Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.
Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:
- ключевыми вопросами остаются качество национального образования и его доступность;
- проводится активная политика африканских государств по трансформации и модернизации университетского образования, с учетом необходимости изменения содержания знаний для построения системы образования, соответствующей потребностям общества и вызовам экономики;
- официальные власти признают необходимость ликвидировать расовое и социальное неравенство в университетах.
- в университетах видят необходимое средство достижения целей устойчивого развития Африки;
Аннотации статей:
- На встрече наивысшего уровня предлагают пути форсирования университетов (Африка)
Рекомендации для укрепления африканских университетов были согласованы на высокого уровня мероприятии, состоявшемся наряду с заседанием Генеральной Ассамблеи ООН по принятию целей устойчивого развития. Предложения включают в себя развитие мобильности студентов, аспирантских исследований, центров передового опыта и партнерских отношений.
Целью мероприятия 26 сентября было обсуждение стратегии обеспечения «преобразующего, высокого качества и доступного высшего образования в Африке, что способствует экономическому росту и инклюзивному развитию», а также укрепление университетов в качестве средств достижения устойчивого Целей развития.
- Англиканская церковь открывает университет (Зимбабве)
Англиканская церковь в Зимбабве открывает свой первый университет на востоке страны. Новый университет будет открыт в следующем учебном году и будет специализироваться на дисциплинах сферы здравоохранения.
Согласно данным доклада 2014 г., озвучившего задачи, стоящие перед университетским образованием в Зимбабве, в стране на момент ее независимости (1980 г.) был только один государственный университет, теперь их 13 – 8 государственных и 4 церковных университета (скоро будет пять).
- Реформы профессионального образования должны быть завершены в ближайшее время (Кения)
Реформы, направленные на упорядочение технического и профессионального образования и подготовки кадров в Кении могут быть полностью реализованы к концу этого года с созданием Совета по финансированию. Правительство надеется, что оживление сектора поможет решить огромную проблему безработицы – по оценкам, насчитывается 5 млн. безработных молодых людей или частично занятых.
- Рост числа студентов и их многообразия, но не навыков (Южная Африка)
Выступая на 9-й ежегодной межвузовской конференции преподавания и обучения в Дурбане, генеральный директор Совета по высшему образованию профессор Narend Baijnath сказал, что одной из основных проблем стало растущее несоответствие выпускников требованиям страны к навыкам.
Университеты плохо подготавливают выпускников для новых требований, предъявляемых к ним рабочим миром, в силу того, что 365 000 южноафриканских выпускников являются безработными, несмотря на то, что экономика располагает 450 000 вакансий для квалифицированных выпускников. Студенты покидают университеты с квалификацией, которая не требуется в настоящее время.
- Реформа учебной программы просто воспроизводит социальное неравенство (Южная Африка)
Доктор Lester Brian Shawa, старший лектор University of KwaZulu-Natal, на 9 ежегодной Конференции высшего образования анализировал проблемы связанные с новой политикой трансформации высшего образования в части обеспечения гибкого временного графика для студентов, увеличения сроков обучения с 3х лет до 4-5 лет.
- Академики должны возглавить движение по обучению на родном языке (Зимбабве)
Профессор Herbert Chimhundu, председатель Центра языка и коммуникативных исследований Chinhoyi University of Technology (Зимбабве), выступая на 9-й ежегодной межвузовской конференции преподавания и обучения в Дурбане, отметил, что язык – это основа культуры, мощный инструмент для сохранения и развития материального наследия. Академики должны взять на себя ответственность за решение вопросов, связанных с коренными языками. На всех уровнях образования нужно реализовывать языковую политику.
- Коммуникация – важнейший навык для студентов сферы здравоохранения (Южная Африка)
Студенты медицинской сферы видят свою ключевую роль в медицинской практике, а не общении, тем самым поднимая вопрос о коммуникации с общинами.
На 9 ежегодной Конференции высшего образования представители от медицинских учебных заведений обсуждали вопросы, связанные с развитием коммуникационных навыков и способностей, роль пропаганды в учебном процессе, важность социальной ответственности в сфере медицины. Основная задача университетов соответствовать потребностям общества.
- Новые жилые дома для студентов (Южная Африка)
Вопрос со студенческим жильем решится для 144 учащихся Nelson Mandela Metropolitan University в течение 2016 г. в Порт-Элизабете. Впервые для города будут предложены 144 новые комнаты, специально разработанные с акцентом на взаимодействие между студентами.
Помимо текущего проекта в Порт-Элизабет, подобные решения найдены в Cape Town, Bloemfontein, Hatfield and Potchefstroom.
- Африканские университеты должны сотрудничать в целях устойчивого развития
Если ООН продолжит свою политику в том же направлении, то к 2030 г. бедность уйдет в историю, качественное образование станет реальностью для всех. Ключевую роль в достижении ЦУР может играть высшее образование. Ассоциация африканских университетов, континентальный орган, работающий в сфере высшего образования, ждет, что вузы континента примут этот вызов. Есть много возможностей для университетов сотрудничества в преподавательской, научной сфере деятельности и распространения информации. Это должно быть сделано с помощью хорошо поддерживаемых, скоординированных академических сетей, которые включают государственных и частных партнеров по всему континенту – и за его пределами.
