Болгарские студенты имеют массу возможностей для обучения за рубежом. Поскольку в 2007 году страна вступила в Европейский Союз, и программы академического обмена набирают популярность, все же участие в них принимает лишь малая часть студентов. В 2014 году только 0,68% всех болгарских студентов учились в зарубежных университетах, что позиционирует страну как одну из наименее активных в Европе.
Данные Европейской комиссии и Национального статистического института Болгарии показывают, что в 2010-11 г.г. только 1 837 из 255 600 болгарских студентов приняли участие в программе Erasmus, причем их число в 2013-14 г.г. сократилось до 1 757 из 262 200.
При получении степени магистра или построении профессиональной карьеры за рубежом программы академического обмена значительно упрощают пребывание. в чужой стране.
Наиболее важным аспектом поездки за рубеж является его культурная составляющая. Студенты получают возможность жить и общаться с людьми из разных стран – попробовать их пищу, знакомиться с их традициями и изучать их образ жизни.
Все это приводит к расширению сознания, улучшению навыков общения и готовит студентов для жизни в международной среде. По мере глобализации мира эти межличностные навыки оказываются наиболее важными для последующего трудоустройства. Тем не менее, их значение студенты, как правило, недооценивают.
С академической точки зрения, посещение иностранного университета в течение одного или двух семестров имеет несколько преимуществ. Студенты могут пройти учебные курсы, которые не предлагаются в своем родном университете, и, таким образом, вернувшись домой, повышают свою конкурентоспособность среди сверстников. Кроме того, пребывание за границей является лучшим способом освоить иностранный язык и повысить свои навыки общения.
Пребывание за рубежом может быть использовано для того, чтобы понять, сможет ли иностранный университет, или даже страна, стать тем местом, где стоит продолжить свое дальнейшее обучение или начать трудовую деятельность.
Находясь в престижном иностранном университете, можно из первых рук получить знание новых тенденций и проблем в сфере своей будущей деятельности, оценить и позиционировать себя среди коллег из других стран.
Еще одним преимуществом является возможность встретить сотни новых людей со всего мира. Это не только большое удовольствие – общаться с ними сегодня – это же ваши будущие партнеры завтра.
Что же препятствует болгарским студентам активно участвовать в программах академического обмена?
Это, прежде всего, языковые барьеры, высокие требования к уровню знаний и отсутствие доступной информации. Однако наиболее сдерживающим фактором является стоимость оплаты за обучение, поскольку Болгария является самой бедной страной-членом ЕС.
Тем не менее, есть различные варианты финансирования, например, гранты Erasmus (самый большой проект по академической мобильности в Европе) могут почти полностью покрыть основные расходы на проживание за границей.
Опыт, полученный студентами в результате участия в программах обмена, делает их гражданами мира, обеспечивая знакомство с представителями многих национальностей. Большинство студентов начинают воспринимать себя принадлежащими к чему-то более крупному, чем только своя страна. Когда студентов – участников программы Erasmus спрашивали, откуда они, они отвечали: “Я – европеец”.
Академический обмен на самом деле дает возможность получить опыт, расширяющий горизонты и изменяющий жизнь.