Индия переживает кризис, связанный с доступом к хорошему университетскому образованию и качественному образованию в колледжах. Несмотря на значительное расширение высшего образования в стране за последние 30 лет (доля тех, кто обучался в колледже или университете, возросла с 6% в 1983 г. до 18% в 2014 г.) по-прежнему существует огромная проблема качества образования.
Индийское правительство, осознавая эту ситуацию в 2013 г. запустило новую программу улучшения качества высшего образования. В настоящее время 18% индийской молодежи в возрасте 18-21 зачислены в университеты. Правительство стремится увеличить этот показатель до 30% к 2020 г., что будет означать увеличение количества мест в университетах с текущих 26 млн. до примерно 40 млн.
Проблемным аспектом сектора остается нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Между 1983 г. и 2013 г., количество инженерных колледжей в Индии возрастало на 20% ежегодно. Это означало, что число подготовленных преподавателей необходимо было увеличить в 30 раз по сравнению с аналогичным периодом для того, чтобы удовлетворить рост числа студентов, обучающихся инженерии. Но на практике, доля научных сотрудников увеличилась только в два раза. Управленческие комитеты частных колледжей ответили на эту проблему наймом учителей, которые не имеют необходимой квалификации и профессионального опыта.
Не способствует выходу из кризиса и коррупция в рядах университетов, несмотря на то, что правительство утверждает их некоммерческий статус. В частных вузах зачастую просят внести денежные пожертвования еще до начала курсов.
В целом индийские университеты занимают слабые позиции в рейтингах – только 7 индийских институтов вошли в список верхних 400 университетов в 2015 г. и ни один не представлен в топ-100 (QS World University Rankings).