ОБЗОР
рынка высшего образования стран СНГ
ОКТЯБРЬ
(17.10.16–21.10.2016 гг.)
1. В высших и средних учебных заведениях страны успешно внедряется модель мультилингвального образования
В контексте реализации инновационной реформы образования, инициированной главой Туркменского государства, из года в год расширяется спектр задач, стоящих перед национальной научно-образовательной сферой. Они адекватны реалиям поступательного развития страны, в том числе активизации международного сотрудничества, что диктует необходимость внедрения модели мультилингвального образования.
Следуя этой тенденции, с нынешнего учебного года программу школьного и вузовского обучения пополнили японский и китайский языки.
Японский язык является профилирующим в новом вузе – Инженерно-технологическом университете имени Огузхана, где первый год учёбы отдан языковой подготовке, а со второго курса на японском языке начинается освоение профессии по международной системе бакалавриата.
Источник информации:
http://www.turkmenistan.gov.tm
- Черный список учёных может появиться в Казахстане
Министерство образования и науки РК вынесло на рассмотрение межведомственной комиссии концепцию законопроекта по вопросам науки.
Одной из норм является определение принципов научной этики, в рамках которого предлагается ввести черный список учёных.
«В действующем законодательстве о науке не в полной мере раскрывается такое важное понятие, как научная этика для выявления и предупреждения нарушений норм и принципов (…) Мы планируем вводить такое понятие, как чёрной список учёных: тех, кто неправильно даёт экспертизы или халатно относиться к ним, вопросы плагиата, конфликта интересов будут закрываться», – сообщил вице-министр образования и науки Асланбек Амрин.
Ещё одно предложение – пересмотреть финансирование науки. В частности, предусмотреть ответственность заказчика и исполнителя, включая обязательства по возврату в бюджет неэффективно использованных средств по результатам мониторинга. Единым администратором бюджетных средств проектов и программ, согласно изменениям, будет Министерство образования и науки, как координатора по развитию науки, путём передачи ему полномочий по финансированию и координации исследований из профильных министерств и ведомств.
Источник информации:
3. Делегация Туркменистана принимает участие в IV Форуме сотрудничества Китайской Народной Республики и стран Центральной Азии
В городе Ченду провинции Сычуань – одном из крупнейших деловых центров Китая – состоялось торжественное открытие IV Форума сотрудничества Китайской Народной Республики и стран Центральной Азии, в работе которого принимает участие и делегация Туркменистана. В числе участников встречи – представители Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), а в качестве наблюдателей – делегации Беларуси и Азербайджана.
В ходе встречи было особо подчеркнуто, что Туркменистан, играющий важную роль в укреплении позитивных процессов в регионе, рассматривает Китайскую Народную Республику в качестве своего стратегического партнера. Это сотрудничество базируется на диверсификации межгосударственных связей, предполагающей последовательное наращивание взаимодействия с Китаем как на двусторонней, так и на многосторонней основе на принципах равноправия и взаимной выгоды.
В последние годы также интенсивно развиваются двусторонние отношения в культурно-гуманитарной области, в частности, в образовательной сфере. Сегодня сотни студентов из Туркменистана получают высшее образование в Китае. В обеих странах регулярно проводятся различные международные мероприятия – фестивали, научно-практические конференции, семинары, туристические выставки и спортивные соревнования.
Источник информации:
4. Надежное партнерство
Тесное сотрудничество КазНУ с японскими университетами, является важным направлением для дальнейшего развития систем современного образования двух стран.
Недавно пятнадцать студентов КазНУ им. аль-Фараби получили гранты и стипендии для прохождения образовательных программ в ведущих университетах Страны восходящего Солнца. Более 20 лет КазНУ остается флагманом в приоритетном количестве получаемых стипендий среди стран постсоветского пространства.
Счастливые обладатели стипендии от Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии (MEXT) для выдающихся студентов, заинтересованных в углубленном изучении японского языка и культуры, получили уникальную возможность академического обучения в японском университете.
Стипендии Фонда Хейва Накаджима вручаются выдающимся студентам посредством рекомендации от университета, с последующим конкурсным отбором. КазНУ в период с 1992-2016 гг. получили 11 стипендий фонда.
Целью стипендиальных программ является содействие развитию творческих личностей, которые станут лидерами будущих поколений, а также расширение международного взаимопонимания и обмена между странами.
Одной из самых важных и ожидаемых стала стипендия от Университета Цукуба, которая выдается в рамках Глобальной образовательной программы для подготовки кадров в экономической и научной сферах по мультилингвистической системе в Японии, странах СНГ и Балтии. В торжественной обстановке в рамках реализации проекта “Кампус в кампусе” ее вручил приглашенный профессор Университета Цукуба Ниномия Такаши.
Университет Цукуба – один из основных партнеров КазНУ. Учитывая тот факт, что существенным элементом политики Японии в области университетского образования является концентрация государственных средств в избранных учебных заведениях, с целью повышения качества обучения и исследований в этих вузах и превращения их в глобальных лидеров, выбор КазНУ в качестве первоочередного партнера является полностью обоснованным и показательным.
С целью реализации проекта «Топ глобальных университетов», КазНУ им. аль-Фараби совместно с Университетом Цукуба запустил инициативу «Кампус в Кампусе» (англ. Campus in Campus, CIC). Благодаря этому университеты-партнеры планируют перейти от модели университета открытого миру к трансграничному университету.
Источник информации:
- Центр белорусского языка и культуры открылся в Исламабаде
Центр белорусского языка и культуры открылся в Национальном университете современных языков Пакистана.
В мероприятии принял участие министр образования Беларуси.
Одним из направлений деятельности центра станут подготовительные курсы по изучению белорусского и русского языков. Он подчеркнул, что интерес к белорусской системе образования в Пакистане достаточно велик. В подготовке этого центра участвовало большое количество студентов, которые готовы сюда прийти, познакомиться с образовательными программами, языком и культурой.
В Пакистане заинтересованы в получении среднего специального образования по промышленным и медицинским специальностям, а также высшего образования в медицине и IT-сфере. Интересуется пакистанская молодежь также фундаментальными исследованиями по математике, химии и физике.
Беларусь и Пакистан за последние годы достигли высокого уровня политического взаимодействия.
В 2015 году значительно расширена договорно-правовая база двусторонних отношений. В ходе визитов на высшем уровне подписано 58 документов, в том числе Исламабадская декларация белорусско-пакистанского партнерства, договор о дружбе и сотрудничестве и дорожная карта двустороннего сотрудничества на пятилетний период. Проведены деловые и инвестиционные форумы, подписаны контракты на сумму свыше $95 млн.
Источник информации: