Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.
Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:
- наличие доли неопределенности в политике некоторых стран в сфере высшего образования, поиск собственного пути развития и формирования оптимальной национальной системы высшего образования с учетом международного опыта.
- неудовлетворенность студентов существующими национальными системами образования, которая выливается в митинги протеста и демонстрации;
- Африка остается «открытым» регионом для инноваций в сфере образования, которые используются как средства расширения доступа к нему;
- расширение сферы университетского образования начинает беспокоить своим неконтролируемым характером, актуализирует вопросы качества и соответствия образовательным стандартам;
- активизация инвестиций Китая в африканскую сферу образования. Это касается как университетской ступени, так и начальной школы (финансирование Shanghai Construction Group строительства новой школы в Танзании). В целом китайские лидеры заявляют о тесном сотрудничестве и помощи в развитии ряда африканских стран (Южная Африка, Ангола, Танзания, Нигерия), в том числе и в вопросе образовании.
- намечено тесное сотрудничество и взаимопомощь стран внутри самого региона в сфере высшего образования. Кроме того, регион является «популярной» ареной для международных саммитов, конференций и финансовых инициатив в сфере образования и науки.
Аннотации статей:
- Протесты из-за возможного «понижения» повышенных университетов (Нигерия)
Студенты и преподаватели в 4х колледжах, которые были повышены до уровня университетов бывшим президентом, организовали мирные протесты в ответ на предположительные попытки нового президента Нигерии вернуть им статус колледжей. Это касается следующих учреждений: Adeyemi Federal University of Education (Ондо), Alvan Ikoku University of Education (Овери), Federal University of Education (Зария), Federal University of Education (Кано). Аргументы участников дискуссий разделились. Одни считают, что в повышенных недавно университетах нет достаточно квалифицированных лекторов. Преподаватели самих же вузов уверены, что они могут сделать все возможное, превратив институты в надежные центры обучения.
- Переосмысление высшего образования
В Южной Африке, Дурбан состоялась 9-я ежегодная Конференция в сфере высшего образования, на тему: «Переосмысление политики высшего образования: может ли политика научиться из практики?». Конференция в Университете Квазулу-Наталь привлекла исследователей образования со всей страны, Африки и всего мира.
- Для трансформации нужен радикальный результат, а не насилие (Южная Африка)
Выступая с речью на 9-й ежегодной конференции в области высшего образования, которая состоялась в Дурбане на прошлой неделе, Адам Хабиб, вице-канцлер университет Витватерсранда призвал учреждения работать вместе, чтобы сформировать адекватную систему в ответ на глобальные потребности. При этом не путать радикальные изменения и насилие.
Обязательным условием для конкурентоспособности является дифференциация в вузах. Важно воспитывать студентов в соответствии с запросами рынка. Связующей нитью всех университетов Южной Африки должны быть исследования.
- Инициатива по укреплению 16 африканских научных советов
В этом месяце в Кении, Найроби прошел первый Форум по 15 млн.$ инициативе укрепления научных советов в Африке. Первоначально научные советы будут поддерживаться в 12 странах – Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Эфиопия, Кения, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Четыре основные цели:
– исследовательский менеджмент;
– проектирование и контроль научно-исследовательских программ;
– поддержка трансфера знаний;
– установление партнерских отношений с другими научными системами.
Эти цели будут достигнуты посредством региональных обменов и подготовки кадров, региональных форумов, онлайн-обучения, совместных исследований.
- Заменен спорный министр высшего образования
Министр высшего образования Египта недавно был смещен с занимаемой должности, чему предшествовал ряд спорных решений, возмутивших и преподавателей, и студентов. Ему вменяли игнорирование мнения преподавателей при принятии закона о высшем образовании.
Новый министр, стремясь отойти от линии поведения своего предшественника, пообещал направить в университеты для осуждения законопроект о высшем образовании.
- Построение наций и взаимосвязь культур
В мае 2016 г. впервые в Африке пройдет «Going Global» – крупнейшая в мире открытая конференция для лидеров международного образования.
В период глобализации высшего образования актуальной остается проблема поддержки университетов в процессе создания нации. Основная задача для национальных директивных органов и руководителей высших учебных заведений должна состоять в поощрении международного сотрудничества в целях укрепления конкурентоспособности своих университетах теми способами, которые не подрывают национальные приоритеты политики.
- Высшее образование «жизненно важно» для удовлетворения
На 27-й ежегодной Конференции Европейской Ассоциации высшего образования, которая состоялась 15-18 сентября в Глазго, ведущие ученые отметили, что высшие учебные заведения играют ключевую роль в оказании помощи Африке, на пути новых целей устойчивого развития ООН.
На конференции акцентировали внимание на таких вопросах как: слабые системы высшего образования и научно-исследовательских сообществ, бедное сотрудничество между учреждениями, продолжающаяся утрата навыков через «утечку мозгов» в виде лучших сотрудников и студентов. Отметили, что высшее образование играет важную роль при оказании помощи в построении партнерских отношений между различными странами.
