Вересень / Сентябрь 2017

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Сентябрь 2017 г.

По материалам: Agencia Angola Press, Mansoura University, The New Times, IOL, University of Cape Town, University World News, Daily Trust, The PIE News, Middle East Monitor

Аннотации статей:

  1. Министерство высшего образования хочет стандартизировать учебные планы (Ангола)

(Agencia Angola Press)

Государственные и частные высшие учебные заведения в Анголе в ближайшее время будут проходить процедуру стандартизации с целью унифицирования программ, улучшения качества чтения лекций и мобильности профессоров и студентов, заявил во вторник в Луанде исполняющий обязанности министра высшего образования, Антонио Мигель Андре.

Источник информации:

http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/educacao/2017/7/31/Higher-Education-ministry-wants-standardize-curricula,cf8b1567-2e8f-45a3-ac46-44de42a6b04b.html

  1. Новая программа двухстороннего партнерства между Университетом Мансуры (Египет) и Манчестерским университетом (Англия)

Mansoura University

Университет Мансура реализует новую партнерскую программу «Финансы, бухгалтерский учет и экономика» совместно с Манчестерским университетом, что позволит выпускникам быть конкурентоспособными на национальном и международном уровнях.

Источник информации:

http://www.mans.edu.eg/en/mans-news/3191-a-new-twinning-program-between-mansoura-university-and-manchester-university-england

  1. Обучение руандийских студентов в Японии

(The New Times)

Очередная партия из 15-ти студентов из Руанды, поступивших на обучение в рамках Инициативы африканского бизнес-образования (ABE), отправилась в Японию для получения степени магистра.

Японское агентство международного сотрудничества (JICA) запустило инициативу ABE для молодежи в качестве одного из основных обязательств на Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD V), которая состоялась в 2013 году в Йокогаме. Первая партия студентов уже закончила обучение и недавно вернулась в Руанду.

Источник информации:

http://www.newtimes.co.rw/section/read/218571/

  1. Будет ли в Южной Африке бесплатное высшее образование?

(IOL)

Председатель Комиссии по вопросу возможности бесплатного высшего образования в Южной Африке судья Джонатан Хеер представил доклад президенту Якобу Зума. После изучения доклада президентом он будет опубликован.

Президент учредил Комиссию в начале прошлого года после беспорядков в стране, когда студенты университетов потребовали бесплатное высшее образование и проводили кампанию #FeesMustFall.

Источник информации:

https://www.iol.co.za/business-report/economy/is-fee-free-tertiary-education-viable-in-sa-commisions-report-will-tell-11018979

  1. Университеты Южной Африки должны переосмыслить вопросы инвестирования

(University of Cape Town)

Каждый университет имеет свой инвестиционный фонд. Сюда поступают пенсионные взносы сотрудников, а также денежные пожертвования от выпускников и других частных доноров. Управление средствами может осуществляться внутри организации, или же делегироваться управляющим компаниям.

В 2005 году ООН создала ответственную инвестиционную коалицию под названием «Принципы ответственных инвестиций». Подписавшие стороны обязуются инвестировать в соответствии с шестью принципами, направленными на достижение долгосрочных устойчивых инвестиций и выгод для общества в целом. До сих пор зарегистрировано более 1000 инвестиционных менеджеров, что делает инвестиционную коалицию ООН самой крупной такого рода в мире. Несколько академических учреждений также присоединились к коалиции.

До сих пор ни один из университетов Африки не подписал эти принципы. Однако уже есть признаки того, что идея ответственных инвестиций начинает приобретать некоторую активность – особенно в условиях активизации южноафриканских университетов. Чтобы это движение действительно пошло в Южной Африке, необходимо изменить парадигму на уровне управления университетом.

Разработать ответственную инвестиционную политику первым в Южной Африке согласился Университет Кейптауна.

Источник информации:

https://www.news.uct.ac.za/article/-2017-08-25-south-african-universities-need-to-rethink-how-they-invest-their-millions

  1. Иностранные фирмы улучшают инфраструктуру университетов (Кения)

(University World News)

Зарубежные финансовые институты и фонды прямых инвестиций готовы инвестировать в высшее образование Кении миллионы долларов, что поможет значительно улучшить некачественную инфраструктуру вузов.

