Жовтень / Октябрь (10-13) 2016

ОБЗОР

рынка образовательных услуг Африки

Октябрь

(с 10.10.2016 по 13.10.2016)

По материалам: World University News, Times Higher Education, The Eagle Online, AllAfrica, Maghreb Emergent, Daily Nation, Al-Fanar Media

Аннотации статей:

  1. Новая дорожная карта для университетского образования (Алжир)

(World University News)

Министр высшего образования и научных исследований Тахар Хаджаре представил новую дорожную карту для высшего образования и научных исследований Алжира в рамках программы по созданию экономики знаний путем повышения образовательных стандартов, улучшения возможностей трудоустройства выпускников и активизации научных исследований.

Среди других мер, дорожная карта предусматривает создание национальной системы ранжирования для алжирских университетов с целью облегчения достижения международных стандартов.

Будет создана система мониторинга и оценки функционирования вузов, приняты меры по улучшению качества образовательных услуг, рассматриваются и другие вопросы, такие как прозрачность и открытость.

Дорожная карта предусматривает инициирование диалога между университетами и социальными партнерами, а также укрепления отношений между алжирскими университетами и местным рынком труда. С целью содействия проведения научных исследований в университетах должны быть установлены надлежащие связи между представителями науки, техники и сектора инноваций.

Дорожная карта также призывает к внедрению систем антиплагиата при подготовке докторских степеней и научных статей.

Алжир также планирует создать международный институт по математике с целью повышения качества образования и научных исследований по математике в университетах, а также подготовки высококлассных математиков в будущем.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161005104600770

 

  1. Третий Саммит стран БРИКС и университетов стран с развивающейся экономикой

(Times Higher Education)

Авторитетное издательство Times Higher Education анонсировало проведение в конце ноября 2017 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) третьего Саммита стран БРИКС и университетов стран с развивающейся экономикой.

“Переосмысление университета мирового класса” – такова тема мероприятия, в котором примут участие руководители сектора высшего образования, политики, ученые и представители промышленности.

В рамках события 30 ноября 2017 г. будет обнародован свежий выпуск рейтинга THE вузов стран БРИКС и стран с развивающейся экономикой.

Источник информации:

https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/brics-emerging-economies-universities-summit-take-place-johannesburg

  1. Университеты США приглашают на учебу нигерийцев

(The Eagle Online)

Более 65 университетов США приняли участие в проводимой в Нигерии 17-й Ежегодной ярмарке колледжей и вакансий.

Ярмарка посвящена подбору перспективных нигерийских студентов, которые хотят обучаться по бакалаврской программе в США. Обучение студентов из Нигерии будет финансироваться правительством США через программы Fulbright Programme и Hubert Humphrey Fellowship. Поддержку будут оказывать также молодежные программы Youth Leadership Programmes, Citizen Exchange, а также EducationUSA Office. EducationUSA Нигерия уже предлагает стипендии студентам с низким уровнем дохода в случае наличия высоких академических успехов.

Источник информации:

http://theeagleonline.com.ng/65-us-universities-woo-nigerians-to-institutions/

  1. CODESRIA передала 22 000 книг африканским вузам

(AllAfrica)

Совет по развитию социальных исследований в Африке (CODESRIA) пожертвовал 21,771 книг на сумму 100 млн африканских франков для семи африканских высших учебных и научно-исследовательских заведений и пяти государственных университетов континента.

CODESRIA расположена в Дакаре (Сенегал), финансово поддерживается государственными учреждениями и частными компаниями как африканских, так и западных стран с целью развития образования, исследований и человеческого капитала в Африке.

Источник информации:

http://allafrica.com/stories/201610110550.html

  1. Создан совместный алжиро-тунисский комитет по образованию

(Maghreb Emergent)

Министр образования Алжира Нурия Бенгебрит объявила о создании совместного алжиро-тунисского комитета по образованию, который призван решать все вопросы, касающиеся двустороннего сотрудничества в области образования и обучения. Предпосылкой создания комитета является близость образовательных систем двух стран Магриба.

Источник информации:

http://www.maghrebemergent.com/actualite/breves/fil-maghreb/63913-installation-d-une-commission-conjointe-algero-tunisienne-en-matiere-d-education.html

  1. Запрет на неполный рабочий день для преподавателей университетов (Кения)

(Daily Nation)

Комиссия по университетскому образованию Кении приняла решение о запрете работы университетских преподавателей в режиме неполного рабочего дня, мотивируя это низким качеством их услуг, поскольку они проводят мало времени со студентами, и большинство из них не имеет докторской степени.

Данное решение получило большой резонанс  и вызвало резкую критику в академических кругах.

В 1990-е годы в Кении было всего 19 университетов, а сейчас их насчитывается 70, и собственная статистика этой комиссии показывает острую нехватку персонала в государственных и частных университетах, что, очевидно, и сказывается на качестве обучения. Только за последний год число студентов выросло с 440,840 в 2015 г. до 539,749 в 2016 г., но при этом численность персонала осталась практически на прежнем уровне. Среднее отношение студент:персонал составляет 1:34, что хуже рекомендаций ЮНЕСКО (1:30). По некоторым специальностям соотношение намного хуже, доходя до 1:48. Доля сотрудников, имеющих докторскую степень (всего их в Кении 5604) катастрофично низкая – 1:98.

