Листопад / Ноябрь (21-30) 2016

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Ноябрь
(с 21.11.2016 по 30.11.2016 г.)
По материалам: University World News, Education International, Ghana Business News, NTV Uganda, News Day

Аннотации статей:

 

  1. Мобильность африканских студентов: Европа теряет клиентов

(University World News)

Французское рекрутинговое агентство Campus France опубликовало отчет Note La Mobilité Internationale des Étudiants Africains, в котором проанализирована академическая мобильность африканских студентов. Была использована официальная статистика ЮНЕСКО за 2013 год и данные французского правительства за 2015 год.

Главные выводы следующие: из всех студентов, обучающихся за рубежом, африканцы составляют немногим более 10%, уровень мобильности африканских студентов в два раза выше среднемирового, их пятую часть представляют выходцы из Северной Африки, причем большинство из них – из франкоговорящих стран. Половина студентов выбрала для обучения страны Европы, однако с каждым годом в Европе обучается все меньше как африканцев, так и жителей Ближнего Востока.

Количество мобильных студентов из Африки сократилась на 10% по сравнению с 2011 г. (их было 412,516), тогда как глобальная мобильность за это время выросла на 2,6%. Таким образом, процент африканцев, обучающихся за рубежом, постепенно сокращается, и составлял 10,6% в 2011 году по сравнению с 13,7% в 2003 г.

12 ведущих стран обучения африканских студентов за рубежом в 2013 году: Франция (92,205 студентов – или 26,5%); Южная Африка (33,053 – 9,5%); Великобритания (32,454 – 9,3%); Соединенные Штаты Америки (32,212 – 9,3%); Германия (13,915 – 4%); Саудовская Аравия (12,728 – 3,7%); Канада (11,640 – 3,4%); Малайзия (11,270 – 3,2%); Гана (10,009 – 2,9%); Италия (8,964 – 2,6%); Австралия (6,976 – 2%) и Марокко (6,958 – 2%).

География обучения по материкам, 170,432 африканских студентов обучались в 28 странах ЕС (49,1%), в других странах Африки (69,226 – 19,9%); Северной Америке (43,852 – 12,6%); Ближнем Востоке (22,179 – 6,4%); Азии (18,527 – 5,3%); остальной части Европы (9,224 – 2,7%); Океании (7,386 – 2,1%); Южной и Центральной Америке (6,496 – 1,9%).

Из 51 государств Африки более половины студентов, обучающихся за границей, представляли всего семь стран:

  • Нигерия: темпы международной мобильности студентов увеличились на 45% за три года до 52,066 в 2013 году, за рубежом обучался каждый шестой нигерийский студент;
  • Марокко: 38,599 мобильных студентов в 2013 году, потеряла свое прежнее первое место – сокращение на 6% в течение 2009-2012 гг. и на 8% в прошлом году.
  • Алжир: 20,695 студентов, 10% роста в период с 2009 по 2012 год, но 14% сокращение в 2013 году.
  • Камерун: 20,801 студентов в 2012 году и сокращение на 6% до 19,491 в 2013 году.
  • Тунис: 16,889 студентов за рубежом в 2013 году, сокращение на 12% за три года.
  • Зимбабве: количество мобильных студентов резко сократилось на 24%, с 19,965 в 2009 году до 15,227 в 2012 году, но немного увеличилась в 2013 году до 15,885;
  • Кения – в 2013 году 12,132 кенийских студентов обучались в других африканских странах.

Франция сохраняет за собой первое место на глобальном уровне по числу африканских студентов, обучающихся за рубежом, хотя их численность резко сократилась до 92,205 в 2013 году с 113,936 в 2012 – падение на 19%.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161117045045147

  1. Африканские ученые за качественное образование (Гана)

(Education International)

Лидеры ученого мира Африки собрались в Аккре, столице Ганы, в рамках проекта Research Network Africa, организованного интернет-изданием Education International, с целью обмена опытом с представителями африканских профсоюзов работников образования по более активной информационно-пропагандистской работе в формировании политики в области образования.