На прошлой неделе Международная финансовая корпорация (IFC) заявила, что рассматривает возможность выделения 40 миллионов долларов США, на строительство университетских общежитий в Кении.

На 2017-18 финансовый год правительство Кении выделило государственным университетам 982 миллиона долларов США, чего явно недостаточно, дефицит недофинансирования университетов составляет 200 миллионов долларов США.

Высшие учебные заведения Кении тратят более 80% своих бюджетов на периодические расходы – в основном на заработную плату в ущерб капитальному строительству, исследованиям и инновациям, что не позволяет улучшить качество образования.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170908115102439

  1. Увеличение числа китайских студентов в Африке

(University World News)

Большинство китайских студентов для обучения за рубежом из-за лучших социальных условий выбирают американские и европейские университеты, но все большее число китайских студентов вопреки этой тенденции получает образование в африканских странах.

Таких студентов есть есть три типа – студенты-филологи, изучающие местные африканские языки; те кто имеет высшее образование в области права, экономики, культуры, образования или сельского хозяйства, и в течение шести месяцев до года переезжает в африканские университеты, чтобы узнать больше о культуре или исследованиях; и третий тип, который растет в последние годы, в который входят граждане национальности Чинза, которые предпочитают развивать свою карьеру и строить жизнь в африканских странах.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170908115107493

  1. Частные университеты отказываются от студентов, финансируемых государством (Кения)

(University World News)

Частные университеты отказались обучать многих финансируемых правительством студентов, сославшись на низкий уровень финансирования. Эта проблема была зарегистрирована не менее чем в 28 университетах. В основном это касается таких специальностей как право, фармация и клиническая медицина.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170908115535390

  1. Упорядочивание оплаты за высшее образование в Восточной Африке

(The PIE News)

Студенты университетов Восточной Африки (Кения, Уганда, Танзания, Руанда, Бурунди и Южный Судан) с января 2018 г. будут оплачивать одну и ту же сумму за обучение, что является первым этапом  реализации вновь созданного Восточно-Африканского общего образовательного пространства. Вузы могут назначать различные суммы оплаты за разные учебные программы, однако студенты из любой страны региона будут платить такую же сумму, что и местные студенты в любой из стран региона.

Этот шаг соответствует программе реализации Единого пространства высшего образования, согласованного шестью странами-членами Восточной Африки на конференции, состоявшейся в июле в Занзибаре, Танзания.

Источник информации:

https://thepienews.com/news/eac-to-harmonise-tuition-fees-next-year/

  1. Африканские университеты теряют свои рейтинги

(University World News)

Университет Кейптауна и Университет Витватерсранда – два лучших университета из Африке – ухудшили свои позиции в рейтинге Times Higher Education 2017. Исследователи предупреждают, что если тенденция сохранится, то университеты Южной Африки могут покинуть группу  топ-200.

Причина этого заключается в том, что вузы Южной Африки серьезно пострадали от протестов студентов и недостаточного финансирования, и это повлияло на международное восприятие и общую академическую среду

Университет Кейптауна снова стал лучшим университетом в Африке (171-е место), но его рейтинг по сравнению с 2016 годом понизился 23 позиции. Университет штата Витватерсранд стал вторым на континенте, но с 182-го места переместился в группу 251-300. Стелленбошский университет оказался на третьем месте, за ним следует Университет Квазулу-Натал. За  четырьмя лучшими университетами Южной Африки в рейтинг попали Университет Макерера из Уганды и Университет Бени-Суэфа из Египта. В рейтинг вошли и такие университеты из Южной Африки, как Университет Йоханнесбурга, Университет Претории и Университет Западной Капской провинции.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170915154248667

  1. Биометрическая регистрация студентов (Кения)

(University World News)

Идентификацию студентов в университетах станет проводить намного легче после того, как ряд учреждений провели биометрическую регистрацию учащихся. Переход к биометрическому учету студентов был вызван террористическими угрозами после того, как выяснилось, что студенты университетов являются легкими объектами террористов.

