Сегодня в Африке сосредоточено более половины 20-ти самых быстро растущих экономик в мире, что обеспечило ей имя «Эпоха африканского подъема» или «Новая Африка». Один из ведущих специалистов в области социальных наук с мировым именем Manuel Castells в своей работе «Университеты и экономическое развитие в Африке» детально проанализировал роль университетов в развитии Африки по отношению к экономике знаний. Если обобщить основные положения его работы, то можно выделить 4 ключевые роли университетов.
Во-первых, исторически все университеты играли важную роль «идеологических аппаратов», что проявлялось в производстве ценностей и их социальной легитимации. Это относится и к учреждениям-продуктам европейской церковной традиции, и к нерелигиозным университетам, которые продуцировали, например, имперские ценности.
Вторая роль – выбор (или отбор) господствующих элит, который сопровождался формированием внутренней социальной сплоченности и созданием кодексов различия между ними и остальной частью общества.
Третья роль университетов заключается в подготовке рабочей силы, что является базовой функцией каждого университета. И последняя роль – производство научных знаний, несмотря на всю ее очевидность, по-настоящему наукоемкие университеты находятся пока в меньшинстве в системах высшего образования стран.
Какой же смысл все это приобретает применительно к африканскому контексту? И британское и французское правительство видели в колониальных университетах продолжение английской и французской системы образования. Вербовка социальных элит сначала для колониальных администраций, потом для новых политических режимов стала фундаментальной функцией университетов «третьего мира» (Восточная Азия, Латинская Америка). После обретения независимости в течение 1950-1960-х гг. от новых национальных университетов ожидали внесения ключевого вклада в удовлетворение государственной потребности в человеческих ресурсах высокого уровня. Новые африканские университеты не могли объединять формирование новых элит с идеологической задачей порождения новых ценностей и легитимации государства.
Высшее образование в Африке сегодня по-прежнему остается элитарной системой. Частный сектор высшего образования отстает в плане приема студентов, хотя по праву, может считаться самым быстрорастущим сектором. Он увеличивает возможности доступа к образованию большего числа населения, но зачастую актуализирует вопросы низкого качества учреждений и вообще правомерности их причисления к «университетам». В Тропической Африке 109 государственных университета, 526 финансируемых государством колледжей и техникумов, 456 частных университетов и колледжей. По региону государственные университеты дают 72% общего контингента учащихся, тогда как частные – оставшиеся 18%.
Коэффициент участия в высшем образовании Тропической Африки самый низкий в мире, примерно 5-10%. Из 8 стран проекта HERANA только Ботсвана и Маврикий имеют коэффициент такого участия выше 20%.
По мнению Manuel Castells, общее заблуждение заключается в том, что высшее образование в Африке в массовости своей не имеет необходимых ресурсов. В действительности нигде на континенте не существует массовой дифференцированной системы, а есть лишь переполненные элитарные системы.
Ожидается, что университеты Африки будут осуществлять в дальнейшем значительный вклад в развитие человеческих ресурсов, т.к. функция обучения становится все более важной в их деятельности. Значительный рост числа студентов характерен, прежде всего, традиционной гуманитарной сфере, а потом естественным и инженерным наукам. В целях дальнейшего укрепления социально-экономического развития африканских университетов нужно улучшать их способность производить и применять знания соответствующими эффективными способами.
По материалам «Knowledge Production and Contradictory Functions in Africa Higher Education» (edited by Nico Cloete, Peter Maassen, Tracy Bailey)