В профессиональных кругах широко обсуждается только что изданная книга “Новый флагманский университет: изменение парадигмы от глобального рейтинга к национальным потребностям” (The New Flagship University: Changing The Paradigm from Global Ranking to National Relevancy), которую написал в соавторстве ученый из Университета Калифорния (Беркли, США) Джон Дуглас.
Предлагаем некоторые замечания по поводу этой книги от доктора Тома Абелеса (Тom Abeles) – международного консультанта по вопросам развития образования. В своей статье он критикует идею создания “флагманских” университетов в развивающихся странах.
В мире растет потребность в высшем образовании, что особенно актуально для стран Центральной Африки.
Вузы Северной Америки и Европы, даже при всех своих достижениях и преимуществах, давно поняли, что только постоянно развиваясь они смогут предоставлять своим выпускникам именно те знания и навыки, которые необходимы для их участия в общественной жизни и экономической деятельности.
В Европе Болонский процесс позволяет студентам получать специальное образование без оглядки на образовательное учреждение и геополитические границы. Конечно, студенты должны соответствовать международным требованиям, а вузы должны иметь квалифицированный персонал, как с точки зрения проведения научных исследований, так и учебного процесса.
К сожалению, в развивающихся странах этот вопрос решается путем расширения количества таких высших учебных заведений, которые по форме и функциях лишь имитируют необходимый уровень.
Вместо того, чтобы с использованием ограниченных финансовых и интеллектуальных ресурсов сотрудничать с лучшими вузами мира, многие страны уже начали создавать у себя “флагманские” вузы. Но даже в Китае, который обладает значительными финансовыми ресурсами, поняли, что в ближайшее время этого достичь невозможно. Главная причина – недостаток квалифицированного персонала не только в вузах, но и в средней школе.
Развивающиеся страны сталкиваются с несколькими серьезными проблемами:
– флагманские университеты – это сугубо национальный вопрос;
– их нельзя сравнивать с флагманских учреждениями других стран или с ведущими международно-признанными институтами Европы или Северной Америки;
– определенные академические дисциплины в любом вузе могут отвечать мировым стандартам, но опыт в конкретных областях знаний не дает преимущество для учреждений в целом;
– в университетах наблюдается замедление развития обычных академических моделей. Во многих странах, и особенно в развивающихся не хватает квалифицированных преподавателей не только по определенных дисциплинах, но даже в области базовых знаний;
Анализ показывает, что спрос на квалифицированные кадры можно определить как 1:2:7, то есть на одного кандидата наук должно приходиться два магистра и семь квалифицированных профессиональных специалистов. Это подтверждает тезис о том, что для нужд сегодняшнего дня важнее специализированное, а не академическое высшее университетское образование.
Идея достижения международного рейтинга без значительного внимания к капиталу, как финансовому, так и человеческому (квалифицированным кадрам) неверна, особенно если выпускники вузов не могут удовлетворить потребностей населения.