В число учреждений, которые биометрически регистрировали студентов первого курса в соответствии с прошлогодней директивой правительства вошли: Университет сельского хозяйства и технологии Джомо Кеньятты, Университет Найроби и Университет Масаи Мар.

В этом учебном году в 59 университетов было зачислено 88 626 студентов – 71 089 в 31 государственный университет и 17 368 в частные университеты.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170915154406787

  1. Африканские университеты обменялись опытом (Нигерия)

(Daily Trust)

17-21 сентября 2017 г. в Нигерии прошла 5-я ежегодная конференция Ассоциации университетов Западной Африки (AWAU), целью которой  был обмен идеями и ценностями в достижении целей устойчивого развития (SDG).

Председатель AWAU, профессор Абдулганию Амбали, который также является вице-канцлером Университета Илорина, сказал, что образование входит в число целей, ни одна из целей не может быть достигнута без образования. Он отметил, что университеты играют значительную роль на уровне обеспечения лидерства, укрепления партнерства, развития человеческого потенциала, расширения исследований, повышения осведомленности и продвижения знаний.

Источник информации:

https://www.dailytrust.com.ng/w-african-universities-asked-to-share-knowledge.html

  1. Стипендии от Американского университета в Каире (Египет)

В текущем учебном году Американский университет в Каире (AUC) выделил более 23 млн USD для предоставления студентам широкого спектра стипендий и финансовой помощи. Стипендии получат более 45 % студентов.

Источник информации:

https://www.albawaba.com/business/pr/auc-provides-more-23-million-financial-assistance-students-1024458

  1. Катарским студентам запретили въезд в Египет

(Middle East Monitor)

Египетские власти запретили въезд в страну катарским студентам, которые хотят получить высшее образование в этой стране.

Университеты Египта отказались принимать заявки на отсрочку от занятий в текущем семестре, а также выдать официальные документы, подтверждающие заработанные кредиты.

Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет разорвали связь с Катаром, обвинив его в «поддержке терроризма». Катар отрицает обвинения, заявляя, что это является нападением на его суверенитет.

https://www.middleeastmonitor.com/20170920-qatari-students-banned-from-entering-egypt/

  1. В защиту флагманских университетов

(University World News)

Флагманские университеты в Африке являются наиболее важными высшими учебными заведениями в своих странах. В ряде случаев эти учреждения также занимают видное место в своих соответствующих субрегионах. Недавно созданные институты в новых национальных государствах, таких как Южный Судан и другие, выходящие из конфликта, часто полагаются на них, чтобы обучать своих ученых и строить свою интеллигенцию. Таким образом, ведущие университеты являются разработчиками потенциала и законодателями моды в своих странах и субрегионах.

Африканские флагманские университеты представляют собой все более и более меньший, но ключевой компонент африканского ландшафта высшего образования. С расширением системы высшего образования как в государственном, так и в частном секторах на континенте ведущие университеты, возможно, потеряли свое господство, например, по числу учащихся. Однако эта тенденция, похоже, помогла укрепить статус и важность этих национальных «премьеров».

Независимо от названия – «флагманский», «исследовательский» или «ведущий» – африканские страны должны стремиться к созданию хотя бы одного ключевого национального академического, интеллектуального и исследовательского центра международного уровня.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2017092110055713

  1. Государство платит миллионы за статьи в хищных журналах

(University World News)

Согласно исследованию, проведенного журналом South African Journal of Science, в течение 10-лет правительство Южной Африки потратило более 39 млн. долларов США в виде субсидий на академические статьи, которые были опубликованы в так называемых хищных журналах.

Эти журналы завлекают ученых – часто младших исследователей – к тому, чтобы публиковать свои выводы в в своих изданиях, которые практически не имеют экспертной оценки и не признаются в соответствующих научных областях, и зарабатывают деньги за публикацию статей с открытым доступом.