- Парламент принял исследовательский закон в соответствии с приоритетами экономики (Алжир)
В Алжире приняли новый рамочный закон о научных исследованиях, который будет отдавать приоритет социально-экономическим потребностям страны. Закон предусматривает, что научные исследования и технологическое развитие являются «национальными приоритетами», сосредоточенными на содействии экономическому росту. Экономическое сообщество должно инвестировать в национальные усилия по распространению научных исследований и технологического развития, в то время как прибыль, будет определяться ежегодно финансовым законодательством.
Новый закон вводит понятие «диссертация в промышленности», как ответ на вызов потребностей сектора. Необходимой задачей остается расширение докторского уровня образования.
- Первые магистры в сфере мобильных телекоммуникаций и инноваций (Кения)
Одно из ведущих учреждений бизнес-образования в Кении, Strathmore University, в партнерстве с оператором мобильной сети Safaricom Limited и инновационным центром @iLab Africa, первыми в Африке предлагают возможность получения степени магистра в области мобильных телекоммуникаций и инноваций.
Обучение в магистратуре 2015-2016 гг. начинается в этом месяце. Ожидается, что около 100 молодых людей с дипломами первой степени в технологической и информационно-коммуникационной сферах, станут выпускниками-магистрами в 2017 г.
- Саммит по трансформации высшего образования состоится в следующем месяце (Южная Африка)
В связи с тем, что протесты студентов достигли еще одного университетского кампуса на прошлой неделе, министр высшего образования Blade Nzimande заявил, что саммит, посвященный трансформации высшего образования, пройдет в следующем месяце. Министр выразил обеспокоенность бурной волной протестов по всей стране, а также призвал все стороны к открытому взаимодействию.
- Девять студентов арестованы за участие в демонстрациях (Кения)
Девять студентов были арестованы за участие в мирных демонстрациях на улицах города, протестуя против отсрочки высвобождения студенческих кредитов Кредитным советом высшего образования.
- Онлайн-обучению требуются хорошо подготовленные факультеты
14-16 октября в Университете Южной Африки состоится 26 Всемирная конференция ICDE, первое мероприятие подобного уровня в Африке. Ключевыми задачами конференции является: содействие осознанию важности открытого, дистанционного, гибкого онлайн-образования, с целью последующего улучшения качества предоставляемого образования.
В Африке наблюдается настоящий бум онлайн-образования, когда многие страны используют электронное обучение в качестве средства удовлетворения спроса на высшее образование.
- Китайское правительство финансирует в образование Ганы
Стартовал новый проект на базе University of Health and Allied Sciences (Гана), финансируемый Китаем. Китайское правительство выделило 20 млн. $ на работу проекта, проводимую китайской фирмой. Новые объекты предусматривают 11 зданий, несколько автостоянок и баскетбольных площадок, а также дорог и тротуаров, располагающихся на 2.56 акров земли в трех местах университета. Новые конструкции и автоматизированное китайское оборудование улучшат возможности получения медицинского образования в Гане.
В этом году Китай предоставил стипендии для 90 студентов из Ганы и возможности профессиональной подготовки более чем для 700 человек.
- Восточная Африка: использование практики высшего образования Германии и Сингапура
Восточноафриканское сообщество продолжает двигаться в сторону повышения уровня системы высшего образования, стремясь позаимствовать частицу примера от таких стран как Германия и Сингапур. Это будет центральный вопрос дискуссий об идеальном выпускнике-специалисте для Восточноафриканского сообщества, что пройдут в следующем месяце на Форуме Academia-Public-Private Partnership в Уганде.
Мероприятие организовывают Межвузовский совет по Восточной Африке (IUCEA), Деловой совет Восточной Африки (EABC) и Восточно-Африканский банк развития (ЕАБР) 22 октября под девизом «Развитие идеального выпускника через академическое, общественное и частное партнерство». Преуспевшей в этом вопросе страной является Германия, получающая 70% всего финансирования системы высшего образования из частного сектора.
- Египет предоставляет 16 стипендий Малави
Египетский посол представил 16 стипендий для Малави, которые будет финансировать Египетское агентство партнерства в интересах развития. Цель стипендий – оказать содействие в развитии «технологических отношений, сетей и экспозиций». Египет планирует продолжать поддерживать студентов Малави в их стремлении обучаться в Египте.
С сентября 2014 г. Египет уже выделил 98 стипендий и эта новая группа из 16 человек увеличит общее число стипендиатов до 114.
- Убрать университетские курсы не соответствующие стандартам (Кения)
Массовое расширение сети университетов увеличивает возможности получения высшего образования для многих людей. При этом растет не только количество самих университетов, но и их учебных программ и курсов. Речь начинает заходить о неконтролируемом процессе расширения курсов в стране. Некоторые университеты вводят курсы, недостаточно оборудованные для работы, в результате они предлагают не соответствующее стандартам обучение.
В проблемные университеты стали поступать официальные письма с рекомендациями закрыть курс или привести его в соответствие с требованиями. Так, Совет по вопросам юридического образования обратился в Moi University с требованием прекратить работу по программе права, также как и в University of Nairobi’s Kisumu.
По материалам: University World News, All Africa