- Студенты возвращаются в университет после предупреждающих акций протеста (Египет)
Студенты в Египте вернулись в свои кампусы после грозных предупреждений против участия в политической деятельности в университете. Выступая в эфире канала CBC, Президент Университета Каира заявил, что «оторвет голову тому, кто покинет рабочее место или организует протест без разрешения университета».
Протесты были связаны с внедрением региональной системы, когда студенты с юга Египта уже не смогут учиться в Университет Каира.
- Возможности есть, нужно работать (Южная Африка)
Министр на выступлении ко Дню молодежи, цитируя Президента Jacob Zuma, сказал, что южноафриканцы должны отвечать на вызовы бедности, неравенства и безработицы образованием. Правительство тратит больше чем R6 миллиардов в год в Национальной схеме финансовой помощи студентам. Открывают новые учебные заведения, в том числе 3 новых университета и 12 новых технических и профессионально-технических колледжей.
- 55лет: Нигерийское образование не соответствует ожиданиям (Нигерия)
Публикация профессора Peter A. Okebukola – бывшего исполнительного секретаря Национальной университетской комиссии.
Нигерии 55 лет, а образование все еще находится в темноте, в отчетных таблицах в основном красные линии с незначительным присутствием синих. В целом образование преуспело в нескольких пунктах: за последние 20 лет количество школ увеличилось в два раза, количество университетов увеличилось с 42 в 1990 г. до 141 в 2015 г., произошли колоссальные изменения в учебных программах. При этом периодические пересмотры и ревизии продолжаются.
Недостатком образования Нигерии является его постоянное реформирование без «впечатляющих» реформ, когда каждое новое правительство берет новый курс и отказывается от предыдущего. При этом инвестиции в образование относительно ВВП самые низкие в Африке (9% в 2014 г.). Сектор образования погряз в коррупции.
- Южноафриканский президент толкает университеты к расовым реформам (Южная Африка)
После серии протестов в университетах президент Jacob Zuma заявил, что еще много нужно сделать для расового равенства. Беспорядки начались еще в марте в Университете Кейптауна. Теперь студентов Университета Стелленбош подтолкнули к обучению не на африканском, языке строго правительства апартеида, доминирующем в университете, а на английском языке. В других университетах прошли демонстрации, в том числе о недостаточном финансировании чернокожих студентов.
Президент видит корень проблемы в недостаточных темпах трансформации высшего образования. Расовый состав и язык обучения в университетах стал символом продолжающего неравенства для чернокожей молодежи.
- Переосмысление связи между технологиями и образованием в Нигерии
Доклад доктора Olaopa, постоянного секретаря Федерального министерства коммуникационных технологий на Международной выставке и конференции по технологиям обучения. Как система образования использует цифровые технологии.
- Студентам нужно впитывать культуру электронного обучения (Нигерия)
Для повышения читательской культуры некоторые преподаватели Университета Лагос предлагают использовать электронное обучение. Заменить обычные книги электронными, загрузив их на веб-сайты доступные студентам.
- Достичь можно большего, улучшив финансирование, средства и подготовку (Нигерия)
Профессор Makinde – президент / вице-канцлер, Университет Бэбкок. Болезненные вопросы нигерийского образования: неустойчивая и противоречивая государственная политика, несоответсвующее финансирование, коррупция, отсутствие учебных пособий и лабораторно-технического оборудования, насилие в кампусах.
Лицензирование частных университетов было встречено враждебно, при этом открыло новую эру, повысив качественно и количественно потенциал промышленности.
- Формирование студентов-предпринимателей и самих университетов (Южная Африка)
С ростом безработицы в рядах выпускников и сокращением финансирования технологические университеты сталкиваются с двойной задачей: обеспечивать предпринимательское образование и интегрированного с рабочей деятельностью обучения – отметил профессор Irene Moutlana, вице-канцлер South African Technology Network. Университеты технологии основаны на преобразующей философии образования, т.к. они в своей деятельности руководствуются происходящими изменениями: требований мира или рынка труда, преобразование вещей в новые товары.
Например, Vaal University of Technology открывает факультет, который сосредоточится на производстве учителей для таких областей, как наука, электронная техника и торговляю Сферы, где есть нехватка учителей, где образование является слабым.
- Германия финансирует информационные центры для роста продовольственного производства
Германия финансирует сельскохозяйственный инновационный проект в 13 африканских странах, с целью достижения самообеспеченности в производстве пищевых продуктов. На прект Германия потратит около 89 млн. долларов.
При поддержке немецких компаний и научно-исследовательских институтов, 13 «зеленых инновационных центров» будут функционировать в течение дней, чтобы научить фермеров использовать более эффективные методы ведения сельского хозяйства, современное оборудование и целевые пестициды.
По материалам: University World News, News 24, The Guardian, South African Government News Agency, Middle east eye, Stellenbosch University