Сентябрь (14-18) 2015

Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло.

Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:

  1. внутренний спрос на высшее образование очень высокий, при этом многие национальные университеты не могут его удовлетворить, как результат африканские абитуриенты вынуждены реализовывать свои образовательные потребности за рубежом;
  2. явным недостатком сферы местного высшего образования остается невысокий уровень качества предоставляемых услуг, а также его несоответствие запросам рынка труда и глобальным экономическим потребностям;
  3. при этом властями африканских стран признается необходимость постоянного повышения уровня финансирования сферы ВО, более того, этот процесс осуществляется на практике в виде государственно-частных инициатив и международных программ;
  4. наблюдается особый интерес к развитию социальных и гуманитарных наук, как средству решения острых африканских проблем;
  5. африканский регион является перспективным для установления внешнеэкономических контактов, с одной стороны, с другой – опасным из-за нестабильной социально-политической ситуации в некоторых странах;
  6. национальные университеты следуют курсом внутренних трансформаций и преобразований.

При этом, анализ позиций рейтинга QS World University Rankings 2015/2016 свидетельствует о соответствии международным стандартам и показателям ряда университетов Африки: Кейптаунский университет – 171 место, Университет Стелленбош – 302, Университет Витватерсранда – 331, Американский университет в Каире – 345.

С 501-по 701 позицию в рейтинг вошли также: Каирский университет, Университет Родса, Преторийский университет, Университет Квазулу-Натал, Университет Йоханнесбурга, Айн-Шамский университет.

 

 

  1. Восстановление сектора высшего образования Сомали

Сомали было «несостоявшимся государством» в течении более чем 20 лет, с рухнувшей системой высшего образования. Стабильность возвращается и реконструкция системы образования идет полным ходом. В прошлом году вновь открылся Somali National University. Потенциал для высшего образования в Сомали огромен: три четверти населения страны моложе 30 лет, в то время как 46% населения – моложе 15 лет. Хотя препятствия для развития высшего образования остаются (в виде хрупкого и неустойчивого положения правительства, исламской вооруженной группировки).

Результатами восстановления мира стало распространение некоммерческих вузов, более 40 только в самой столице.

 

  1. Стоимость кенийского университетского образования: «обращает миллионы в бедняков»

Бывший кандидат в президенты заявил, что вузы должны снизить стоимость предоставляемых услуг, т.к. их цены «превращают миллионы родителей в нищих, убивая мечты миллионов детей». Высшее образование не роскошь, а необходимое требование для развития страны, поэтому должно быть доступно каждой семье.

 

  1. Stellenbosch документальный: министр утверждает, что расизм процветает в южноафриканских университетах

Министр высшего образования в Южной Африке заявил, что расизм “изобилует” в исторически белых университетах страны, после фильма подробно излагающего случаи дискриминации в отношении чернокожих студентов (34-минутный документальный фильм, который был загружен на YouTube 20 августа, показывает 32 чернокожих студента из Университета Стелленбош и Сельскохозяйственного колледжа, Elsenburg, рассказывающих о своем опыте в университете. Были случаи исключения с некоторых курсов с использованием африканского языка как языка процесса обучения).

Министр акцентирует, что институциональные изменения должны быть более радикальными.

 

  1. «Интеллект, а не риторика» – необходимость преобразований в университетах Южной Африки

Нужно преобразовывать университетское образование, т.к. мало чернокожих студентов и ученых в университетах. Необходимость баланса между глобальной конкурентоспособностью вуза и местными локальными вызовами. Профессор Адам Хабиб, вице-канцлер университета Witwatersrand, делится опытом процесса трансформации в своем университете.

 

  1. Альянс для ускорения научного совершенства запущен

Африканская академия наук и New Partnership for Africa’s Development заключили Альянс по ускорению достижений в области науки в Африке (AESA), стремясь повысить качество и количество научной продукции на континенте.

О двух новых исследовательских инициативах было объявлено в столице Кении Найроби на прошлой неделе

 – 46 £ млн. (70 млн. $) грант на развитие ученых мирового класса, предоставляющий возможность 7 африканским ученым поучаствовать в передовых исследовательских и учебных программах по всему континенту;

– гранд Великие задачи Африки (Grand Challenges Africa), направленный на поддержку исследователей в сфере решения проблем здравоохранения и развития, всех тех факторов, что препятствуют достижению целей устойчивого развития (открыт для разработчиков и исследователей со всего мира).

 

  1. Исследование данных, необходимых для развития онлайн-обучения

Дальнейшее исследование и больше данных нужно для развития знаний и  практических навыков осуществления онлайн-обучения в университетах Южной Африки.

 

  1. Каким будет образование в 2040 г?

Высшее образование по всему миру пережило целый ряд изменений, которые можно свести к процессам интернационализации, глобализации, коммерциализации и массификации.

