Образовательные хабы: кто вкладывает средства в их развитие?

Предлагаем Вашему вниманию один из номеров Журнала “Международное высшее образование” №79 / Зима 2015, а именно научную статью, посвященную Образовательным хабам.

Джейн Найт Джейн Найт — лектор Института образователь- ных исследований провинции Онтарио при Уни- верситете Торонто, Канада.

E-mail: janeknight@ sympatico.ca.

Формирование международных образовательных хабов

— одно из наиболее ярких событий международного высшего образования последних лет. Создание образовательного хаба на уровне отдельного государства является результатом планомерной работы по объединению усилий множества локальных и международных участников образовательного сектора — вузов, студентов, исследовательских центров и специалистов по развитию образования и индустрии знаний. На сегодняшний день в качестве образова- тельных хабов позиционируют себя шесть стран: Ка тар, ОАЭ, Сингапур, Малайзия, Гонконг и Ботсвана.

Но кто финансирует эти процессы? Государственные или частные организации? Местные или зарубежные? И насколько существующие модели финансирования стабильны?

Все эти вопросы заслуживают внимательного рассмотрения.

Международные проблемы и тенденции Катар

Каждая страна выработала стратегию финансовой поддержки формирования образовательных узлов. Модель Катара интересна и при этом уникальна. Филиалы зарубежных вузов и компании, расположенные в технопарках Education City и Science and Technology Park, обеспечены всей необходимой инфраструктурой и материальной базой. Более того, Катарский фонд образования, науки и общественного развития покрывает 100% текущих расходов десяти международных университетских филиалов и нового Университета Хамада бин Халифа (который предлагает образование в том числе на уровне магистратуры и аспирантуры), что составляет довольно внушительную сумму. А огромные ежегодные текущие расходы по поддержке технопарков Education City и Science and Technology Park, а также многих других исследо- вательских программ и грантовых инициатив взяло на себя правительство Катара.

Вопрос в том, является ли модель финансирования образовательных инноваций полностью за счет государства устойчивой и рациональной? По сути, Катар покупает и импортирует бóльшую часть образовательных программ, услуг и исследований, предлагаемых в рамках образовательного узла. Ключевой вопрос заключается в том, как долго государство должно вкладываться в покупку и импортирование зарубежного опыта, для того чтобы укрепить национальный потенциал. С тех пор как правительство Катара начало работу по привлечению отдельных иностранных вузов к разработке определенных образовательных программ в технопарке Education City, прошло уже 17 лет. Можно ли это расценивать как первый этап долгосрочной стратегии по развитию национального кадрового потенциала с целью ослабления зависимости от иностранных ка- дров и сырьевых отраслей экономики или как новый modus operandi? Если верно последнее, то насколько такая модель стабильна и эффективна? Если же нет, то каков следующий этап?

ОАЭ

У ОАЭ совершенно другой подход к финансированию, инвестициям и генерации дохода.

Каждый эмират предложил собственный подход к формированию образовательного хаба. ОАЭ пригласили известные во всем мире вузы, такие как Нью-Йоркский университет и Сорбонна, открыть свои филиалы на базе инфраструктуры, предложенной правительством Абу-Даби. Кроме того, Массачусетский технологический институт был приглашен к сотрудничеству по вопросу создания Масдарского технологического института в строящемся Масдар-Сити, который должен стать первой в мире территорией, свободной от углерода. В Масдар-Сити будут расположены исследовательские центры и образовательные программы мирового уровня и будут жить ведущие ученые — и все это при поддержке правительства Абу-Даби, т.е. в результате вложения огромных государственных средств.

В Дубае совсем иная ситуация. В Стратегическом плане развития Дубая заложена идея создания трех тематических свободных экономических зон, две из которых — Knowledge Village и Dubai International Academic City — будут ориентированы на развитие образования. На инвестиционном подразделении правительства Дубая (ТЕКОМ) лежит задача создания инфраструктуры и материальной базы в этих эконо- мических зонах и привлечения авторитетных ино- странных вузов и компаний. Чтобы обеспечить развитие образовательных и тренинговых программ, в этих зонах будут установлены привлекательные налоговые и законодательные условия. В отличие от Катара и Абу-Даби, организации, работающие в Дубае, не получают субсидий на покрытие текущих расходов и самостоятельно оплачивают аренду площадей, зданий и т.д. Согласно оценкам, внутренние государственные капиталовложения в две свободные экономические образовательные зоны Дубая составляют около 80% от общей стоимости земли, инфраструктуры, предлагаемых услуг, а частные иностранные капиталовложения в виде расходов организаций-арендаторов составляют 20%. Данных об объеме дохода, получае- мого ТЕКОМ от сдачи в аренду земли и пр., а также от платы за учебу, нет, однако, учитывая относительную стабильность этих экономических зон, которые уже функционируют на полную мощность, можно пред- положить, что нынешняя система финансирования работает, а объем образовательных возможностей, предоставляемых в основном иностранным студен- там, неуклонно растет. Так, 60% международных студентов, обучающихся в филиалах вузов ОАЭ, — экспаты, 32% — студенты зарубежных университетов, филиалы которых открыты в ОАЭ, а граждане ОАЭ составляют всего 8% студентов.

