ОТЧЕТ
по результатам мониторинга рынка образовательных услуг Азии
май 2016 г.
Проблемы. В сфере высшего образования Азиатского региона можно продолжать наблюдать проблемы, существующие и ранее, но которые так и не нашли путей своего решения. В совокупности с новыми проблемными аспектами, они сформировали ряд следующих негативных явлений:
- наличие плагиата и малоуспешные попытки борьбы с ним (Таиланд);
- неспокойное, мятежное и протестующее состояние в университетах (Индия, Китай);
- социальное неравенство (кастовая система в Индии);
- слабая бдительность и исполнительность правительства касательно вопросов образования (Пакистан). В частности слабой зоной во многих странах оказался контроль над качеством образования;
- отсутствие законодательного урегулирования признания степеней, полученных в ходе транснационального образования. Лишь немногие страны имеют формальные меры такого признания на национальном уровне;
- низкое качество образования из-за фискального кризиса и разрешения частным вузам поднимать плату за обучение (Сингапур), а также слишком большого набора студентов одной страны (Китай-Южная Корея);
- использование оффшорных зон университетами Гонконга, что повлекло недовольство остальных вузов;
- нерациональное распределение расходов на образование: появление так называемых «хищных конференций», под которыми понимают некоммерческие, некачественные академические конференции, которые эксплуатируют потребность исследователей делиться и публиковать свои исследования;
Тенденции. Среди тенденций в сфере высшего образования рассматриваемого региона можно выделить такие:
- рост числа стран, приверженных поддержке международного высшего образования, подтвержденный стратегиями в т.ч. в реформировании законодательства о высшем образовании;
- Малайзия вместе с Германией имеют наиболее сбалансированные портфели национальной политики касательно поддержки сферы высшего образования;
- огромное число стран, финансирующих международное высшее образование, выделяет большую долю на студенческую мобильность, обеспечение равного доступа, а также предотвращение «утечки мозгов» (Китай, Индонезия, Малайзия, Китай);
- студенческая мобильность – главный приоритет национальных политик по международному высшему образованию
- Китай продолжает занимать лидерские позиции в международных рейтингах;
- рост числа индийских студентов в США и незначительный спад числа студентов из Китая;
- повышение социальной и политической активности студентов (Япония, Индия, Китай);
- урбанизация университетов в связи с тем, что студенты ориентированы на поиск рабочих мест;
- повышение внимания к гендерным и религиозным вопросам (Таиланд, Индия);
Конкурентная среда. В своей деятельности университеты продолжают ориентироваться на международное высшее образование и, в том числе, на привлечение иностранных студентов. Среди новых предложений от высших учебных заведений можно отметить докторские программы йоги для иностранных граждан (Индия), а также новую экспериментальную визовую программу Австралии, которая способствовала тому, что немалое количество китайских студентов поедут учиться в австралийские вузы. Сама программа предполагает упрощение студенческой визы и возможность писать заявление на родном для абитуриентов (китайском) языке.
Потребители. За последнее время во многих странах наблюдается интересная ситуация, когда население стало задумываться о необходимости высшего образования. Так, можно заметить уменьшение числа студентов во Вьетнаме, где предпочтение отдается профессиональным училищам, нежели университетам. Причина – в большом проценте безработных дипломированных специалистов. А вот в Японии ситуация абсолютно противоположная: рекордные 97% выпускников нашли себе работу по специальности. Однако связано это с банальной нехваткой трудовых ресурсов.
Не очень довольны предоставляемыми услугами в высшем образовании и жители КНР. В нескольких городах проходят акции протестов студентов и их родителей из-за изменений правил приема в университеты, благодаря которым получают шанс на обучение бедные слои населения. Учащиеся полагают, что подобное «благородство» будет реализовываться за их счет.
Международное сотрудничество. Страны азиатского региона продолжают сотрудничество в сфере высшего образования. Заметить можно появление новых интернациональных интересов в КНР, так как отмечается рост числа китайских студентов в ОАЭ (от 300 до 800 человек) за последние три года. В то же время, при всей своей международной активности, Китай законодательным путем ограничивает сотрудничество с другими странами, так как новый строгий закон, регулирующий иностранные негосударственные организации в КНР, может ограничить деятельность высших учебных учреждений за границей множеством способов.
Официальная политика. Официальная политика стран Азиатского региона направлена на:
- привлечение иностранных студентов с перспективой их трудоустройства в стране (Япония);
- усиление контроля над иностранными организациями для недопущения политизации высшего образования (Китай);
- борьбу за автономию вузов (Пакистан, Индия, Китай);
- создание новых университетов как государственной, так и частной форм собственности.
Наука и инновации. Многие страны региона стараются уделять данной сфере должное количество внимания как по причине хороших перспектив в дальнейшем, так и с целью поднятия своего международного рейтинга. Преуспел в этом Китай. В этом государстве наблюдается повышение финансирования научных исследований, в результате чего можно говорить о появлении нового слоя населения – ученых-миллионеров.
Хорошо себя показал в области инноваций и Таиланд. Исследователи из Тамассатского Университета в Таиланде создали нечто, называемое Touchable Ink («осязаемые чернила»), которые потенциально могут сделать чтение намного дешевле для слепых.