Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло
1. University of Cape Town присоединяется к международному исследовательскому союзу (ЮАР)
University of Cape Town (UCT) будет первым африканским университетом, ставшим частью Международного альянса исследовательских университетов (IARU), союза из лучших мировых университетов. С января 2016 г. UCT – неизменный лидер африканских университетов – станет 11-м членом в стратегическом партнерстве и первым новым членом с момента образования альянса 10 лет назад. В результате студенты и преподаватели получают новые широкие возможности в виде знаний и ресурсов глобального масштаба.
Международный альянс был создан в 2006 г. 10-ю наукоемкими университетами (Австралийский национальный университет; ETH Цюриха; Национальный университет Сингапура; Пекинский университет; Университет Калифорнии, Беркли; Университет Кембриджа; Университет Копенгагена; Оксфордский университет; Токийский университет и Йельский университет) в качестве стратегического альянса расширения и углубления сотрудничества.
- Частные университеты обращаются к правительству с просьбой пересмотреть процесс аккредитации (Гана)
Студенческая ассоциация частных университетов Ганы просит Национальный аккредитационный совет и правительство пересмотреть процессы аккредитации и предоставить им полный статус Устава. Это поможет уменьшить финансовую нагрузку на студентов в частных вузах, а также даст институтам право присуждать их собственные степени.
- Второй американский университет открывает полноценный филиал в Кении
Второй американский университет планирует создать полноценный кампус в Кении. California Miramar University, стартовавшему в 2005 г. было разрешено сотрудничать с East African University. Американский университет полностью аккредитован и признан Комиссией по высшему образованию и аккредитации и отделом образования США. Единственный другой американский университет, представленный в Кении – United States International University-Africa.
После предоставленного Комиссией по университетскому образованию права на сотрудничество (в ноябре этого года), California Miramar University готовится к запуску своего партнерства East Africa University в декабре. Филиал будет предлагать магистерские и аспирантские программы в сфере делового администрирования.
- Повышение бюджета для поддержки развития высшего образования (Сенегал)
Министр образования Сенегала заявил, что бюджет высшего образования и научных исследований в 2016 г. вырастет более чем на 1 млрд. (US$31.7 млн.) для поддержки Плана развития сектора. Согласно докладу о бюджете, увеличение распределения должно позволить строительство инфраструктуры университетов, запланированное с целью развития высшего образования.
Во время обсуждения бюджета на Национальной Ассамблее, министр рассказал о намерении правительства открыть технологический Université du Sénégal Oriental de Tambacounda, а также планах министерства использовать внешние финансовые институты для упрощения процесса оплаты студенческих грантов.
- Студенческие лидеры предупреждают о возможных протестах в 2016 г. (ЮАР)
Студенческие лидеры различных вузов страны не берутся гарантировать, что не будет новых протестов в начале 2016 г. Студенты хотят получить бесплатное высшее образование уже в январе, и не будут ждать дольше.
- Университеты бросают вызов порядку, не прекращая дипломированные курсы (Кения)
Правительство запретило вузам предлагать дипломированные курсы, хотя университеты полностью игнорируют директиву, выданную ранее в этом году. Речь идет о гибких и менее дорогостоящих образовательных программах вузов. Согласно распоряжению правительства университеты должны придерживаться своего основного мандата и соответственно деятельности по предоставлению образовательных курсов с получением научной степени, отдать все другие курсы колледжам среднего звена.
На практике указанное постановление игнорируется всеми университетами страны, продолжающими набор студентов с сентября 2015 г. вплоть до января 2016 г.
- STEM исследования в Тропической Африке сокращаются – Всемирный банк
Исследования в области науки, технологии, инженерии и математики, или STEM, в Тропической Африке снизились за последние 10 лет в количественном измерении и с точки зрения их цитируемости. При этом устойчивый прогресс наблюдается в других областях знаний, особенно связанных со здравоохранением – гласит новый доклад Всемирного банка.
Если уровень научно-исследовательских результатов континента возрос в целом за последнее 10-летие, то исследования STEM (за исключением Тропической Африки) ежегодно сокращаются с 2002 г. на 0,2%. Рост научных результатов Тропической Африки в подавляющем большинстве был обусловлен достижениями в здравоохранении (примерно 4% годового роста), на которое сейчас приходится 45% всех исследований Тропической Африки. Хотя показатель исследовательских результатов и удвоился за последние десять лет и сейчас образует долю 1,4% глобальных исследований, индекс цитируемости статей STEM составляет очень небольшую часть глобального показателя.
Предположительные причины (из доклада Всемирного банка): низкое качество базового образования в сфере науки и математики; системы высшего образования, где внимание акцентируется на других науках, нежели STEM.
По данным комитета образования Африканского Союза охват научно-технической составляющей высшего образования в Тропической Африке все еще стоит на уровне 7% от когорты возрастной группы, что является слишком низким показателем в сравнении с другими регионами мира.
- Укрепление высшего образования в мирное время (Эритрея)
Эритрея в последние несколько месяцев вербовала иностранных ученых и подписывала международные соглашения о высшем образовании. Это может быть воспринято как признак того, что страна оставила войну и разрушения в прошлом и идет по пути укрепления университетского образования.
- Сенат поручил проанализировать общие правила приема университетов (Нигерия)
Сенат предлагает продлить срок действия результатов вступительных экзаменов в университеты до 3-х лет и остановить назначение студентов учреждениям, в которые они не подавали заявления. Сенаторы уверены, что сохранение результатов (в специальных банках данных) потенциальных студентов, которые пишут экзамен, но не получают место, позволит вузам получить сильных студентов и сократить расходы на кандидатов, которые сидят на экзамене год за годом.
Ежегодно около 1,4 млн. абитуриентов участвуют в Едином экзамене для высшего образования, претендуя на 650 000 мест в 150 государственных и частных университетах. В Нигерии есть серьезная озабоченность постоянно растущим числом достаточно квалифицированных абитуриентов, не имеющих возможность получить доступ к высшему образованию.
- Государственные облигации для финансирования развития высшего образования (Зимбабве)
Правительство Зимбабве приняло решение выпускать облигации высшего образования для развития инфраструктуры в государственных университетах, политехнических институтах и колледжах. Представляя национальный бюджет страны на 2016 г. министр финансов и экономического развития сказал, что облигации будут покрывать все государственные третичные и высшие учебные заведения.
- Евро-средиземноморский виртуальный энергетический университет одобрен
Пять стран Северной Африки – Алжир, Египет, Мавритания, Марокко и Тунис – вместе с 38 европейскими и средиземноморскими государствами выигрывают от новой инициативы создания «энергетического университета», которая будет обеспечивать бесплатное специализированное образование для специалистов-энергетиков через онлайн Платформу.
Основная группа стран – Марокко, Тунис, Турция и Алжир – будет выступать в качестве координаторов проекта, чтобы обеспечить соответствие содержания курсов выявленным потребностям и региональным приоритетам в сотрудничестве с промоутером университета, Schneider Electric.
По материалам: IT-online, Citifmonline, The star, University World News