Обзор. Латинская Америка 21-25.12.2015

Дайджест составлен специалистом отдела – Иваном Черным

  1. Эквадор подписал новое “Соглашение о равных возможностях
    в сфере образования”

Реализация пилотного проекта по предоставлению равных образовательных возможностей в 2014 году позволила повысить долю поступающих в вузы коренных жителей Эквадора с 7 до 18 %.

С целью гарантирования равных возможностей в сфере как среднего, так и высшего образования для малочисленных и маргинальных групп населения в Эквадоре было подписано новое соглашение.

По мнению обозревателей неравенство стало следствием проводимой ранее неолиберальной политики поощрения развития частных образовательных учреждений, куда могли поступить только представители привилегированных классов.

Получившее в народе статус “исторического”, соглашение было подписано в середине декабря 2015 года представителями общественных организаций, университетов и Национального секретариата по вопросам высшего образования, технологии и инноваций SENESCYT, и уже получило название “Великого национального соглашения по равенству возможностей для доступа к высшему образованию.”

Соглашение будет действовать взамен пилотного проекта 2014 года.

В политике Эквадора это очередной шаг, способствующий развитию концепции “Buen Vivir”, или “хорошей жизни” – национальной философии развития общества, основанной на стимулировании благополучия и содружества, а не извлечения прибыли.

  1. Марш чилийских студентов против реформы высшего образования

Одной из главных проблем высшего образования в Чили является его недоступность для широких масс молодежи в связи с тем, что большинство вузов являются частными, и они ставят главной целью своей деятельности получение прибыли.

Парламентские дебаты по вопросу реформы высшего образования в Чили, равно как и выступления студентов и преподавателей длятся в течение почти года.

В середине декабря 2015 года Комиссия Сената одобрила новый законопроект, однако студенты снова выступили против его принятия.

Чилийские студенты и преподаватели вышли на улицы Сантьяго во вторник 22 декабря, скандируя лозунг “Ни пенни для рынка”.

В среду 23 декабря чилийский парламент принял реформу, которая действует в течение только одного года; главный посыл реформы состоит в том, что образование будет бесплатным только частично.

Марш был организован Конфедерацией студентов университетов Чили (Confech), в нем также участвовали представители других профсоюзов, в том числе профсоюза преподавателей.

Ранее Президент Чили Мишель Бачелет пообещала предоставить “бесплатное образование для всех”, но уже после того, как Верховный суд признал первоначальный законопроект неконституционным и дискриминационным.

Несмотря на это заявление, студенты в течение года неоднократно протестовали против предлагаемого варианта реформы, утверждая, что систему грантов для малообеспеченных студентов нельзя приравнять к всеобщему бесплатному образованию. В маршах участвовало более 100 000 человек.

Споры вокруг законопроекта обострилась на прошлой неделе; причиной стало то, что по крайне мере три государственных университета не предоставляют полностью бесплатное образование.

Перед отправкой законопроекта в Национальный конгресс 21 декабря министр образования Адриана Дельфиано заверила, что “в законопроект о бесплатном образовании включены все государственные университеты”. Она добавила, что в следующем году выгоду от принятия закона получат около 185 000 студентов, а системой грантов воспользуется более 140 000 студентов технических специальностей.

  1. Экономический кризис ударил по обучению за рубежом:
    результаты опроса в Бразилии

Опубликованы неутешительные результаты опроса, проведенного в стране известным рекрутинговым агентством BMI среди своих коллег из 71 агентств Бразилии. Почти две трети из опрошенных заявили, что в этом году количество студентов, направленных на обучение за границу, снизилось, а девять из 10 утверждают, что влияние оказали главным образом снижение обменного курса национальной валюты и экономический кризис.

Самир Завери, президент и главный исполнительный директор BMI, отметил: “Ослабление курса реала привело к тому, что 61 % опрошенных студентов не верят в то, что количество обучающихся за границей увеличится. Однако удивление вызывает факт, что почти 40% все же верят в это “.

Причиной увеличения может быть рост популярности краткосрочных курсов – 1-2 месяца вместо 4-6 месяцев обучения, а также выбор альтернативных стран обучения.

Помимо ослабления валюты, отрицательное влияние оказало изменение визовых режимов, особенно в странах, где требуется разрешение на работу, и это стало решающим при принятии студентами решения о целесообразности обучения за рубежом. Важным фактором является также наличие государственных стипендий.

В сентябре 2015 года в Бразилии прошло 7 ярмарок BMI Salão do Estudante, на которых предлагались варианты обучения за рубежом. Ярмарки посетило более 33000 студентов. При регистрации каждый посетитель должен был заполнить специальную анкету-опросник. Анализ анкет показал, что наибольший интерес, как и ранее, вызывает желание обучаться в США. Однако отмечен рост желающих учиться в Канаде, в основном с целью изучения “английского как второго языка”, а также в Аргентине, Мальте и Южной Африке. Конкретно хотели бы учиться (можно было указывать несколько стран): в США – 32%, Канаде – 30%, Великобритании – 27%, Австралии – 27%, Аргентине, Франции, Новой Зеландии -все вместе 21%, Мальте, Южной Африке и Испании – все вместе 20%.

Предпочтительные сроки обучения: от шести месяцев до года – 38%, год и больше –  26%, три-шесть месяцев – 23%, менее трех месяцев –  13%.

Представители агентств уверены, что ситуация стабилизируется с укреплением национальной валюты, и к весне 2016 года количество студентов, желающих обучаться за рубежом, должно увеличиться.

 

  1. IDB поддерживает программу по улучшению качества системы
    государственного образования и обучения студентов в Чили

 В Чили будет запущена программа улучшения качества государственного образования за счет институционального укрепления секторов административного и педагогического менеджмента. Льготный кредит в размере $ 50 млн выделил для этого Межамериканский банка развития (IDB).

Программа предусматривает разработку и осуществление местные моделей управления народным образованием в 30 регионах страны, с основным акцентом на стратегическое управление, местное руководство, и техническую и образовательную поддержку школ. Она также укрепит потенциал Министерства образования на центральном уровне и обеспечит институциональную межведомственную координацию, что облегчит выполнение непрерывных процессов улучшения государственного образования.

 

  1. В Голландии наблюдается рост числа студентов из Латинской Америки

Количество латиноамериканских студентов в Нидерландах продолжает расти.  Сейчас в Голландии обучается около 3000 студентов из Латинской Америки, в основном из Бразилии, Мексики и Колумбии.

В этом году некоммерческий фонд Colfuturo предоставил гранты более ста колумбийским студентам для получения степени магистра или Phd в вузах Голландии. Это на 78% больше, чем в течение предыдущих шести лет, что делает Голландию 6-й по популярности страной обучения для колумбийских студентов.

Увеличивается также число студентов из Перу, Эквадора и Чили, выбравших Голландию для получения образования.

Неправительственная неприбыльная голландская организация по интернационализации в сфере образования ЕР-Nuffic занимается привлечением латиноамериканских студентов для обучения в Нидерландах путем создания павильонов “Голландия” на проводимых в Латинской Америке важных ежегодных выставках в сфере образования EuroPosgrados и EduExpo.

Подразделение Nuffic Neso Latinoamérica привлекает студентов на учебу в Голландии через:

– испаноязычный сайт www.nesolatinoamerica.org;

– проведение ежемесячных вебинаров совместно с голландскими вузами;

– звонки через Skype один-на-один;

– рассылку потенциальным студентам писем-приглашений на испанском языке;

– рекламу учебных программ и мероприятий в Facebook и Twitter.

 

По материалам: TeleSUR, University World News, World News Report, ЕР-Nuffic