Африка ОКТЯБРЬ (03.10.2015 – 09.10.2015)

Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.

Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:

  1. ключевыми вопросами остаются качество национального образования и его доступность;
  2. проводится активная политика африканских государств по трансформации и модернизации университетского образования, с учетом необходимости изменения содержания знаний для построения системы образования, соответствующей потребностям общества и вызовам экономики;
  3. официальные власти признают необходимость ликвидировать расовое и социальное неравенство в университетах.
  4. в университетах видят необходимое средство достижения целей устойчивого развития Африки;

 

Аннотации статей:

  1. На встрече наивысшего уровня предлагают пути форсирования университетов (Африка)

Рекомендации для укрепления африканских университетов были согласованы на высокого уровня мероприятии, состоявшемся наряду с заседанием Генеральной Ассамблеи ООН по принятию целей устойчивого развития. Предложения включают в себя развитие мобильности студентов, аспирантских исследований, центров передового опыта и партнерских отношений.

Целью мероприятия 26 сентября было обсуждение стратегии обеспечения «преобразующего, высокого качества и доступного высшего образования в Африке, что способствует экономическому росту и инклюзивному развитию», а также укрепление университетов в качестве средств достижения устойчивого Целей развития.

 

  1. Англиканская церковь открывает университет (Зимбабве)

Англиканская церковь в Зимбабве открывает свой первый университет на востоке страны. Новый университет будет открыт в следующем учебном году и будет специализироваться на дисциплинах сферы здравоохранения.

Согласно данным доклада 2014 г., озвучившего задачи, стоящие перед университетским образованием в Зимбабве, в стране на момент ее независимости (1980 г.) был только один государственный университет, теперь их 13 – 8 государственных и 4 церковных университета (скоро будет пять).

 

  1. Реформы профессионального образования должны быть завершены в ближайшее время (Кения)

Реформы, направленные на упорядочение технического и профессионального образования и подготовки кадров в Кении могут быть полностью реализованы к концу этого года с созданием Совета по финансированию. Правительство надеется, что оживление сектора поможет решить огромную проблему безработицы – по оценкам, насчитывается 5 млн. безработных молодых людей или частично занятых.

 

  1. Рост числа студентов и их многообразия, но не навыков (Южная Африка)

Выступая на 9-й ежегодной межвузовской конференции преподавания и обучения в Дурбане, генеральный директор Совета по высшему образованию профессор Narend Baijnath сказал, что одной из основных проблем стало растущее несоответствие выпускников требованиям страны к навыкам.

Университеты плохо подготавливают выпускников для новых требований, предъявляемых к ним рабочим миром, в силу того, что 365 000 южноафриканских выпускников являются безработными, несмотря на  то, что экономика располагает 450 000 вакансий для квалифицированных выпускников. Студенты покидают университеты с квалификацией, которая не требуется в настоящее время.

 

  1. Реформа учебной программы просто воспроизводит социальное неравенство (Южная Африка)

Доктор Lester Brian Shawa, старший лектор University of KwaZulu-Natal, на 9 ежегодной Конференции высшего образования анализировал проблемы связанные с новой политикой трансформации высшего образования в части обеспечения гибкого временного графика для студентов, увеличения сроков обучения с 3х лет до 4-5 лет.

 

  1. Академики должны возглавить движение по обучению на родном языке (Зимбабве)

Профессор Herbert Chimhundu, председатель Центра языка и коммуникативных исследований Chinhoyi University of Technology (Зимбабве), выступая на 9-й ежегодной межвузовской конференции преподавания и обучения в Дурбане, отметил, что язык – это основа культуры, мощный инструмент для сохранения и развития материального наследия. Академики должны взять на себя ответственность за решение вопросов, связанных с коренными языками. На всех уровнях образования нужно реализовывать языковую политику.

 

  1. Коммуникация – важнейший навык для студентов сферы здравоохранения (Южная Африка)

Студенты медицинской сферы видят свою ключевую роль в медицинской практике, а не общении, тем самым поднимая вопрос о коммуникации с общинами.

На 9 ежегодной Конференции высшего образования представители от медицинских учебных заведений обсуждали вопросы, связанные с развитием коммуникационных навыков и способностей, роль пропаганды в учебном процессе, важность социальной ответственности в сфере медицины. Основная задача университетов соответствовать потребностям общества.

 

  1. Новые жилые дома для студентов (Южная Африка)

Вопрос со студенческим жильем решится для 144 учащихся Nelson Mandela Metropolitan University в течение 2016 г. в Порт-Элизабете. Впервые для города будут предложены 144 новые комнаты, специально разработанные с акцентом на взаимодействие между студентами.

Помимо текущего проекта в Порт-Элизабет, подобные решения найдены в Cape Town, Bloemfontein, Hatfield and Potchefstroom.

 

  1. Африканские университеты должны сотрудничать в целях устойчивого развития

Если ООН продолжит свою политику в том же направлении, то к 2030 г. бедность уйдет в историю, качественное образование станет реальностью для всех. Ключевую роль в достижении ЦУР может играть высшее образование. Ассоциация африканских университетов, континентальный орган, работающий в сфере высшего образования, ждет, что вузы континента примут этот вызов. Есть много возможностей для университетов сотрудничества в преподавательской, научной сфере деятельности и распространения информации. Это должно быть сделано с помощью хорошо поддерживаемых, скоординированных академических сетей, которые включают государственных и частных партнеров по всему континенту – и за его пределами.

