ЧАСТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЛИ РЕШЕНИЕ?

ИИндияменно с таким названием вышла в свет статья бывшего генерального секретаря Ассоциации индийских университетов, почетного ректора Университета им. д-ра Д. Я. Патила – Кришнапратапа Б. Повара в очередном 81-м номере журнала «Международное высшее образование».
В статье проанализирована поддержка частных инициатив в Индии, а также роль этого вида сектора в высшем образовании страны, особенности частных вузов и основные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе.
Современная индийская система высшего образования представлена пятью типами вузов (учебные заведения, имеющие право выдавать степень не ниже бакалавра): вузы национального значения, центральные университеты, региональные государственные университеты (университеты штатов), региональные частные университеты, «условно университеты» (deemed universities). Различаются они по типу устройства, источникам финансирования, механизмам функционирования, в части распределения акцентов между исследовательской и преподавательской деятельностью. Первые три типа вузов – государственные, последующие два – частные.
На пути расширения частного образования стоит тот факт, что оно является некоммерческой сферой деятельности по закону Индии. Вузы имеют право получать «разумного размера» прибыль путем взимания платы за обучение или другие услуги, вот только размер этой платы не определен. Усложняет ситуацию и необходимое условие реинвестирования полученных доходов в развитие вуза. Такое налоговое законодательство служит скорее антистимулом для развития высшего образования в Индии. Кроме того, национальная система образования, даже в своей повседневной жизни, жестко регламентирована различными государственными органами.
Главный вопрос состоит в том, а нужно ли расширять частный сектор? И тут консенсуса пока нет. С одной стороны, налицо общественная польза в виде расширения доступа к образованию, а с другой – новые проблемы с неравенством и коррупцией.
В большинстве случаев частные вузы предлагают образование в таких областях как инженерно-техническое, врачебное дело и другие медицинские специальности, менеджмент и педагогика. Обычно частные вузы превосходно оборудованы, в них работают опытные высококвалифицированные преподаватели, занятые в передовых исследованиях. По оценкам Национального аккредитационного совета в двух третях частных «условно университетах» качество образования выше, чем в большинстве государственных.
Основная же проблема сосредоточена в деятельности некоторых региональных частных университетов, качество образования в которых вызывает большие сомнения. Они дают минимальные знания, при этом зачисляют огромное количество аспирантов, привлекая в качестве научных руководителей внешних специалистов.
Усложняют ситуацию и недостатки в системе частного университетского управления, что способствуют распространению коррупционных схем при наборе студентов, и это несмотря на итак высокую плату за образовательные услуги. Высококотирующиеся частные университеты просто не принимают молодых людей из семей со средним доходом.
Таким образом, складывается ситуация, когда частные вузы решают проблему доступа к образованию только для той части населения, у которой есть деньги. Для тех же, у кого денег нет, они скорее отождествляются с социальным злом, усугубляющим социально-экономическое неравенство.

С полным текстом статьи можно ознакомиться:
http://ihe.hse.ru/data/2015/07/14/1085710748/WHE_08_view.pdf#page=16