Обзор. Латинская Америка 11-16.01.2016

Дайджест составлен специалистом отдела – Иваном Черным

  1. Чили: бесплатное образование для студентов из 50% беднейших семей

В 2016 году в Чили вступает в силу новый закон о бесплатном высшем образовании, утвержденный обеими палатами парламента 23 декабря 2015 года. Принятие закона явилось следствием многолетних выступлений студентов против одной из самых дорогих систем высшего образования (4- место в мире), основанной военной диктатурой Пиночета еще в 1981 году, и на 76 % финансируемой за счет личных средств чилийских семей.

Однако глубокий финансовый кризис в стране не позволяет выполнить закон с первого же дня и в полном объеме.

Президент Чили Мишель Бачелет обещает обеспечить бесплатное обучение для студентов из 70% беднейших семей к концу срока ее президентских полномочий в 2018 году.

На первой стадии, начиная с марта 2016 года, 178 104 студентов – 27,5% от их общего количества, имеющие доход не более US $ 221 в месяц на каждого члена семьи, будут обучаться бесплатно без каких-либо академических условий, если они зарегистрируются в одном из 30 университетов страны. Сюда входят 25 государственных и традиционных частных университетов, которые являются членами Совета ректоров чилийских университетов (CRUCH), и еще 5 частных университетов, финансируемых с 1981 года (они имеют четырехлетнюю аккредитацию и контролируются частными лицами или неприбыльными организациями).

Другие частные университеты обещают внедрить бесплатное обучение после получения государственного финансирования. Это же относится и к большинству профессиональных учебных институтов (IPS) и технических учебных центров (CFTs). В настоящее время студенты этих вузов будут получать улучшенные государственные стипендии.

Предполагается, что полностью бесплатное высшее образование в Чили возможно обеспечить только через 40-50 лет.

 

  1. Борьба за качество научных исследований в Бразилии

Согласно исследования, опубликованного в журнале Science and Engineering Ethics и основанного на данных по отказам в опубликовании и отзывам научных статей, в последнее время в Бразилии значительно увеличились злоупотребления служебным положением в научной сфере. Это может поставить под угрозу растущую популярность страны как партнера по исследованиям.

На основе анализа двух наибольших баз данных Латинской Америки и Карибского бассейна: Scientific Electronic Library Online (SciELO) и Latin American and Caribbean Center on Health Sciences Information (LILACS) исследователи обнаружили, что из 2000 статей со всего мира, опубликованном в базах данных между 2009 и 2014 гг., 31 были позже изъяты, в том числе 25 статей из Бразилии, в связи с явными признаками плагиата.

Указанная проблема для Бразилии не нова. Многие вузы уже начали решительную борьбу за повышение качества научных исследований. Так, в университете “The Federal University of ABC” в августе 2015 года для этого создали специальный офис, который проводит обучение сотрудников и студентов по вопросам научной этики и расследует заявления о научной халатности.

“На 2016 год мы запланировали новый учебный курс о правилах научных публикаций и авторстве,” говорит Игорь Фрейре, проректор по научной работе университета и руководитель офиса. “Наши действия направлены на развитие у выпускников научной культуры с первых дней их академической жизни.”

  1. Федеральные университеты Бразилии: расовой квоты не избежать

В 2016 году престижные федеральные университеты Бразилии должны будут подтвердить, что не менее 50% обучающихся в них студентов – выпускники государственных школ. Кроме того, соотношение студентов, самоидентифицирующихся как чернокожие, коренные жители и смешанные расы должно соответствовать расовым пропорциям населения страны.

Данное требование изложено в бразильском законе Lei de Cotas (Закон о социальных квотах), и направлено на то, чтобы этнический состав студентов государственных университетов Бразилии отражал разнообразие населения страны. Несмотря на то, что эти меры представляют собой большой скачок в демократизации системы высшего образования, Бразилия по-прежнему сталкивается со многими проблемами в ее реализации.

Согласно проводившихся переписей, более 50% населения Бразилии – чернокожие или смешанной расы, но среди студентов университетов к этим группам относится только 10 %. Для устранения дисбаланса Конгресс Бразилии в 2012 году утвердил план реализации закона Lei de Cotas.

Расовая проблема в Бразилии стоит еще острее, чем в США, поскольку количество прибывших во времена рабства чернокожих африканцев в Бразилии составляет около 4 млн против 400 тыс. в США.

Первоначально согласно дискриминационной статьи Конституции Бразилии 1837 года чернокожие жители вообще были лишены права на начальное и среднее образование. Намного позже отдельные университеты открыли свои двери для чернокожих студентов, предложив им вечернюю форму обучения. Свободного и доступного образования для чернокожих жителей не существовало до 1980 года, а бесплатные университеты в подавляющем большинстве обслуживали богачей. В последнее время благодаря правительственным программам, как, например, PROUNI (“Университет для всех”) студентам из малообеспеченных слоев стали выплачивать стипендии для получения высшего образованияНекоторые университеты Бразилии начали вводить расовые квоты еще с 2007 года, однако до сих пор не удается побороть предвзятого отношения к чернокожим студентам как со стороны их белых сверстников, так и со стороны преподавателей, которые считают чернокожих студентов менее развитыми.