 

  1. Студенты возвращаются в университет после предупреждающих акций протеста (Египет)

Студенты в Египте вернулись в свои кампусы после грозных предупреждений против участия в политической деятельности в университете. Выступая в эфире канала CBC, Президент Университета Каира заявил, что «оторвет голову тому, кто покинет рабочее место или организует протест без разрешения университета».

Протесты были связаны с внедрением региональной системы, когда студенты с юга Египта уже не смогут учиться в Университет Каира.

 

  1. Возможности есть, нужно работать (Южная Африка)

Министр на выступлении ко Дню молодежи, цитируя Президента Jacob Zuma, сказал, что южноафриканцы должны отвечать на вызовы бедности, неравенства и безработицы образованием. Правительство тратит больше чем R6 миллиардов в год в Национальной схеме финансовой помощи студентам. Открывают новые учебные заведения, в том числе 3 новых университета и 12 новых технических и профессионально-технических колледжей.

 

  1. 55лет: Нигерийское образование не соответствует ожиданиям (Нигерия)

Публикация профессора Peter A. Okebukola –  бывшего исполнительного секретаря Национальной университетской комиссии.

Нигерии 55 лет, а образование все еще находится в темноте, в отчетных таблицах в основном красные линии с незначительным присутствием синих. В целом образование преуспело в нескольких пунктах: за последние 20 лет количество школ увеличилось в два раза, количество университетов увеличилось с 42 в 1990 г. до 141 в 2015 г., произошли колоссальные изменения в учебных программах. При этом периодические пересмотры и ревизии продолжаются.

Недостатком образования Нигерии является его постоянное реформирование без «впечатляющих» реформ, когда каждое новое правительство берет новый курс и отказывается от предыдущего. При этом инвестиции в образование относительно ВВП самые низкие в Африке (9% в 2014 г.). Сектор образования погряз в коррупции.

 

  1. Южноафриканский президент толкает университеты к расовым реформам (Южная Африка)

После серии протестов в университетах президент Jacob Zuma заявил, что еще много нужно сделать для расового равенства. Беспорядки начались еще в марте в Университете Кейптауна. Теперь студентов Университета Стелленбош подтолкнули к обучению не на африканском, языке строго правительства апартеида, доминирующем в университете, а на английском языке. В других университетах прошли демонстрации, в том числе о недостаточном финансировании  чернокожих студентов.

Президент видит корень проблемы в недостаточных темпах трансформации высшего образования. Расовый состав и язык обучения в университетах стал символом продолжающего неравенства для чернокожей молодежи. 

 

  1. Переосмысление связи между технологиями и образованием в Нигерии

Доклад доктора Olaopa, постоянного секретаря Федерального министерства коммуникационных технологий на Международной выставке и конференции по технологиям обучения. Как система образования использует цифровые технологии.

 

  1. Студентам нужно впитывать культуру электронного обучения (Нигерия)

Для повышения читательской культуры некоторые преподаватели Университета Лагос предлагают использовать электронное обучение. Заменить обычные книги электронными, загрузив их на веб-сайты доступные студентам.

 

  1. Достичь можно большего, улучшив финансирование, средства и подготовку (Нигерия)

Профессор Makinde – президент / вице-канцлер, Университет Бэбкок. Болезненные вопросы нигерийского образования: неустойчивая и противоречивая государственная политика, несоответсвующее финансирование, коррупция, отсутствие  учебных пособий и лабораторно-технического оборудования, насилие в кампусах.

Лицензирование частных университетов было встречено враждебно, при этом открыло новую эру, повысив качественно и количественно потенциал промышленности.

 

  1. Формирование студентов-предпринимателей и самих университетов (Южная Африка)

С ростом безработицы в рядах выпускников и сокращением финансирования технологические университеты сталкиваются с двойной задачей: обеспечивать предпринимательское образование и интегрированного с рабочей деятельностью обучения – отметил профессор Irene Moutlana, вице-канцлер South African Technology Network. Университеты технологии основаны на преобразующей философии образования, т.к. они в своей деятельности руководствуются происходящими изменениями: требований мира или рынка труда, преобразование вещей в новые товары.

Например, Vaal University of Technology открывает факультет, который сосредоточится на производстве учителей для таких областей, как наука, электронная техника и торговляю Сферы, где есть нехватка учителей, где образование является слабым.

 

  1. Германия финансирует информационные центры для роста продовольственного производства

Германия финансирует сельскохозяйственный инновационный проект в 13 африканских странах, с целью достижения самообеспеченности в производстве пищевых продуктов. На прект Германия потратит около 89 млн. долларов.

При поддержке немецких компаний и научно-исследовательских институтов, 13 «зеленых инновационных центров» будут функционировать в течение дней, чтобы научить фермеров использовать более эффективные методы ведения сельского хозяйства, современное оборудование и целевые пестициды.                                                    

По материалам: University World News, News 24, The Guardian, South African Government News Agency, Middle east eye, Stellenbosch University