Африка обзор декабрь (7-13) 2015

Дайджест составлен специалистом отдела  – Юлией Брыло

1. «Чернила ученых» – важная роль для университетов

Ключевая роль хорошего управления университетом была рассмотрена в выступлении исполнительного секретаря Совета по развитию экономических и социальных исследований в Африке (CODESRIA) на недавнем семинаре в Танзании. Правильное руководство университетом может сделать его сильным, обеспечить четкую схему функционирования, способствовать решению ключевых социальных противоречий и проблем. Поэтому важно выработать такую модель высшего образования, с соответствующими планами и программами, которые бы работали во благо региона.

Подходит к концу Программа Лидерства высшего образования CODESRIA, направленная на исследование ряда вопросов руководства. Страны-участницы программы:  Гана, Кения, Нигерия, Южная Африка, Танзания и Уганда. Области исследования включают в себя: модели управления и реформ, укрепление лидерства и демократическое управление, интернационализацию, изменение руководящей роли деканов, сенатов и советов, преподавателей и привлечения студентов, женщины и лидерство, обеспечение качества.

 

  1. Министр высшего образования призывает ВНЗ принять Национальную профессиональную квалификацию (Нигерия)

Министр высшего образования призывает ВНЗ принять Национальную профессиональную квалификацию (НПК) при подготовке необходимой рабочей силы для ключевых секторов экономики. НПК – это своего рода стратегия развития навыков и формирования дальнейшей Национальной политики развития навыков для Нигерии. Особо важно это в условиях «тревожного» уровня безработицы. Предыдущие стратегии развития навыков в Нигерии не смогли справиться с новыми вызовами экономики. Наблюдается несоответствие профессиональных навыков, что студенты получают в учебных заведениях, требованиям рынка труда, отсюда их нехватка.

 

  1. Свазилендские студенты не могут теперь учиться за границей в связи с прекращением вступительных экзаменов

Свазилендские студенты, намеревающиеся учиться за границей, больше не смогут это сделать после прекращения проведения международных пред-вступительных экзаменов, предусмотренных международными учреждениями.

Экзаменационный тест на знание английского как иностранного языка, который является обязательным для более чем 9000 высших учебных заведений, в настоящее время доступен только в соседней ЮАР, при высокой стоимости для свазилендских студентов. Министерство труда и социальной защиты, контролирующие подобные вопросы, не знают о причинах прекращения экзаменов.

 

  1. Научно-технические программы набирают обороты (Ботсвана)

Все больше студентов высшего образования идут в науку и смежные области исследования, такие как машиностроение, производство и строительство, бизнес и право, согласно данным годового отчета за 2014/2015 гг. Совета развития человеческих ресурсов (HRDC). В докладе говорится, что имеет место заметное снижение численности студентов, обучающихся гуманитарным, социальным наукам. Статистика в целом свидетельствуют о положительной тенденции в направлении производства важных навыков для национальных потребностей и приоритетов рынка труда. Актуальными отраслями для рынка труда являются наука и смежные области, инженерная промышленность и строительство, сфера бизнеса и финансов, юридических услуг.

Между 2009/2010 и 2014/2015 гг. 70% учащихся были задействованы в сфере науки и технологии, сельского хозяйства, здравоохранения, бизнеса и права, тогда как лишь 30% – в социальных и гуманитарных дисциплинах.  

 

  1. Биотехнологическая лаборатория Университета Кейптауна открывает новую главу в разработке лекарств (ЮАР)

Недавно запущенная по инициативе Центра развития исследований по лекарственным препаратам, химическая лекарственная лаборатория открывает новую главу в программе разработки лекарственных препаратов. Лаборатория подчеркивает репутацию Западной Капской провинции в качестве биотехнологического центра Африки.

Сам Центр в настоящее время имеет интегрированные навыки и инфраструктуру, сравнимую с биотехнологическими или фармацевтическими компаниями, необходимую для производства новых лекарств. Новые лаборатории были разработаны с помощью отраслевых партнеров Novartis, через институты биомедицинских исследований Novartis (NiBr), и по образцу аналогичных лабораторий на NiBr в США. Финансовая поддержка приходит от научно-исследовательского фонда Novartis в Швейцарии, Wolfson Фонда Великобритании, Garfield Weston фонда Великобритании и Университета Кейптауна.

 

  1. Совет Университета Stellenbosch отвергает обвинения в анти-трансформационных действиях (ЮАР)

Совет Университета отклонил обвинения в том, что политика учреждения направлена против процесса трансформации. Подобное мнение сложилось из-за непринятия английского в качестве основного языка обучения вместо традиционного для университета Африкаанс. Совет подтвердил полное согласие с необходимостью трансформации высшего образования и с тем, что язык не должен ущемлять в правах обучения ни одного студента. Окончательным решением стало обеспечение равного статуса обоим языкам.

 

  1. Интернет-проект Африка-ЕС трансформирует африканскую науку и образование

Африканские образовательные и исследовательские сети ассоциации Ubuntu Net Alliance, ASREN и WACREN в партнерстве с европейским GÉANT сотрудничают в €26.6m проекте, финансируемом ЕС, по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всей Африки.

Africa Connect 2 будет развивать интернет-сети с высокой пропускной способностью по всему африканскому континенту, и подключать их к европейской сети GÉANT, позволяя студентам, исследователям и ученым в Африке и за ее пределами сотрудничать. Это будет способствовать продвижению исследований и расширению образования на местном уровне (E-Learning, облачные вычисления), так же как и на международном.

 

  1. Студенты проходят обязательное производственное обучение (Кения)

Комиссия по университетскому образованию (CUE) планирует сделать обязательным для студентов шестимесячный курс производственного обучения, до получения сертификатов в университете. Это будет гарантировать подготовленность и наличие необходимых навыков у выпускников для рынка труда.

Правительство завершило строительство 60 технических институтов по всей стране.

 

  1. 28 нигерийских университетов среди лучших учреждений в Африке (Нигерия)

TETFUND сделал огромные инвестиции в высшие учебные заведения по всей стране в течение последних четырех лет. Еще 4-5 лет назад, ни один нигерийский университет не входил в число 100 крупнейших в Африке, но сегодня 28 нигерийских вузов стали лучшими на континенте.

По материалам: University World News, The Guardian, Star Africa, Mmegi Online, University of Cape Town, Citizen, Real Ware, University World News