Проблемы высшего образования в Бразилии – одни из наиболее обсуждаемых на национальном уровне. В то время как США только планирует пересмотреть расово-ориентированные условия приема в вузы, Бразилия полностью реализует Закон о социальных квотах уже в январе 2016 года. Если бразильские университеты продолжат модернизировать свою инфраструктуру с целью привлечения к обучению студентов разных рас, а также совершенствовать процесс приема, они будут лидерами в продвижении более разнообразного и демократичного высшего образования.

  1. Сможет ли Латинская Америка удовлетворить чаяния новой генерации?

Решение проблемы неравенства и насилия в регионе может заключаться в увеличении числа студентов, обучающихся в университетах с одновременным созданием необходимого количества качественных рабочих мест, – говорит Ребека Гринспэн, руководитель Генерального Секретариата Иберо-американского Сотрудничества (SEGIB).

SEGIB – основанный в 2003 году секретариат процесса Иберо-американской встречи на высшем уровне, объединяет глав государств и правительств 22 испано- и португалоговорящих стран в форме Содружества. Основные цели SEGIB – создание возможностей для повышения уровня жизни и образования. Его “повестка дня для молодых людей”: образование, наука, технологии и инновации.

В 2015 году впервые за последние пять лет безработица в странах Латинской Америки и Карибского бассейна увеличилась с 6,2% до 6,7%, и эта цифра может еще вырасти на протяжении следующего года. Тяжелый прогноз для молодых людей: дальнейшее ухудшение возможностей, уже усугубленных ростом насилия и непрекращающимися нарковойнами.

Как может быть разорван этот порочный круг? Ребека Гринспэн отвечает на этот вопрос лаконично: “Проблема заключается в отсутствии работы, а ответом является образование. Но нам требуется качественное образование, которого в настоящее время мы пока не имеем”.

В Латинской Америке расположены 10 из 15 стран мира с наибольшим уровнем неравенства, и его корни находятся в социальной сфере. В то время как 100 миллионам латиноамериканцев удалось выйти из нищеты в начале 2000-х годов, 220 млн по-прежнему живут чуть выше черты бедности, многие молодые люди даже не могут закончить школу, а насилие по-прежнему является главной проблемой стран региона.

“Как можно помочь молодежи реализовать свои возможности лучшего трудоустройства и работы?”, – спрашивает Гринспэн. Ответ: качественное образование. “Нам требуются эффективные образовательные учреждения, учитывающие запросы населения. Однако во многих странах таких учреждений нет”. В настоящее время согласно данных “Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся” (PISA) систем образования Латинской Америки одна из самых слабых в мире. Даже Чили, занимающая самое высокое из стран Латинской Америки место в рейтинге PISA, имеет показатели на 10% ниже среднемировых.

Но даже если идут реформы в образовании, необходимы новые рабочие места. Молодые люди, на которых фокусирует свое внимание Гринспэн – их около 108 млн – являются частью новой демографии в ​​Латинской Америке. С 2002 по 2012 год 90 миллионов человек перешли в средний класс. Это единственный регион в мире, где в течение первого десятилетия 21-го века снизилось неравенство доходов.

Во многих странах Латинской Америки впервые наблюдались стабильные периоды демократического правления, и если раньше среди студентов была апатия, то теперь она трансформировалась в активность. В Чили, например, в течение последних четырех лет происходили самые большие студенческие протесты с момента возвращения к демократии в 1990 году. Гринспэн говорит: “Вопрос в том, как система будет реагировать на чаяния нового среднего класса, более требовательного к политической системе, общественным институтам и их прозрачности. Именно поэтому мы обращаем такое внимание на то, как эти молодые люди будут подготовлены к этой новой реальности “.

  1. Преодоление образовательного разрыва в Латинской Америке

Каждый четвертый молодой человек в Латинской Америке ни учится, ни работает. Вместе с тем, 55% компаний испытывают трудности при наборе квалифицированной рабочей силы. Этот разрыв является одной из главных проблем, стоящих перед регионом. Латинской Америке нужна квалифицированная молодежь, способная развивать новые секторы экономики, что позволит избежать экономического спада и в полной мере воспользоваться преимуществами глобализации.

В первом десятилетии XXI века Латинская Америка испытала мощный экономический подъем, вызванный развитием торговли, высокими ценами на сырьевые товары и ростом внутреннего потребления. Этот подъем создал новые возможности для трудоустройства в сфере производства и услуг миллионов выходцев из бедных слоев. Тем не менее, многие из наиболее привлекательных рабочих мест остаются незанятыми во многом потому, что университеты Латинской Америки не в состоянии удовлетворить запросы рынка труда.