Источник информации:

https://www.ei-ie.org/en/news/news_details/4179

  1. Предельно низкое число студентов-технарей (Гана)

(Ghana Business News)

Согласно отчету ЮНЕСКО 2016 Global Education Monitoring (GEM) в Гане только 1% учащихся в возрасте до 25 лет получает техническое и профессиональное образование.

Уровень образования в Гане достаточно низкий, 65% взрослого населения имеет начальное образование, 54% – неполное среднее, 21% – полное среднее, и только 3% – высшее образование. 63% взрослых женщин Ганы неграмотные.

Однако Гана усиленными темпами развивает систему образования, что подтверждается выделением на образование 6 % ВВП страны.

Министр образования, профессор Наана Джейн Опоку-Агиеманг проинформировала, что министерством подготовлен проект Национального плана действий по развитию образования до 2030 года и призвала все заинтересованные стороны внести свой вклад в его осуществление.

Источник информации:

https://www.ghanabusinessnews.com/2016/11/20/ghanas-student-population-in-technical-education-low-unesco/

 

  1. Cокращениt гендерного разрыва (Гана)

(Ghana Business News)      

Университет Ганы (UG) добился значительного прогресса в сокращении разрыва в доступе к высшему образованию между мужчинами и женщинами. На уровне бакалавриата женщины составляют 49,53%, а на уровне магистратуры – 42,11%.

Источник информации:

https://www.ghanabusinessnews.com/2016/11/20/university-of-ghana-makes-progress-in-reducing-gender-gap/

 

  1. Образование должно быть ориентировано на рынок труда (Уганда)

(NTV Uganda)

Перед Угандой стоит титаническая задача преодоления разрыва между количеством выпускников и возможностей для их трудоустройства. На сегодня рынок может принять только 100,000 из 400,000 выпускников академических институтов, что является огромной проблемой при проведении государственного планирования. Об этом сказал на церемонии открытия Международного университета Энтеббе председатель попечительского совета, бывший министр обороны генерал-лейтенант Иван Корета.

Источник информации:

http://www.ntv.co.ug/news/local/20/nov/2016/gen-koreta-we-need-job-oriented-training-universities-15027#sthash.hYzFQ0lF.wqB2MzvF.dpuf

 

  1. Новая Концепция развития высшего образования (Гана)

(University World News)

В Аккре, столице Ганы, на Национальном саммите по высшему образованию была анонсирована Национальная концепция развития высшего образования 21-го века, ориентированная на подготовку специалистов высокого уровня для промышленности, научной сферы и инноваций, готовых сразу же после выпуска включиться в работу. Целью концепции является также преобразование Ганы в основной центр для получения высшего образования в Западной Африке.

Национальная концепция развития высшего образования охватывает следующие аспекты:

  • Обеспечение всестороннего, справедливого и всеобщего высшего образования;
  • Разработка эффективной системы управления высшим образованием;
  • Разработка систем и механизмов, способствующих повышению качества и применению мирового передового опыта в области высшего образования;
  • Развитие экономически эффективной системы высшего образования, отвечающей потребностям промышленности и торговли;
  • Развитие последипломного образования и научных исследований, способствующих созданию научного потенциала, инноваций и развития;
  • Разработка диверсифицированной и дифференцированной системы высшего образования, которая отвечает всем потребностям студентов и способствует социально-экономическому развитию Ганы;
  • Поддержка науки и техники в системе высшего образования с целью развития человеческих ресурсов для инноваций и устойчивого развития;
  • Содействие развитию международного сотрудничества и превращению Ганы в центр высшего образования в Западной Африке.

Представленная концепция будет включена в национальный план долгосрочного развития Ганы.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161124195952780

 

  1. Перевыборы откладываются (Египет)

(University World News)

Запланированные выборы нового руководства студенческих профсоюзов отложено на неопределенное время. Высший совет университетов Египта объявил о необходимости уточнения порядка выборов и проведения опроса общественного мнения по этому вопросу.

