Ханс де Вит, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, США (Center for International Higher Education at Boston College) делится своим мнением относительно состояния и перспектив развития интернационализации высшего образования.
В связи с последними политическими событиями, такими как голосование Brexit и избрание Дональда Трампа президентом США, было опубликовано много статей относительно их негативного влияния на интернационализацию высшего образования прежде всего в США и Великобритании, а также во всем мире.
Растущая волна националистических, популистских, анти-иммиграционных и антиглобалистических тенденций в США, Европе и таких странах, как Турция и Филиппины наводит на мысль о закате интернационализации.
Предстоящие выборы во Франции, Нидерландах и Германии могут привести к власти консервативные, даже националистические правительства, что также может оказать негативное влияние на численность иностранных студентов в этих странах, на бюджеты таких программ, как Erasmus + и Horizon 2020, а также на Болонский процесс в целом.
Однако есть и определенные положительные сдвиги в интернационализации высшего образования, о которых стоит упомянуть.
Во-первых, происходит пробуждение осознания важности интернационализации в США и Великобритании. Студенты, преподаватели и руководители вузов критикуют попытки сокращения приема иностранных студентов.
Во-вторых, происходит усиление интернационализации в других странах мира. Вот несколько показательных примеров:
– Исследование Mapping Generation Z, проведенное американской организацией AFS путем опроса 13-18-летней молодежи в 27 странах мира, говорящих на 16 языках, показало, что новое поколение хочет открыть для себя мир;
– Программа Erasmus + в этом году отмечает свое 30-летие. Наблюдается рост количества студентов и преподавателей, желающих принять в ней участие, их число ограничивается только размером выделенного финансирования;
– Процент голландских студентов, обучающихся за рубежом, достиг рекордной отметки 24% в 2013-14 гг. по сравнению с 22% в 2012-13 гг., половина из них получает поддержку через Erasmus +;
– Австралия также демонстрирует расширение обучения своих граждан за рубежом. Согласно опросу, проведенному в 36 университетах, почти 20% австралийских студентов имели опыт работы за границей, что очень хорошо для страны, более известной приемом большого количества иностранных студентов.
– Сфера высшего образования в большинстве стран мира, и, в частности, в Европе, играет ведущую роль в решении образовательных потребностей беженцев;
– Германия планирует прием до 350 000 иностранных студентов в 2020 году, Россия поставила целью привлечь 200 000 иностранных студентов, в Китае также отмечается значительное увеличение числа международных студентов;
– Недавние исследования, проведенные Campus France, показывают увеличение мобильности студентов в таких регионах, как Африка, Азия и Латинская Америка, приводящее к ослаблению традиционных потоков Юг-Север. Интернационализация стала центральным компонентом национальных и институциональных политик на этих трех континентах, и есть больше понимания необходимости перехода от мобильности к интернационализации между этими континентами;
– В Чили, Колумбии и Эквадоре образовательные учреждения развивают свою собственную программу интернационализации с усилением акцента на интернационализацию учебных планов и результатов обучения. Понимание необходимости таких действий стало реакцией на анти-иммиграционную политику президента США Дональда Трампа.
Указанные примеры подтверждают жизненность интернационализации высшего образования. В настоящее время происходит сдвиг от традиционного господства промышленно развитого мира к формирующимся рынкам развивающихся стран. Однако институты высшего образования в этих странах должны найти правильный баланс своих действий по интернационализации на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.