Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло
1. «Чернила ученых» – важная роль для университетов
Ключевая роль хорошего управления университетом была рассмотрена в выступлении исполнительного секретаря Совета по развитию экономических и социальных исследований в Африке (CODESRIA) на недавнем семинаре в Танзании. Правильное руководство университетом может сделать его сильным, обеспечить четкую схему функционирования, способствовать решению ключевых социальных противоречий и проблем. Поэтому важно выработать такую модель высшего образования, с соответствующими планами и программами, которые бы работали во благо региона.
Подходит к концу Программа Лидерства высшего образования CODESRIA, направленная на исследование ряда вопросов руководства. Страны-участницы программы: Гана, Кения, Нигерия, Южная Африка, Танзания и Уганда. Области исследования включают в себя: модели управления и реформ, укрепление лидерства и демократическое управление, интернационализацию, изменение руководящей роли деканов, сенатов и советов, преподавателей и привлечения студентов, женщины и лидерство, обеспечение качества.
- Министр высшего образования призывает ВНЗ принять Национальную профессиональную квалификацию (Нигерия)
Министр высшего образования призывает ВНЗ принять Национальную профессиональную квалификацию (НПК) при подготовке необходимой рабочей силы для ключевых секторов экономики. НПК – это своего рода стратегия развития навыков и формирования дальнейшей Национальной политики развития навыков для Нигерии. Особо важно это в условиях «тревожного» уровня безработицы. Предыдущие стратегии развития навыков в Нигерии не смогли справиться с новыми вызовами экономики. Наблюдается несоответствие профессиональных навыков, что студенты получают в учебных заведениях, требованиям рынка труда, отсюда их нехватка.
- Свазилендские студенты не могут теперь учиться за границей в связи с прекращением вступительных экзаменов
Свазилендские студенты, намеревающиеся учиться за границей, больше не смогут это сделать после прекращения проведения международных пред-вступительных экзаменов, предусмотренных международными учреждениями.
Экзаменационный тест на знание английского как иностранного языка, который является обязательным для более чем 9000 высших учебных заведений, в настоящее время доступен только в соседней ЮАР, при высокой стоимости для свазилендских студентов. Министерство труда и социальной защиты, контролирующие подобные вопросы, не знают о причинах прекращения экзаменов.
- Научно-технические программы набирают обороты (Ботсвана)
Все больше студентов высшего образования идут в науку и смежные области исследования, такие как машиностроение, производство и строительство, бизнес и право, согласно данным годового отчета за 2014/2015 гг. Совета развития человеческих ресурсов (HRDC). В докладе говорится, что имеет место заметное снижение численности студентов, обучающихся гуманитарным, социальным наукам. Статистика в целом свидетельствуют о положительной тенденции в направлении производства важных навыков для национальных потребностей и приоритетов рынка труда. Актуальными отраслями для рынка труда являются наука и смежные области, инженерная промышленность и строительство, сфера бизнеса и финансов, юридических услуг.
Между 2009/2010 и 2014/2015 гг. 70% учащихся были задействованы в сфере науки и технологии, сельского хозяйства, здравоохранения, бизнеса и права, тогда как лишь 30% – в социальных и гуманитарных дисциплинах.
- Биотехнологическая лаборатория Университета Кейптауна открывает новую главу в разработке лекарств (ЮАР)
Недавно запущенная по инициативе Центра развития исследований по лекарственным препаратам, химическая лекарственная лаборатория открывает новую главу в программе разработки лекарственных препаратов. Лаборатория подчеркивает репутацию Западной Капской провинции в качестве биотехнологического центра Африки.
Сам Центр в настоящее время имеет интегрированные навыки и инфраструктуру, сравнимую с биотехнологическими или фармацевтическими компаниями, необходимую для производства новых лекарств. Новые лаборатории были разработаны с помощью отраслевых партнеров Novartis, через институты биомедицинских исследований Novartis (NiBr), и по образцу аналогичных лабораторий на NiBr в США. Финансовая поддержка приходит от научно-исследовательского фонда Novartis в Швейцарии, Wolfson Фонда Великобритании, Garfield Weston фонда Великобритании и Университета Кейптауна.
- Совет Университета Stellenbosch отвергает обвинения в анти-трансформационных действиях (ЮАР)
Совет Университета отклонил обвинения в том, что политика учреждения направлена против процесса трансформации. Подобное мнение сложилось из-за непринятия английского в качестве основного языка обучения вместо традиционного для университета Африкаанс. Совет подтвердил полное согласие с необходимостью трансформации высшего образования и с тем, что язык не должен ущемлять в правах обучения ни одного студента. Окончательным решением стало обеспечение равного статуса обоим языкам.
- Интернет-проект Африка-ЕС трансформирует африканскую науку и образование
Африканские образовательные и исследовательские сети ассоциации Ubuntu Net Alliance, ASREN и WACREN в партнерстве с европейским GÉANT сотрудничают в €26.6m проекте, финансируемом ЕС, по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всей Африки.
Africa Connect 2 будет развивать интернет-сети с высокой пропускной способностью по всему африканскому континенту, и подключать их к европейской сети GÉANT, позволяя студентам, исследователям и ученым в Африке и за ее пределами сотрудничать. Это будет способствовать продвижению исследований и расширению образования на местном уровне (E-Learning, облачные вычисления), так же как и на международном.
- Студенты проходят обязательное производственное обучение (Кения)
Комиссия по университетскому образованию (CUE) планирует сделать обязательным для студентов шестимесячный курс производственного обучения, до получения сертификатов в университете. Это будет гарантировать подготовленность и наличие необходимых навыков у выпускников для рынка труда.
Правительство завершило строительство 60 технических институтов по всей стране.
- 28 нигерийских университетов среди лучших учреждений в Африке (Нигерия)
TETFUND сделал огромные инвестиции в высшие учебные заведения по всей стране в течение последних четырех лет. Еще 4-5 лет назад, ни один нигерийский университет не входил в число 100 крупнейших в Африке, но сегодня 28 нигерийских вузов стали лучшими на континенте.
По материалам: University World News, The Guardian, Star Africa, Mmegi Online, University of Cape Town, Citizen, Real Ware, University World News