На самом деле в стране происходит ужесточение ограничений на политическую деятельность в университетах вследствие активного участия студентов в революционных событиях 2013 года.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161124194404607

  1. Отмена бесплатного образования (Судан)

(University World News)

Министерство высшего образования и научных исследований Судана издал циркуляр, отменяющий решение об освобождении студентов из региона Дарфур от оплаты стоимости обучения в университетах и высших учебных заведениях страны.

Бесплатное обучение студентов из Дарфура было закреплено в мирных соглашениях по конфликте в Дарфуре, и позднее это положение было внесено в договор между региональными властями Дарфура и министерством.

В столице Судана – Хартуме вблизи нескольких университетов были развернуты полицейские силы в ожидании реакции студентов. В то же время, десятки студентов из Дарфура в кампусе Шамбат Университета Хартума все еще митингуют в знак протеста против того, что руководство университета отказалась их принимать на учебу бесплатно.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161125115939333

  1. Студенты элитного университета протестуют против повышения оплаты за обучение (Египет)

(University World News)

В течение нескольких дней сотни студентов элитного American University in Cairo маршировали по кампусу, требуя снижения стоимости обучения. Демонстрации студентов этого вуза являются самыми крупными и затяжными за все время его существования. Они показывают, что экономические проблемы Египта коснулись почти всех в этом стратифицированном обществе 91 миллионов человек.

“Когда экономический кризис поражает элиту, это означает, что страдают все”, сказал Мелек Ростом, вице-президент студенческого союза. “Если мы не можем себе этого позволить, то можно себе представить, как страдают другие.”

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161125115550435

  1. Правительство объявило о закрытии университетов (Танзания)

(University World News)

Министр образования, науки, технологии и профессионального обучения Танзании, профессор Джойс Ндаличако объявил о планируемом закрытии в стране нескольких вузов ввиду низкого качества предлагаемых ними образовательных услуг.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=201611251153153

  1. Изучение опыта привития предпринимательских навыков (Зимбабве)

(News Day)

Деканы всех выпускающих факультетов Государственного университета Мидлендс были направлены в Индию с целью изучения того, как освоение предпринимательских навыков может быть включено в программу обучения. Университет планирует выпускать новый тип специалистов, которые не заняты поиском работы, а сами являются работодателями.

Источник информации:

https://www.newsday.co.zw/2016/11/29/msu-engages-india-entrepreneurial-skills/

  1. Кредитование студентов в 2017 году (ЮАР)

(Eyewitness News)

Пресс-секретарь Национальной программы финансовой помощи студентам (NSFAS) сообщил, что уже получено около 380,000 онлайн-заявлений от студентов, которым потребуется финансовая помощь в 2017 году. Количество поданных заявлений оказалось выше ожидаемого, на следующей неделе прием заявлений прекратится и начнется их рассмотрение и выделение помощи нуждающимся.

Именно недостаточное финансирование высшего образование является причиной студенческих акций протеста, продолжающихся в течение последних двух лет.

Источник информации:

http://ewn.co.za/2016/12/01/nsfas-receives-over-300-000-applications-for-2017

  1. Необходимо наладить учебный процесс (ЮАР)

(South African Government News Agency)

Министр высшего образования ЮАР Блейд Нзиманде провел ряд совещаний с участием руководителей университетов и членов студенческого самоуправления с тем, чтобы обсудить и согласовать дорожную карту возвращения работы университетов в нормальное русло – завершения учебной программы 2016 года и подготовки к 2017 учебному году. Министр отметил, что основные проблемы по регистрации студентов в 2017 году будут связаны, главным образом, с финансированием и предоставлением жилья. Большие усилия министерства направлены на обеспечение сдачи студентами экзаменов за 2017 год. Обсуждались также другие мероприятия по предотвращению протестных акций студентов.

Источник информации:

http://www.sanews.gov.za/south-africa/systems-place-ensure-smooth-2017-varsity-registration