При такой статистике недопустимо отказываться от услуг преподавателей, желающих работать неполный рабочий день

Для вузов занятые неполный рабочий день преподаватели обходятся дешевле, поскольку в большинстве случаев они не имеют права на получение пособий, таких как медицинское страхование, профессиональные льготы развития, им даже могут не предоставляться офисы или лаборатории. Другими словами, университеты получают больше за меньшие деньги. При этом наличие преподавателей, занятых неполный рабочий день, позволяет университетам получить некоторую системную гибкость – поскольку они нанимают преподавателей в зависимости от числа учащихся, то можно отказаться от их услуг в случае отсутствия достаточного количества студентов и повторно нанять их при изменении обстоятельств.

Источник информации:

http://www.nation.co.ke/oped/Opinion/universities-do-need-part-time-lecturers/440808-3411780-format-xhtml-10bq54hz/index.html

  1. Саудовская Аравия и Катар отказываются обучать своих студентов в Египте

(AlFanar Media)

В государственных и частных университетах Египта обучается более 40 000 студентов из арабских, африканских и азиатских стран. Однако новый учебный год они начали без 10 000 студентов из Саудовской Аравии и Катара, которые ранее поступали для получения степеней магистра и PhD при поддержке своих государств.

Саудовская Аравия разрешила  студентам и магистрантам, обучающимся в настоящее время в Египте, закончить свое образование.

Министерство высшего образования Катара исключило египетские университеты из списка утвержденных вузов, а это означает, что даже если катарский студент получит образование в Египте за свой счет, его диплом не будет признан в своей стране.

Решение двух государств Персидского залива вызвало удивление у многих египетских ученых, ведь университеты Египта считаются лучшими в арабском регионе, и они обратились в Министерство высшего образования Египта с просьбой выяснить истинные причины. В результате были исключены политические мотивы, а также разговоры о выдаче поддельных дипломов.  Тем не менее в министерстве признают необходимость повышения качества высшего образования в Египте, а для его улучшения необходимо не формально, а реально усилить контроль, поскольку низкое качество образования отпугнет не только иностранных, но и египетских студентов.

В результате решения Саудовской Аравии и Катара египетские вузы недополучат значительные денежные средства. По данным Министерства высшего образования годовая стоимость обучения в государственных университетах Египта составляет около $ 6000 на факультетах медицины и стоматологии, около $ 5000 на факультетах машиностроения, торговли, информации и фармакологии, около $ 4000 на факультетах ветеринарии и науки. Кроме того необходимо уплатить регистрационный взнос в размере $ 1500.

Источник информации:

http://www.al-fanarmedia.org/2016/10/two-gulf-countries-limit-students-sent-egypt/

 

  1. Больше внимания на исследование неравенства (Африка)

(World University News)

Опубликован World Social Science Report 2016 (Всемирный доклад по социальным наукам 2016) ЮНЕСКО, Международного совета по социальным наукам и Университета Сассекса, в котором отмечается разрыв в знаниях в странах Африки к югу от Сахары, причем не только в области науки, техники, инженерии и математике; особенно остро проблема касается научных публикаций в области социальных наук относительно неравенства и социальной справедливости.

Согласно доклада в Африке к югу от Сахары публикуется лишь 3,2% от общего объема глобальных рецензируемых статей по неравенству и социальной справедливости за период между 1992 и 2013 гг.

В докладе содержится призыв социологов в странах Африки к югу от Сахары бороться против академической маргинализации и публиковать соответствующие исследования о неравенстве и социальной справедливости. В нем отмечается, что более 80% рецензируемых публикаций по вопросам неравенства за последние 20 лет были получены исследователями из Северной Америки и Западной Европы.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161004201338831

  1. Протест выпускников (Зимбабве)

(World University News)

Президент Роберта Мугабе и другие высокопоставленные правительственные чиновники, присутствовавшие на выпускной церемонии в Университете Зимбабве, были ошеломлены внезапными протестными выступлениями студентов, которые требовали предоставления рабочих мест.

В качестве наказания за этот наглый поступок министр высшего образования Джонатан Мойо требует лишить выпускников дипломов. Студенты, которые в результате были оштрафованы за нарушение общественного порядка, заявили, что они хотели лишь обратить внимание правительства на необходимость создания новых рабочих мест в стране.

Несмотря на наличие добытых тяжелым трудом дипломов, большинство выпускников университетов и колледжей Зимбабве не в состоянии найти работу, им приходится подрабатывать уличными торговцами и чернорабочими. Один из протестантов, Алекс Мукамба, который изучал политические науки, сказал, что он преднамеренно бросил вызов Мугабе и его министрам, чтобы они знали истинное состояние дел.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161008122836941

  1. Расследование финансовых махинаций в Кении

(World University News)

Национальное правительство Кении приняло решение провести специальное расследование финансовых махинаций в нескольких государственных университетах. Проверку будет осуществлять Национальное управление аудита Кении, перечень контролируемых вузов специально не оглашается.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161008122543233

  1. Танзания развивает сотрудничество с Кубой

(AllAfrica)

Во время визита вице-президента Кубы Сальвадора Вальдеса Меса состоялась его встреча с президентом Танзании Джоном Магуфули, на которой обсуждались вопросы активизации сотрудничества в 5 отраслях: промышленности, здравоохранении, ликвидации стихийных бедствий, туризме и образовании.

Источник информации:

http://allafrica.com/stories/201610040118.html