образовательным императивом. Технологии обеспечивают дистанционное открытое обучение, создают обширное кибер-пространство библиотек и предоставляют целый ряд других преимуществ.
– расширение сети коммерческих провайдеров, которые должны стать частью системы, хотя в некоторых странах к ним относятся все еще враждебно. При этом они часто доказывают свои преимущества более инновационными и динамичными способами предоставления услуг, нежели традиционные университеты. Само собой разумеется, должны быть разумные правила мониторинга их качества и управления аккредитацией.
– переход к развитию образования, основанного на компетентности, с итоговым формированием трудоспособных выпускников, соответствующих требованиям рынка.
– реформирование механизма и процедуры аккредитации.
– укрепление контроля качества – низкий уровень высшего образования для развивающихся стран является непозволительной роскошью, на фоне высокого уровня безработицы рынка труда.
– расширение партнерства с общественными организациями и коммерческим сектором.
– увеличение финансирования образовательных инициатив.