Путь к переменам: конкуренция или сотрудничество?

завантаженняНачало нового тысячелетия ознаменовано существенным сдвигом в интернационализации высшего образования – переходом от взаимного сотрудничества к конкурентной парадигме, хотя опыт некоторых стран (Австралия, Великобритания) указывал на это уже несколько десятилетий назад.

Если раньше в континентальной Европе, и даже в США интернационализация рассматривалась преимущественно  как вид краткосрочного обучения за рубежом, то теперь смещение происходит в сторону набора иностранных студентов для полного цикла обучения, трансграничной доставки образования в форме франшиз, отраслевых кампусов.

Аналогичный сдвиг произошел в области научных исследований, где сотрудничество заменяется конкурентной борьбой за финансирование, количество публикаций и привлечение самых талантливых аспирантов и ученых.

Появление международныхо рейтингов стало проявлением этой конкурентной составляющей высшего образования. При составлении рейтингов теперь учитываются также размеры глобального международного профиля вуза, его позиционирование и брендинг.

В настоящее время кроме традиционных цитаделей высшего образования – США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции и их лучших университетов – все больше и больше национальных правительств и руководителей университетов строят свою политику на вере в то, что они могут набирать талантливых иностранных студентов из одних и тех же стран – Китай, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и т. д.

Они также полагают, что они смогут переманивать к себе ведущих ученых из других стран, публиковать их труды в ведущих международных журналах и за счет этого войти в число всемирно признанных вузов мирового класса.

Ведущие институты постоянно ведут интенсивную конкурентную борьбу за право оставаться на вершине. Анализ показывает, что это гораздо проще, чем добраться до вершины. Руководители большинства вузов полагают, что нет других путей, чем следовать примеру лидеров, хотя цена очень высокая и шансы на успех очень низки.

Что бросается в глаза, так это действия, на самом деле подрывающие шансы на успех. Например, многие из развивающихся стран создали дорогостоящие схемы предоставления стипендий, поскольку они понимают, что для конкурирования необходимо создать  свою критическую базу хорошо образованных ученых.  Однако стипендии предоставляются для обучения только в топ-50 или 100 рейтинговых вузах мира. При этом позиции топ-рейтинг университетов еще больше укрепляются, так как самые сильные студенты обычно не возврщаются, а остаются в тех же топ-рейтинговых вузах.

Поощряется также паритетное сотрудничество с топ-100 университетами, что обеспечивает еще одну форму поддержки элитных университетов. Становясь соавторами научных статей с учеными из ведущих университетов с целью повышения  рейтинг собственных исследований воздействия, авторы забывают, что это приводит к еще большей конкуренции.

Изменить имеющее положение довольно сложно. Безусловно, перлагаются альтернативные идеи и действия, как, напрмер, международное совместное онлайн обучение, программы совместных и двойных дипломов, международные учебные программы, но такие нововведения все еще редки и незначительны.

Интересно, большинство высших руководителей образования действительно заинтересованы во внедрении истинных инноваций, приветствуют изменения и имеют социальную ответственность, или же они заинтересованы только в повышении рейтинга своего вуза?

more