На инвестиционном подразделении правительства Дубая (ТЕКОМ) лежит задача создания инфраструктуры и материальной базы в этих экономических зонах и привлечения авторитетных иностранных вузов и компаний.

Гонконг, Ботсвана и Сингапур

Опыт Гонконга представляет собой еще один сценарий развития событий. Правительство ограничивает объем государственных инвестиций на развитие образовательного хаба с самого момента его анонсирования в 2004 году. Первый транш государственных средств был выделен в форме стипендий и нацелен на привлечение талантливых зарубежных студентов, в первую очередь из Китая. Затем правительство выделило кусок земли для строительства местными и иностранными университетами своих филиалов, однако пока неизвестно, будет ли Гонконг строить здания и затем сдавать их в аренду или же вузы должны будут самостоятельно обеспечить себя всей инфраструктурой.

Похожая ситуация в Ботсване: государство участвовало в детальной разработке планов по развитию образовательного узла, но его материальные инвестиции ограничены. Планы Ботсваны по созданию образовательного хаба по-прежнему в силе, но на них оказали негативное влияние экономические кризисы 2008 и 2012 годов. На сегодняшний день государственные инвестиции ограничиваются учреждением стипендии для международных студентов и основанием нового университета — Ботсванского международного университета науки и технологий.

Инвестиции в создание сингапурского образовательного хаба, начавшиеся в 1998 году, сложно отследить ввиду отсутствия какой бы то ни было информации о частных или государственных, национальных или иностранных источниках финансирования. Никаких выводов делать нельзя, однако важно отметить, что о правительстве Сингапура часто говорят как о венчурном инвесторе, поскольку оно щедро поддерживает усилия по развитию образовательного узла.

Малайзия

Ситуация с развитием стратегии образовательного хаба в Малайзии сложная и состоит из множества раз- личных компонентов. В Малайзии уже работают семь филиалов иностранных вузов и планируется открыть еще несколько. Эти проекты реализованы при участии как частного иностранного, так и внутреннего нацио- нального капитала. А благодаря недавнему созданию свободной экономической зоны «Искандар» образо- вательные проекты стали получать еще более щедрое финансирование со стороны Khazanah Nasional — государственного инвестиционного подразделения правительства Малайзии. Эта организация спон- сировала строительство инфраструктуры для при- влечения иностранных вузов. В целом внутренние государственные инвестиции в развитие образовательного узла составляют в Малайзии, по оценкам, около 50% от общего объема средств; еще 40% поступают от частных малайзийских инвесторов. Источник остальных 10% — частные иностранные капиталовложения и пр.

Заключение

Описанные примеры показывают, что развитие образовательных узлов невозможно без участия государственного капитала. Этот процесс также требует привлечения частных средств из местных и зарубежных источников, однако нельзя недооценивать значимость государственного капитала для запуска подоб- ных проектов и поддержания их жизнеспособности. В ОАЭ и Малайзии изначальные государственные вложения в итоге окупились за счет того, что удалось привлечь новые источники частных средств. В Син- гапуре и Катаре другая модель, предусматривающая основное финансирование за счет государственных денег (или денег правящей семьи), которая также продемонстрировала свою состоятельность в течение последних 15 лет. Однако вопросы об устойчивости и воспроизводимости таких моделей финансирования в других странах остаются открытыми.

Ссылка на статью в  Журнале «Международное высшее образование».

Журнал «Международное высшее образование» издается Центром по международному высшему образованию (CIHE) Бостонского колледжа (США). Главный редактор журнала, директор Центра международного высшего образования, всемирно известный ученый – профессор Филип Г. Альтбах.

На основании договора о сотрудничестве между Центром международного высшего образования Бостонского колледжа и Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании, НКАОКО издает русскоязычную редакцию журнала «Международное высшее образование» для русскоязычной академической общественности стран СНГ и Казахстана. Журнал «Международное высшее образование» – это электронный журнал в свободном доступе онлайн, основной целью которого является распространение информации для профессорско-преподавательского состава, администрации вузов, экспертов в сфере высшего образования, студентов и всех заинтересованных лиц о состоянии, проблемах, путях и решениях в развитии высшего образования в глобальном масштабе. В журнале публикуются многие известные эксперты в сфере высшего образования со всех стран мира. Журнал служит источником для распространения последних новостей в сфере высшего образования со всех уголков мира.

Журнал издается раз в квартал и включает 4 номера в год. Русскоязычная редакция журнала «Международное высшее образование» выходит с осени 2009 года. Каждый номер подразделяется на несколько тематических отделов и содержит примерно 15-18 кратких статей (3-5 стр.), в которых рассматриваются основные тенденции развития высшего образования, различные аспекты деятельности университетов, новые публикации. Каждый номер фокусирует свое внимание на отдельных задачах, например, как проводятся реформы образования в различных странах, каким образом создаются университеты мирового класса, как формируются академические рейтинги и прочие инструменты обеспечения качества. Приводятся обзоры и оригинальные исследования. Также публикуются новости Центра международного высшего образования Бостонского колледжа и обзоры последней литературы в сфере высшего образования.

Научный редактор русскоязычной редакции журнала: профессор Каланова Ш.М.