Согласно результатов соцопроса о потребностях в рабочей силе “2015 Talent Shortage Survey”, ежегодно проводимого кампанией ManpowerGroup, около двух третей опрошенных работодателей в Бразилии и Перу, и около половины в Мексике и Колумбии сообщили, что они испытывают затруднения по заполнению рабочих мест либо из-за отсутствия кандидатов, либо из-за невозможности найти людей с необходимыми навыками или опытом.

 Улучшение доступа к качественному высшему образованию и тренингам по повышению квалификации является ключевым вопросом для повышения производительности труда в регионе, стимулирования социальной интеграции и сокращения неравенства. При условии получения государственного финансирования помочь в решении проблемы могут частные учебные заведения, расширив доступ к высшему образованию и профессиональной подготовке, особенно для работающих взрослых. Они предлагают гибкую ценовую политику и имеют налаженные контакты с промышленностью, что позволяет организовать учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда.

 Способствуя расширению доступа к высшему образованию, общественные и частные секторы могут работать сообща с целью поддержания производительность труда в Латинской Америки – ключевого фактора как в деле повышения доходов и уровня жизни населения, так и в повышении конкурентоспособности своих стран на мировом рынке.

  1. Глобальный поиск образовательных услуг: Латинская Америка в режиме онлайн

Данные отчета Enterprise Surveys Всемирного банка показывают, что частным компаниям найти квалифицированных сотрудников сложнее в Латинской Америке, чем в других регионах мира.

Более 35% латиноамериканских компаний утверждают, что расширению бизнеса препятствует главным образом отсутствие высококвалифицированных кадров, тогда как в Центральной Африке эта цифра составляет 22%, а в Южной Азии – 17%.

Несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти ­по развитию сферы образования ­– утверждение национальных программ, увеличение объемов финансирования – проблема кадров в Латинской Америке остается одной из самых актуальных. Причем эта проблема является более сложной, чем многие себе представляют. Просто прийти и начать приобретать трудовые навыки уже недостаточно, особенно в секторах, где человеческий труд заменяет автоматизация. В этих, как правило высокотехнологичных отраслях, необходимы гораздо более сложные навыки, требующие мышления высшего порядка, способности творческого решения проблем, а также технические знания. И важность этих проблемы не всегда осознают лица, принимающие решения в области образования.

Расширить доступ к качественному обучению помогает Интернет – теперь на лекциях лучших преподавателей могут присутствовать не сотни, а миллионы студентов. Таким способом можно получать конкретные знания по конкретным дисциплинам. Обучение в режиме онлайн позволит вузам улучшить традиционное обучение теми способами, которые они делают лучше всего – путем более сложных процессов обсуждения, синтеза информации в новые идеи – и которые проще всего сделать через личные контакты, через беседы и взаимодействия.

Очевидно, онлайн-обучение очень полезно для тех слоев населения, которыми слишком долго пренебрегало общество. Несмотря на то, что по-прежнему остается открытым вопрос о качестве интернет-образования, это реально действующий вариант для работающих взрослых или маргинальных студентов, которые в противном случае получают недостаточно или вообще не получают образования.

Одним из популярных образовательных стартапов стала программа он-лайн обучения фирмы Kuepa, распространенная в Мексике, Перу и Колумбии. Эта инициатива ориентирована ​​на обслуживание взрослых, которые не имеют необходимых навыков для работы на конкурентном рынке труда 21-го века.

Новым технологиям не нужна традиционная инфраструктура и прочие инвестиции в основной капитал, которые в течение многих лет были краеугольным камнем тяжеловесной университетской системы. Ярким примером могут служить Массовые открытые онлайн курсы ­­– Massive Open Online Course (MOOC), которые привлекли миллионы пользователей при сравнительно незначительных финансовых вложениях.

Соответственно, старые способы оценки образовательных учреждений уже устарели. Преподавание и обучение теперь могут быть легко экспортированы и импортированы. Новые технологии осваивают все ведущие университеты региона. Так, например, услугами образовательных онлайн курсов мексиканского университета Tecnológico de Monterrey уже пользуются более 50000 студентов за пределами страны.

Образовательные онлайн платформы, основанные в США и Европе, тоже пользуются популярностью в Латинской Америке. Бесплатные образовательные курсы EdX, основанные в Бостоне и соучредителем которых является  Массачусетский технологическом институт, нашли своих пользователей во многих странах – от Бразилии до Гаити. Всего доступ к EdX MOOC имеют 1,3 млн пользователей, и 10 % из них находятся в странах Латинской Америки. Открытый университет (Open University) из Великобритании предлагает онлайн-курсы для  студентов из Европы, Ближнего Востока и Азии, но он расширяет свою маркетинговую деятельность и в Латинской Америке.

Рост образовательных предложений и расширение онлайн-обучения – один из путей решения проблем образования в Латинской Америке.

По материалам: University World News, Truthout, International Finance Corporation,
Education News