Прогнозируемые тенденции: рост показателей участия в высшем образовании (к 2040 г. – 60% в среднем по странам), увеличение спроса на обучение за рубежом, дальнейшее развитие показателей международной мобильности, значительная интеграция образования со смежными областями. Для вузов и правительств стран ключевой идеей должно стать осознание всей важности наличия эффективных и правильно организованных партнерских соглашений во всех сферах, в дополнение к национальным приоритетам и политическим задачам. Это в конечном итоге и будет влиять на уровень трансграничной академической мобильности по странам.

 

  1. Студенты и преподаватели Египта против новой системы поступления в университеты

Новые правила для поступления студентов в государственные вузы основываются на принципе прописки абитуриента. Государственные органы заявили, что такие новшества направлены на снижение числа студентов, «удаляющихся от университетов в родном городе». Географическая система распределения необходима для стимулирования развития провинций Египта, снижения нагрузки на престижные вузы страны.

 

  1. Первый центр переподготовки в борьбе с безработицей выпускников

Тунис, в сотрудничестве с Германией, официально открыл первый центр по руководству и профессиональной переподготовки, направленной на соответствие и адаптацию университетских квалификаций молодых людей, ищущих работу, для удовлетворения будущих потребностей рынка труда.

 

  1. «Флагман» для продвижения критической мысли в сфере гуманитарных наук (Южная Африка)

Министр науки и технологий 02.09.2015 запустил «Флагман» в сфере  гумманитарных наук в University of the Western Cape. Суть в изучении и документировании процесса становлення человечества. Цель – заполнение пробелов в рамках высшего образования Южной Африки. Новая программа будет проводиться в Центре гуманитарных исследований при  University of the Western Cape, который стал местом встречи для исследователей в области гуманитарных и социальных наук по всей Южной Африки.

 

  1. Министр Алжира объявил о новой академии наук

Новая академия наук и технологий Алжира будет открыта в этом месяце. Он подчеркнул важность роли университетов в экономике. Его 46 основных членов, которые были назначены международным жюри, включая 11 женщин, представляют 40 высших учебных заведений в Алжире, с оставшимися 6 из алжирской диаспоры за рубежом.

Миссия ASTA’s (Académie des Sciences et des Technologies d’Algérie) будет способствовать прогрессу науки и техники, обеспечению экспертной и консультативной помощи, поощрению научной деятельности путем публикации новых результатов в журналах для научных сообществ как местных, так и за рубежом, а также участию в научной дискуссии по актуальным основным вопросам.

 

  1. Марокканский король выделил 6 млн. долларов на финансирование нового факультета

24 августа в Газе открыли новый факультет агрономических и экологических наук. Новое учреждение, названное в честь отца короля, стоит дороже, чем 6 миллионов US $.

 

  1. Повысить финансирование университетов – обещание президента Нигерии

Президент Нигерии Мухаммаду Бухари переводит вопрос повышения финансирования университетов в разряд приоритетных задач, с чем и поручил разобраться Национальной университетской комиссии и федеральному министерству образования. Причина: в слабых позициях нигерийских университетов в мировых рейтингах – ни один вуз не вошел в 1000 лучших, хотя 28 университетов и появились в списке топ-100 Африканских вузов. Правительство начало процесс повышения налога в сфере образования с 2% до 3-4%.

В научных кругах новость была воспринята неоднозначно, даже с долей скептицизма. Среди главных аргументов ученых следующее. Во-первых, нужно вкладывать значительные средства в образование, а не мизерные 4%. Во-вторых, необходимо повышать эффективность интернет-системы Нигерии. В-третьих, бороться с коррупцией в рядах чиновников.

 

  1. Инициативы в борьбе с острой нехваткой высоких квалификаций и навыков

Новый доклад «Государственное образование в Африке». Статистические данные по высшему образованию:

– только 6% молодых людей из стран южнее Сахары поступают в высшие учебные заведения, по сравнению с глобальным средним показателем 26%.

– африканские страны выделяют самую большую часть государственных средств на финансирование образования – 18,4%; далее следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион (17,5%); Южная и Западная Азия (12,6%).

– показатель прибыли от инвестиций в высшее образование в Африке самый высокий в мире – 21%.

– во многих африканских странах наблюдается «всплеск регистрации» университетов. За период с 2000 г. по 2010 г. контингент учащихся увеличился более чем вдвое, с 2,3 млн. до 5,2 млн. человек. Это приводит к переполнению некоторых университетов.

– в 2008 г. около 223 000 южно-африканских студентов приобщились к системе высшего образования за пределами родины.

– частное высшее образование является секторов с самыми высокими показателями роста.

– Африка сталкивается с острой нехваткой высококвалифицированных талантливых специалистов.

 

  1. Инициативы CODESRIA направлены на форсирование исследований в сфере социальных наук

Совет по развитию экономических и социальных исследований в Африке – CODESRIA – активизировал инициативы, направленные на повышение научных исследований, с двумя грантовыми мега объектами, призванными мобилизовать поддержку университетов континента.

Сектор высшего образования в Африке претерпевает серьезные изменения в виде резкого роста университетов и академических программ. Сбалансированнаяинтеграциянаук,гуманитарных исоциальных, как является лучший способ вузов внести вкладв решениекризисаразвития в Африке.

 Составлено по материалам: Times Higher Education, University World News