Ганс де Вит, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа в США обобщает свои исследования интернационализации высшего образования и обращает внимание на новые тенденции в связи с политическими событиями последних лет.
Основное заблуждение по-прежнему заключается в том, что интернационализация часто воспринимается как самоцель, и это характерно как для национальной, так и для институциональной образовательных политик. Рейтинги и интерпретация в них интернационализации вынуждают правительства и университеты бороться за интернационализацию в надежде улучшить работу вузов.
То же самое относится к расширению требования вести преподавание и оформлять договора исключительно на английском языке. При этом выдвигается главный аргумент – «Потому что мы должны интернационализировать», тогда как основное назначение интернационализации – повысить качество исследований и образования.
В интернационализации по-прежнему преобладает фактор мобильности, которая пока остается элитарным явлением, хотя лидеры высшего образования утверждают, что их основной движущей силой является подготовка всех выпускников для работы в глобальном мире.
Реальность заключается в том, что мобильными являются менее 2% мирового сообщества студентов, мобильность используется для краткосрочных визитов с целью получения баллов и степеней. Движение «Интернационализация дома» в Европе в конце прошлого века проходило под лозунгом «Что относительно остальных 98%?», и данный вопрос по-прежнему актуален.
Экономические и репутационные факторы важнее академических или социальных: деньги и рейтинги для правительств и учреждений по-прежнему являются движущей силой политики интернационализации.
Такое явление было характерным для Австралии и Великобритании в течение более тридцати лет, но это происходит и в других странах и высших учебных заведениях. Они проводят политику набора иностранных студентов и преподавателей, расширяют преподавание на английском языке и делают акцент на публикации в англоязычных академических журналах.
Каким будет влияние нового политического климата на этот навязчивый подход к ранжированию и экономическим обоснованиям? Скорее всего, антиглобальная и антимиграционная политика Дональда Трампа в США, а также Тереза Мей в Великобритании окажут серьезное влияние на рекрутинг иностранных студентов.
Предложенное Трампом сокращение средств, выделяемых на научные исследования и финансовую помощь, окажет негативное влияние на качество исследований и образования в США. Эти меры и последствия Брексита в целом также могут стать началом упадка английского как доминирующего языка в исследованиях и образовании.
В ближайшие 30 лет панорама международного высшего образования может принципиально измениться. Нынешний политический климат будет иметь ускоряющееся влияние на то, что произошло бы в любом случае – возможно позднее и не так быстро: например, постепенный рост уровня высшего образования в Азии.
Главный вопрос, однако, заключается не столько в растущей мощи образовательной сферы Азии, сколько в том, насколько это повлияет на характер высшего образования во всем мире и его интернационализацию.
Некоторые из основных заблуждений относительно интернационализации высшего образования:
- Интернационализация имеет глобальный уровень, при этом можно игнорировать локальный;
- Интернационализация является источником рисков для национальной и культурной самобытности;
- Единственными моделями интернационализации являются западные ценности и концепции;
- Интернационализация развертывается во всем мире без какого-либо согласования с целями устойчивого развития ООН.