Правительство Южной Африки, стремясь стимулировать научные исследования и увеличить количество публикаций, предлагает субсидию в размере около 7,5 тыс. долларов США за каждую опубликованную академическую статью.  В результате количество научных публикаций в стране выросло с 4063 в 2005 году до 10789 в 2014 году. По такой схеме правительство Южной Африки дополнительно выплачивает ученым около 135 млн долл. США в год, и это основная форма их доходов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170923052424915

  1. Государство борется с коррупцией в университетах (Нигерия)

(University World News)

Федеральное правительство Нигерии заявило о начале проверок в университетах, имеющих несколько расчетных счетов, что является грубым нарушением требования об одной учетной записи правительства и может быть признаком наличия коррупции.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170923052830594

  1. Университеты Африки сталкиваются с киберпреступностью

(University World News)

По мнению экспертов, все большее число кибератак, нацеленных на африканские высшие учебные заведения и университеты, указывает на необходимость повышения эффективности безопасности и больший акцент на университетском образовании и исследованиях в этой области.

Согласно отчету «Кибербезопасность в Африке 2016», африканские страны потеряли по меньшей мере 2 миллиарда долларов в кибератаках в 2016 году. Доклад опубликован Serianu, консалтинговой фирмой по информационным технологиям в сотрудничестве с Международным университетом-африканским центром Исследования и инновации в области информатики.

Согласно Глобальному индексу кибербезопасности, на сегодня только восемь африканских стран входят в 50 лучших стран по кибербезопасности. К ним относятся Маврикий (6 место), Египет (14), Руанда (36), Тунис (40), Кения (45), Нигерия (46), Марокко (49) и Уганда (50).

По мнению экспертов роль университетского образования и исследований в области кибербезопасности имеет решающее значение, однако оно недооценивается.

В настоящее время проводятся инициативы университетов. Например, Южноафриканский академический альянс по кибербезопасности – союз академических исследовательских групп из Университета Нельсона Манделы, Йоханнесбургского университета и Южно-Африканского университета – нацелен на повышение осведомленности и предлагает бесплатное образование по актуальным проблемам кибербезопасности.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2017092208032052

  1. В Африке создана издательская сеть

(University World News)

Небольшая группа африканских научных издателей создала сеть с целью сотрудничества, обмена опытом и рекламы и обратилась с призывом присоединяться всем африканским коллегам. Уже начаты работы по первоначальным проектам, включая создание общей базы данных рецензентов и разработка стандартов экспертной оценки.

Структура сети была согласована на первой встрече Сети издателей африканских монографий (African Monograph Publishers Network – AMPnet), состоявшейся 30 августа 2017 г. в Университете Витватерсранда, в Йоханнесбурге и организованной Wits University Press.

Уже имеется интерактивная база данных из 52 университетов в Африке, которая была определена в ходе исследований, финансируемых корпорацией Карнеги в Нью-Йорке.

Африканские научные издатели – университетские и другие институциональные научные издания, а также независимые, коммерческие и неправительственные издатели – могут проверять или добавлять свои данные, чтобы в итоге карта представляла собой всеобъемлющую картину активных научных издателей по всей Африке.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170921154031974

  1. Богатый опыт интернационализации (Маврикий)

(University World News)

В стремлении действовать в русле глобальных тенденций в области высшего образования, Маврикий с конца 1990-х годов определил интернационализацию как ключевую стратегию в достижении статуса центра знаний и стал региональным центром передового опыта. В 2000 году правительство включило это видение в свою Новую экономическую повестку дня.

В 1988 году была создана Комиссия по высшему образованию (КВО), регулирующий орган высшего образования. В 2010 все усилия были направлены на то, чтобы превратить Маврикий в экономику, основанную на знаниях, с созданием отдельного министерства по высшему образованию.

В КВО были определены и реализованы меры по достижению целей правительства.

Основные уроки по внедрению интернационализации в  Маврикии:

  • Интернационализация должна проводиться планомерно с участием всех заинтересованных сторон.
  • Поставленные цели могут быть достигнуты путем поощрения инновационных предприятий и жестких мер по предотвращению злоупотреблений.
  • Государственные университеты нуждаются в сильном лидерстве, которое стимулирует интернационализацию.
  • Должна быть разработана специальная стратегия для частных учреждений, которые имеют разные цели.
  • Высококачественные иностранные университеты могут быть привлечены за счет хорошей инфраструктуры привлекающей страны, и за счет дополнительных стимулов.
  • Трансграничное высшее образование должно быть подкреплено взаимовыгодными межправительственными соглашениями.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170920095350222